Файл: Функции налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но есть несколько правил, соблюдение которых требуется. Это указание[13]: наименования; даты, или периода, за который составляется форма; названия хозяйственной операции; ее денежное или материальное выражение; подпись ответственного лица с ее расшифровкой.

Стоимость внереализационных доходов может быть определена из периодических изданий, при отсутствии их при получении. Все данные заполняются в хронологическом порядке. Рекомендуется включать и корреспондентские счета для дальнейшего облегчения сверки с бухгалтерским учетом.

Исправления подтверждаются подписью их вносившего, объяснениями причины и датируются.

Вместе с первичными документами и расчетом базы налогов, аналитические регистры налогового учета подтверждают информацию по налоговому учету. Они дают возможность отслеживать порядок, в котором проходит формирование налоговой базы.

Первичные документы бухгалтерии в большинстве случаев могут быть использованными для заполнения формы, но если данных не хватает, информация должна быть дополненной.

Заполнение разрешено в письменном виде, удобно использовать регистры налогового учета в 1С, поскольку там они ведутся в виде специальных форм, уже готовых к заполнению. Для электронного ведения подпись тоже необходима, ставится электронная цифровая. Храниться документация должна предпочтительно в письменном виде, распечатанная и заверенная подписью ответственных лиц. Распечатка должна производиться после окончания каждого налогового периода.

В зависимости от назначения, регистры подразделяются на:

  • Учета хозяйственных операций, в которых обобщаются данные по каждому факту хозяйственной деятельности субъекта, изменяющих размер выплачиваемых налогов в подотчетном периоде.
  • Учета состояния единицы налогового учета, систематизирующих данные по объектам учета, которые используются дольше 1-го отчетного периода, принимающих далее участие в формировании расходных средств как составляющей затраты за описываемый период. Состояние учитывается на каждую дату изменения.
  • Промежуточного расчета как основания для формирования регистров 4 (далее), или при расчете стоимости учетного объекта, без указания их в декларациях. Они дают картину формирования данных декларации в виде промежуточных расчетов, включая все материальные величины.
  • Формирования отчетных данных обобщают сведенья по имеющимся доходам и расходам, их расшифровки в декларации, которая предоставляется по системе налогообложения с налогом на прибыль.

У каждого вида насчитывается несколько десятков подвидов, но не все необходимы для использования. Организация может выбрать нужные и ввести их в настройки своей учетной политики. В дальнейшем налоговые службы не имеют права требовать заполнение форм регистров, которые ей не отвечают.

Для тех, кто не заполнил бланки регистра налогового учета, важно знать, какие штрафные санкции ожидают при прохождении проверки.

Оказывается[14]: перечень грубых нарушений не содержит такое правило нарушения учета, как ведение регистров; нет установленных форм среди обязательных для отчетности, поэтому запроса на их предоставление тоже не поступит; если отсутствие документов привело к неправильному отчислению налогов, штраф будет насчитываться именно за недоплату, а не за отсутствие данных документов.

Даже декларация не обязывает к указанию всех строк в ведении налоговых регистров. Поэтому привлечь организацию можно только за отсутствие ведения регистров, указанных в учетной политике. Если же по НДС не работают, вопрос о наказании не поднимается вовсе.

Таким образом, результатом ведения налогового учета станет быстрое и грамотное формирование конечных отчетов, возможность отслеживать в деталях получение доходов и расходов, что будет гарантией эффективного развития бизнеса и отсутствия претензий со стороны контролирующих органов. Не смотря на ненаказуемость отсутствия ведения налоговых регистров, их наличие окажет услугу руководству и бухгалтерии фирмы.

2.2 Организация налогового учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения

Традиционная (общая) система налогообложения предусматривает уплату всех налогов и взносов, декларируемых налоговым законодательством.

Это, прежде всего: налог на прибыль – для предприятий; НДФЛ – налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей; НДС – налог на добавленную стоимость; налог на имущество организаций – для юридических лиц; страховые отчисления в социальные фонды – ПФ, ФСС, ФОМС.

Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ[15].


Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из[16]: доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационных доходов.

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления), — порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов, — методы оценки материалов, сырья и товаров, — формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • учет операций с ценными бумагами, — в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему, — применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Организации ежеквартально и по итогам отчетного года представляют в ИФНС декларацию по налогу на прибыль. Срок подачи – 28 число месяца, следующего за отчетным периодом, а годовая декларация подается до 28 марта. При уплате авансовых платежей, отчетность подается до 28 числа каждого месяца.

ИП, получив первый доход на общем режиме налогообложения, обязан представить декларацию 4-НДФЛ о предполагаемом доходе, а за прошедший налоговый период подает декларацию о доходах 3-НДФЛ. Она представляется ежегодно до 30 апреля.

Декларация по НДС подается ежеквартально в электронном виде до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Плательщики НДС должны вести налоговые регистры – книги покупок и продаж, журнал учета счетов-фактур.

