Файл: Законность и правопорядок (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из числа множественных задач юридической науки и практики, которые в минувшие годы притягивают к себе высокий интерес ученых-правоведов и общества в целостном, присутствуют вопросы законности и правового порядка. Они обладают приоритетной ролью в правовой жизни общества. Потребности и круг интересов общества, государства, граждан настойчиво призывают к упорядоченности и стабилизации главных сторон социальной жизни. На современной стадии формирования Российской федерации четкий и жесткий общественный правовой порядок представляет исключительно допустимым путем дальнейшего движения. Развитие правового государства и цивилизованное демократическое формирование невозможно без этого. Правопорядок обозначается важным условием возрождения экономики, функционирования абсолютно всех общественных сфер, стабилизации актуальных процессов и развития подлинного народовластия.

Изучение правопорядка важно потому, что «порядок сформирует правовую основу гражданского общества. В нем основываются все без исключения его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, таким образом, считается правовой основой и всей государственной деятельности». [1]

Интересно изучить не попросту понятие правопорядка и его развития и укрепления, но и соответствие законности и правопорядка. В правовой области сложно отыскать явления наиболее взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это повергло к тому, что длительное время отличие между ними не проводилось и они применялись как равносильные определения. Схожесть и отличие во взаимодействии важно проследить, так как это содержит колоссальное практическое значение как в целях укрепления законности, так и упрочения правопорядка.

Таким образом, законность и правопорядок - основательные категории юридической науки, открывающие сущность правовой действительности под углом зрения практического реализации права. Они возникают совместно с государством, законодательством и правосудием. Несомненно, что право в отсутствии законности действительно не возможно.

Еще до основы глубоких общественных преобразований в Российской федерации отечественные ученые-юристы вопросу законности (социалистической законности) и правопорядка уделяли существенное внимание в статьях и в специальных монографических исследованиях. [2]

Понятно, что данные публикации никак не отображают процессов, совершающихся сегодня в нашей стране, хотя и включают увлекательные теоретические разработки. Совместно с тем обращает на себя внимание то, что в минувшие годы внимание к данной проблеме в теоретическом плане не был значительным. Во многих изданиях, приуроченных к рассмотрению правовой действительности современной России, и в том числе и в учебниках согласно теории государства и права нет областей законности.


Так что же означает правопорядок и законность в демократическом государстве, какое соответствие определений «правопорядок» и «законность»?

Целью данной курсовой работы является изучение определений законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии.

1. Понятие законности

В советский период, крупнейшее продвижение получило определение законности как жесткого и настойчивого соблюдения законов и основанных на законах других правовых актов Советского государства абсолютно всеми без исключения органами, социальными организациями, должностными лицами и гражданами.

Несколько другую позицию захватывал М. С. Строгович, согласно суждению которого социалистическая законность — это прямое и неуклонное соблюдение и исполнение советских законов абсолютно всеми органами Советского государства, всеми учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами СССР. М. С. Строгович полагает, что поскольку высшим формулированием государственной свободы считается закон, в таком случае непосредственно его соблюдение и исполнение составляют сущность законности, а другие нормативные акты государственных органов обязаны издаваться на основе закона, во исполнение закона, в согласовании с законодательством. «По этой причине их соблюдение и исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение — нарушение закона».[3]

Но оба названных выше определения распространяют представление законности только в область реализации права.

Поэтому ранее в советской юридической литературе обозначилась тенденция и к наиболее просторному пониманию законности, которое занимало бы и сферу правотворчества, и область соблюдения законных действий.

П.М. Рабинович отображает основные компоненты, без которых законность не может осуществить своего социального назначения, заключающегося в обеспечении целей социалистического и коммунистического строительства посредством определения конкретной и упорядоченной организации социальных отношений. Это, во-первых, публикация концепции правовых общепризнанных мерок, грамотно отображающих закономерности социального развития и волю парода; во-вторых, их строгое и неуклонное осуществление в жизнь. Только единство данных составных компонентов гарантирует настоящую законность в обществе. Присутствие научно обоснованного законодательства, грамотно отражающего конкретные закономерности общественного развития, не может гарантировать осуществления целей, важных перед советским обществом, в случае если общепризнанных мерок законодательства не проводятся в жизнь, в случае если его предписания нарушаются. С другой стороны, реализация правовых актов, противоречащих законам социального формирования, общенародной воле, также приносит ущерб интересам социалистического общества. Научно обоснованное законодательство, его жесткое и настойчивое проведение в жизнь оформляют две стороны режима социалистической законности. [4]


Рассматривая традиционное определение советского периода, необходимо выделить, то что сущность законности на самом деле состоит в жестком, неукоснительном соблюдении и выполнении действующих законов абсолютно всеми субъектами права.

Вместе с этим в публикациях последнего времени обращается внимание на то, что подобная трактовка законности никак не отображает нынешних процессов политико-правовой существования общества. В этой взаимосвязи многое сравнительно законности потребует переосмысления, иных подходов, оценок, заключений, учета правовых реалий. В соответствии с этим, приводятся веские аргументы.

Во-первых, традиционное представление законности в основном отражало дореформенное (доперестроечное) положение социальных взаимоотношений, основанных на строгой иерархической соподчиненности.

