Файл: Функции налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. То есть речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Зарплатные налоги.

«Зарплатными налогами» бизнесмены и специалисты по учету традиционно называют НДФЛ и обязательные страховые взносы. Хотя формально это – разные типы платежей, но с точки зрения расчета они во многом похожи.

Облагаемой базой в обоих случаях является заработная плата, а также прочие выплаты в пользу сотрудников. Поэтому здесь налоговый учет полностью основан на бухгалтерских данных.

Единый сельхозналог.

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

Закон разрешает юридическим лицам определять облагаемую базу по ЕСХН на основе данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что доходы и расходы при ЕСХН определяются «по оплате», поэтому напрямую использовать бухгалтерские данные не получится[7].

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

УСН.

Для «упрощенки» предусмотрен специальный учетный регистр: книга учета доходов и расходов – КУДиР (приказ Минфина РФ от 22.10.2012 №135н). Если бизнесмен использует объект «Доходы», то в КУДиР нужно заносить только доходную часть и вычеты. При использовании объекта «Доходы минус расходы» задействуют все разделы КУДиР.

Выручка и затраты отражаются в КУДиР по факту поступления и списания денежных средств.

ООО на УСН освобождается от уплаты НДС и налога н прибыль. Такая организация уплачивает:

  • единый налог по УСН 6% или 15% (авансовые платежи ежеквартально) и декларацию по УСН раз в год;
  • налог на имущество организаций, тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников 13% или 30% (удерживается из зарплаты) и справку 2-НДФЛ ежегодно, 6-НДФЛ ежеквартально;
  • страховые взносы по сотрудникам 30% (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог при наличии у организации транспорта и земельных участков;
  • в редких случаях придется уплатить НДС и отчитаться.

НДФЛ для ИП.

Если ИП не перешел ни на один из спецрежимов, то он должен исчислять НДФЛ в рамках общей налоговой системы (ОСНО). Для этого также используется специальная книга (приказ Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н).

Учет здесь также, как при УСН, ведется «по оплате», но формат будет другим. В частности, в отличие от «упрощенцев», предприниматель на ОСНО платит НДС, поэтому суммы этого налога тоже отражаются в книге учета.

ЕНВД и патентная система.

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Налог на имущество, земельный, транспортный.

Эти виды обязательных платежей должны перечислять в бюджет владельцы определенных видов собственности: недвижимости, земельных участков, транспортных средств.

Налоговый учет в данном случае заключается в определении количества объектов и их параметров, формирующих облагаемую базу. Для недвижимости это — остаточная или кадастровая стоимость, для земли – только кадастровая, а для большинства транспортных средств – мощность двигателя в лошадиных силах[8].

Таким образом, налоговый учет – это участок работы финансовых специалистов, посвященный исчислению обязательных платежей. В зависимости от вида налога и особенностей бизнеса, налоговый учет может как основываться на бухучете (полностью или частично), так и вестись параллельно.

1.3 Налоговый учет его функции, задачи, цели

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Принимая во внимание интересы пользователей, следует отметить несколько задач, реализацию которых обеспечивает налоговый учет.


Это[9]:

  • Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и затрат плательщика, в соответствии с которой определяется база для обязательных отчислений в отчетном периоде.
  • Обеспечение сведениями внешних и внутренних пользователей для осуществления ими контроля правильности, своевременности исчисления и выплаты сумм в бюджет.
  • Получение администрацией предприятия информации, позволяющей оптимизировать платежи и минимизировать риски.

К функциям налогового учета можно отнести:

  • фискальную. Посредством налогового учета реализуются государственные задачи наполняемости бюджета;
  • невмешательство в систему бухгалтерского учета. Введение налогового учета позволяет сохранить основные принципы налогового учета, обеспечить выполнение его основных задач, предотвратить искажение данных о реальном финансовом состоянии предприятия в угоду фискальной политики государства;
  • контрольную. Налоговый учет позволяет налоговым органам через установленные налогово-учетные формы осуществлять более эффективный контроль за исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств;
  • информационную. Она реализуется путем налоговых расчетов на основе непрерывного фиксирования и документирования всех хозяйственных операций, совершаемых в организации. Тем самым достигается обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей. Кроме того, налоговый учет позволяет осуществлять сбор и обработку необходимой налоговой информации для правильного исчисления налоговых обязательств для лиц, которые в соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет вести не обязаны;
  • плановую (прогнозную). Эта функция лежит в основе налогового планирования и оптимизации системы налогообложения организации

К основным задачам организации налогового учета относятся[10]: избежание отрицательных результатов хозяйственной деятельности; принудительный порядок ведения; контроль за соблюдением действующего законодательства и внутрифирменной политики.