По налогу на имущество декларация представляется только организациями, ИП отчитываться не нужно. Срок подачи годовой декларации – 30 марта следующего года. Ежеквартально необходимо сдавать расчеты по авансовым платежам до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налогообложение ОСНО предполагает уплату и других налогов, в том числе местных, а также страховых взносов, отчитываться по которым следует в сроки и по формам, установленным федеральным и местным законодательством.


Таким образом, общий налоговый режим – это базовая система, на которой строится налогообложение всех предприятий на территории России. Это самый сложный и многогранный вид учета и налогообложения, применение которого требует специальных знаний и квалификации от сотрудников бухгалтерии, финансового, планового отдела. Применение ОСНО возможно, как для крупных предприятий и холдингов, так и для ООО и ИП. Это базовая структура налогообложения, не имеющая никаких ограничений и особых требований к бизнесу. На добровольных началах применяют ОСНО в основном крупные компании, имеющие большой штат и разветвленную структуру. В остальных случаях предприятия стремятся уйти от сложностей и переплат, подобрав подходящий специальный налоговый режим.

В части ведения бухгалтерского учета и отчетности к ИП и ООО на общей системе предъявляются идентичные требования – любая операция должна быть соответствующим образом задокументирована и отражена в отчетности.

Глава 3. Место налогового учета в учетно-налоговой системе

Необходимость формирования разнообразной информации для разных групп пользователей является причиной существования нескольких типов бухгалтерского учета в организации: финансовый, налоговый, управленческий, статистический. Каждый из них направлен на выполнение конкретных задач.

В.Г. Крючков, великий теоретик в области бухгалтерского учета, определяет категорию бухгалтерской и налоговой системы следующим образом: бухгалтерская и налоговая система представляет собой набор финансовых, налоговых, управленческих учетных элементов вместе со своими функциональными подсистемами.

По словам В.Г. Крючкова, в узком смысле бухгалтерская и налоговая система — это система конкретной организации, которая зависит от структуры ее компонентов (финансового, налогового и управленческого учета)[17].

А также от специфики деятельности организации. В широком смысле система подсчета налогов и налогов абстрагируется от экономического субъекта, формируя принципы, методы, подходы, универсальные для разных субъектов. Учетная и налоговая система состоит из компонентов бухгалтерского учета, налогообложения и управления, которые формируют информационное пространство при разработке, принятии и реализации эффективных управленческих решений, способствующих устойчивому развитию и конкурентоспособности экономических агентов.


Таким образом, с учетом вышесказанного сформулировали следующее определение категории бухгалтерского учета и налоговой системы:

Бухгалтерская и налоговая система хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность интегрированных и взаимосвязанных элементов финансового, налогового и управленческого учета, а также их функциональных подсистем, формирующих информационное пространство при разработке, принятии и реализации административных решений, способствующих устойчивому развитию организация.

Аспекты налогового учета и взаимодействия финансового учета в экономической литературе обсуждаются достаточно широко, а интеграция налоговых подсчет (расчеты налогов) в управленческий учет экономических субъектов практически не изучался.

Первоначально для оценки взаимодействия налогового и управленческого учета считаем необходимым изучить и проанализировать концепцию налоговых отчетов, а также место такого типа бухгалтерского учета в общей бухгалтерской и налоговой системе хозяйствующего субъекта.

Чтобы правильно и последовательно понимать суть феномена, необходимо рассмотреть историю его формирования и развития. В связи с этим мы считаем необходимым обратиться к истории эволюции налогового учета, чтобы определить предпосылки его формирования в учетной и налоговой системе хозяйствующего субъекта.

Во-первых, это следует понимать, когда налоговый учет возник в первый раз. В этом случае фактическое возникновение учета для целей налогообложения не обязательно связано с обязательным законодательным вариантом.

Самые ранние заслуживающие доверия доказательства налогообложения сохранились с XIII — XII веков до н.э., когда Вавилон начал применять первый в истории опроса налог. Не менее древними являются ссылки на практику неизбирательного сбора налогов В Персии и Китае, а также использование земельного налога с помощью первых династий египетских фараонов.

Формирование и развитие научной базы для налогообложения возникло во второй половине XVIII века с публикации работ шотландского экономиста Адама Смита. В своей знаменитой работе «Богатство народов» (1776) он сформулировал основополагающие принципы налогообложения, которые не были устаревшими по сей день, а также выявили экономическую сущность налогов и определили их место в экономической жизни.

Проанализировав порядок формирования системы налогового учета, пришли к выводу, что возникновение такого учета напрямую не связано с развитием налогообложения. На наш взгляд, налоговый учет возникает в мире только с середины XIX века, когда в связи с распределением акционерного капитала и изменениями в налогообложении налоговое законодательство резко возросло. В.Ф. Пэли отмечает, что государственные органы начали активно регулировать учет не только в России, но и во многих других странах, только фискальные интересы на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда объектом налогообложения были обороты компаний, их доходы, прибыли и Другие индикаторы, информация о которых может быть получена в системе бухгалтерского учета[18].