Во-вторых, понимание законности равно как требование неукоснительного соблюдения норм права абсолютно всеми субъектами уводит от осмысления того, что рассматриваемое представление относится к части комплексной, отображающей непростой правовой характер организации общественно-политической существования общества.

В-третьих, подобная оценка законности, по существу, сводит её к обязательности, представляющей справедливым свойством права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и вердикт суда.

В-четвертых, это не только лишь требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, однако и условие соответствующей осуществлении данных прав и свобод гражданам. [5]

Обобщая сказанное, подчеркиваем: законность осуществляет роль "посредника", который как бы "переносит" возможность в область настоящего реализации прав и обязанностей граждан (организаций).

Что обозначает нормативная основа законности?

Предпосылкой законности выступают правовые предписания, находящиеся в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее подобные акты, чем совершеннее ведутся в жизнь их условия, тем больше степень законности.

"Первым обстоятельством законности,- пишет П.И. Стучка,- представляет собой непосредственно закон".[6]

Важной предпосылкой законности в современной Российской федерации считается Конституция, которая всенародно принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В ней обнаружили отображение качественные перемены российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. XX столетия. Возможно отметить, то что Основной Закон России - значимый фактор политической устойчивости, рассматривающий общепринятые принципы и нормы международного права, инструмент, гарантирующий потребность демократизации сообщества.


Однако в самой Конституции представление «законность» попадается в целом только в двух статьях. В п.2 ст 72 «законность» фигурирует равно как предмет общего ведения РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ и её субъектов, а в ст. 114 «меры по обеспечиванию законности» написаны как один из функций правительства РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

Помимо Конституции термин «законность» находится практически в 2000 функционирующих нормативных актах Русской Федерации, в разных словоформах и сочетаниях слов. В эти нормативных действиях упоминается о следовании законности, о органах на которые возложена данная цель. Таким образом, к примеру, в ст. 2 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении» зафиксировано, то что «целью введения чрезмерного утверждения считается скорейшая нормализация ситуации, восстановление законности и правопорядка, предотвращение угрозы безопасности граждан и предоставление им нужной помощи».

Однако ни в одном из нормативных действий не зафиксировано определение «законность», по этой причине оно остается только абстрактным. В связи с этим, немаловажно выделить, то что в нашей стране следует утверждение специального закона закрепляющего и стабилизирующего «основные понятия Российского права».

В научной и учебной литературе обозначились разнообразные подходы к проблеме о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается областью деятельности органов государства, направлена к официальным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, однако не принадлежит к гражданам.

Другой (традиционный подход) состоит в том, что и граждане подпадают в область деятельности законности. Данный конфликт надо решить в пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности.

Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь условие соблюдения законов в одинаковой грани обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, таким образом и к гражданам и их объединениям. Совместно с этим в литературе обозначается, то что разумное зерно есть и в первой позиции.

Проф. А.Ф. Черданцев в этой взаимосвязи подмечает: "Положение законности, в первую очередь, характеризующим способом находится в зависимости от того, в какой степени пропитан духом законности государственный аппарат, в какой степени прочна законность непосредственно здесь. От состояния законности в области деятельности должностных лиц находится в зависимости положение прав, и свобод граждан, их законопослушность".


Режим законности неразделимо связан с демократией, в обстоятельствах которой признаются и реализуются в действительности основы народовластия, равноправия граждан, сформированы требование для их участия в постановлении проблем государственной и социальной жизни.

Можно отметить: законность - основа демократии, демократического порядка сообщества.

В обстоятельствах порядка законности станут действительными демократические права граждан, социальных движений и организаций, исполняется принцип распределения властей, правило общего избирательного права, соблюдаются требуемые, базирующиеся на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

"Законность,- замечает В.Н.Кудрявцев,- не только лишь незначительный принцип права, однако и содержательная группа, отражающая демократическое создание социального строя".

2. Понятие правопорядка

С законностью неотъемлемо сопряжено иное правовое явление -правопорядок (правовой порядок).

Если применительно к какой-то области социальных взаимоотношений применяют понятие "порядок", в таком случае под ним осознают сформировавшуюся стабильную их упорядоченность. В этом плане говорят о общественном, экономическом, политическом и правовом порядке. В интересующем нас проекте термин "правовой" указывает на то, что процедура равно как проявление образовывается в взаимосвязи с правом и основывается на нем. Другими словами, в качестве важнейшей предпосылки появления правопорядка необходимо рассматривать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие её издание и осуществление в жизнь. Таким образом, правопорядок - итог осуществлении юридических норм.

В понятие, содержание правопорядка, его формулирование (выделение сущностных признаков) вкладываются как правило наиболее различные факторы. Заявляют о совокупности, системе правовых взаимоотношений, прядке в них, о реализованности законности, прав и свобод, прав и обязанностей граждан; о режиме законности или права, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их обоюдных взаимоотношениях; о конфигурациях осуществлении права и олицетворении законности в настоящих взаимоотношениях, о состоянии упорядоченности социальных взаимоотношений, основанных на праве, и т.д.

Нельзя сравнивать правовой порядок с иными общественными или правовыми явлениями и категориями. Он содержит собственные свойственные черты и качественную определенность, что объясняет недопустимость его отождествления с совокупностью или концепцией законных взаимоотношений, с правом и законностью, с правовым порядком и т. п. Непозволительно не распознавать цель и средства её достижения, причины и следствия, требование и итог реализации установленной проблемы.