Данные налогового учета – данные, учитываемые в учетных таблицах и бухгалтерских сводках, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Данные учета формируются непрерывно и в хронологическом порядке. Аналитический учет должен в полной мере раскрывать информацию об объекте анализа.

Регистры налогового учета – аналитическая информация, сгруппированная с целью систематизации и накопления первичных данных налогового учета, используемых при расчете налоговой базы.


Аналитические регистры должны вестись на бумажных или электронных носителях в специальном формате. Форма регистров и способы защиты данных разрабатываются предприятием самостоятельно.

Налоговая база – характеристика объекта налогообложения в стоимостной или любой иной форме.

Согласно Налоговому кодексу, расчет налоговой базы должен включать: период вычисления; сумму доходов от реализации за отчетный период; сумму расходов, уменьшающих прибыль фирмы за отчетный период; прибыль от реализации; сумму внереализационной прибыли; итоговое значение налоговой базы.

Анализ в налоговом учете – оценка достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговых отчетах, степень их пригодности в удовлетворении информативности пользователей.

Посредством анализа налоговых отчетов производится оценка текущего финансового состояния организации и сравнение данных с прошлыми периодами деятельности с точки зрения способности предприятия осуществлять свои обязанности по покрытию бюджетных обязательств. Анализ налоговой отчетности дает возможность оценить влияние налогов на деятельность организации и выявить существующие ресурсы повышения ее эффективности.

Цель анализа – выявление резервов поддержания и повышения эффективности в деятельности по поводу формирования и погашения налоговых обязательств.

Цели налогового учета[11]: создание достоверной базы сведений о проведенных хозяйственных операциях; обеспечение данными финансового характера, касающимися работы предприятия внутренних и посторонних пользователей.

Для целей налогового учета используются специальные формы: налоговые регистры хозяйствующих субъектов, предпочетших общую систему налогообложения; книги учета субъектов, применяющих упрощенную, а также патентную систему налогообложения.

Налоговый учет тесно связан со статистическим и бухгалтерским.

Налогоплательщики организовывают налоговый учет сообразно своим потребностям и возможностям. Он может быть бумажным или электронным. Осуществленный субъектом хозяйствования выбор учетной политики оформляется отдельным приказом.

Методика учета применяется последовательно и может изменяться только перед началом нового налогового периода. Фискальные органы не вправе навязывать налогоплательщикам те или иные образцы учетных документов.

На сведения налогового учета распространяется режим коммерческой тайны.

Законодатель предоставил налогоплательщикам альтернативу[12]: если регистры бухучета содержат достаточно данных для расчета налоговой базы, плательщик может не заводить налоговые регистры; если сведений бухгалтерских регистров недостаточно — они дополняются новыми реквизитами (то есть, формируются налоговые регистры).


Таким образом, налоговый учет может быть: бухгалтерским — сформированным исключительно из сведений бухучета; смешанным — созданным путем использования нескольких методик; абсолютным — независимым от бухгалтерского. Функции налогового учета – выражают основные направления его реализации, его содержание и обеспечение.

Глава 2. Налоговый учет: место и правила ведения регистров

2.1 Правила ведения регистров налогового учета

Действующее законодательство не предусматривает точной формы, в которой должны оформляться регистры налогового учета, есть спорные моменты по поводу того, кто именно обязан заполнять эти формы. Штрафные санкции по нарушениям достаточно высоки, что становится дополнительным стимулом разобраться в вопросе ведения налоговых регистров.

Согласно Налоговому Кодексу, регистры являются частью налогового учета, который напрямую касается плательщиков по налогу на прибыль. Статьи 313 и 314, посвященные этому налогу, обязывают плательщиков к ведению учетных форм. Кроме того, есть утвердительное письмо Минфина по данному вопросу, выданное 1. 08.07. за № 03-03-06/1/531, указывающие на цель ведения документации.

Иногда налоговые службы при проведении проверки ссылаются на статью 23, п.1, подп.3, где требование предоставляется ко всем объектам налогообложения. В таком случае следует напомнить об оговорке – обязанность появляется при налогах о сборах, возвращаясь к ст. 313 и 314, это – налог о прибыли.

Следовательно, если организация или предприниматель работают с другой системой налогообложения, для них регистры налогового учета доходов не являются обязательными. При этом объектами такого учета становятся не только имущество, но и обязательства налогоплательщика, его хозяйственные операции, стоимость которых влияет на размер налогов, начисляемых за период составления отчета.

Законодательство не представило разработанного образца. Какие именно регистры, и в какой форме регистрировать, решают сами организации в зависимости от своей учетной политики.