Файл: Бухгалтерская отчетность организации: порядок ее составления и анализ.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, состав, и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
1.1. Понятие, состав и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
1.2. Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерской отчетности в РФ
1.3 Общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности и формированию ее показателей
1.4 Содержание бухгалтерской отчетности
Глава 2. Финансовый анализ показателей бухгалтерской отчетности АО «Хлеб»
2.1 Организационно -экономическая характеристика АО «Хлеб»
2.2 Финансовый анализ показателей бухгалтерской отчетности АО «Хлеб»
В качестве самостоятельного вида можно рассматривать также консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В литературе по бухгалтерскому учету она определяется как объединенная отчетность двух и более юридически самостоятельных организаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях[9].
В соответствии с Федеральным Законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа[10].
Общей целью составления отчетности всех видов является формирование качественной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. В отличие от рассмотренных выше видов бухгалтерской отчетности, консолидированная отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Главная задача консолидированной бухгалтерской отчетности - обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации по группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи консолидированная бухгалтерская отчетность должна составляться по МСФО, подвергаться обязательному аудиту и публикации.
В Российской Федерации состав бухгалтерской отчетности определяется нормативными актами. Согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете», основными составляющими бухгалтерской отчетности являются: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатов и приложения к ним[11].
В состав приложений бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются:
- Отчет об изменениях капитала
- Отчет о движении денежных средств
- Отчет о целевом использовании средств
- Пояснения
В соответствии с ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту[12]. В качестве основных форм приложений данным ПБУ рассматриваются Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств.
Таким образом, анализ положений Федерального Закона «О бухгалтерском учете» в части состава бухгалтерской отчетности организации, а также положений ПБУ 4/99 позволяет выявить между ними ряд расхождений. Прежде всего необходимо отметить отсутствие единства в наименовании форм отчетности в данных документах. Кроме того, законом исключается необходимость подготовки пояснительной записки, не входит в состав отчетности в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и аудиторское заключение. Все это указывает на необходимость совершенствования нормативной базы, регулирующих состав и состав и содержание форм бухгалтерской отчетности в РФ.
Для организаций – субъектов малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности (Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 г. № 113н). Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации
Таким образом, бухгалтерская отчетность имеет определяющее значение в обеспечении эффективного управления организацией, так как предоставляет важную информацию, необходимую для принятия различного рода решений как внешними, так и внутренними ее пользователями, на основе которой может быть определено как текущее состояние предприятия, так и дана оценка перспектив его развития. Современные тенденции в формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности позволяют сделать вывод о существовании значительных различий между отдельными ее видами, что обусловлено прежде всего их назначением и ориентированностью на различные группы пользователей. В то же время необходимо отметить, что независимо от вида главная задача бухгалтерской отчетности состоит в предоставлении полной и достоверной информации о результатах деятельности и финансовом состоянии предприятия.
1.2. Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерской отчетности в РФ
В силу ключевой роли бухгалтерской отчетности в обеспечении финансовой информацией различных групп пользователей, она является специальным объектом нормативно – правового регулирования. Необходимость создания национальной системы нормативного регулирования порядка формирования бухгалтерской отчетности в Российской Федерации была обусловлена следующими причинами[13]:
1. необходимость создания условия для становления национальной системы бухгалтерского учета и отчетности;
2. определение статуса и соотношения законодательных и нормативных актов по вопросам бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.
3. определение полномочий различных органов власти в вопросах регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Общее методологическое руководство вопросами регулирования формирования бухгалтерской отчетности в России осуществляют Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам и другие органы, уполномоченные Федеральными Законами, которые разрабатывают и утверждают правила ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.
Система нормативно – правового регулирования порядка формирования бухгалтерской отчетности в России формируется на 4 уровнях (рисунок 1). Рассмотрим подробнее систему нормативно – правового регулирования формирования бухгалтерской отчетности на каждом уровне.
Первый уровень нормативно – правового регулирования образуют законодательные акты прямо или косвенно регулирующие вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности. Основным документом первого уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.11.2012 г.
1 уровень
2 уровень
Национальные стандарты бухгалтерского учета
3 уровень
Нормативные акты министерств и ведомств
4 уровень
Внутрифирменные нормативные акты
Законодательные акты
Рисунок 1. Система нормативно – правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ
Данным нормативным актом устанавливаются основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Им устанавливаются единые требования к составу и содержанию бухгалтерской отчетности предприятия и ее основных форм, рассматриваются особенности формирования бухгалтерской отчетности в особых случаях, например, в случае ликвидации или реорганизации юридического лица.
К данному уровню нормативно – правового регулирования формирования бухгалтерской отчетности также можно отнести Федеральный Закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010.
Помимо законодательных актов, непосредственно регулирующих порядок формирования бухгалтерской отчетности организации к первому уровню нормативно – правового регулирования также необходимо отнести Гражданский и Налоговый Кодексы Российской Федерации, а также законодательные акты, регулирующие порядок образования и функционирования организаций различных правовых форм: Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ, Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ, Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ и т.д.
Второй уровень системы нормативно – правового регулирования формирования бухгалтерской отчетности предприятия составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые разрабатываются и утверждаются Минфином РФ. В настоящее время в РФ действует 24 ПБУ, в которых обобщаются базовые принципы организации бухгалтерского учета и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, изложены основные понятия, относящиеся к бухгалтерской отчетности без раскрытия конкретного механизма из применения к определенным видам деяятельности.
Особое значение среди нормативно – правовых актов второго уровня принадлежит ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Им устанавливается состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, содержание бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а также пояснений к основным формам отчетности.
К документам второго уровня нормативно – правового регулирования формирования бухгалтерской отчетности также необходимо отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186н), которым помимо основных правил ведения бухгалтерского учета устанавливаются правила составления и представления бухгалтерской отчетности, основные требования и правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
Третий уровень системы нормативно – правового регулирования порядка формирования бухгалтерской отчетности представлен нормативно – правовыми актами министерств и ведомств по конкретным вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности применительно к определенным видам деятельности и отраслям экономики. В составе данного уровня нормативно – правового регулирования необходимо выделить Методические рекомендации по применению отдельных ПБУ, План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. От 01.03.2016) и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень системы нормативно – правового регулирования формирования бухгалтерской отчетности включает в себя внутренние документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации, способы ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, формирования внешней бухгалтерской отчетности и т. п). Особое значение на данном уровне нормативно – правового регулирования приобретает учетная политика организации, которая определяет способы и приемы ведения бухгалтерского учета в конкретной организации. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности[14]. Необходимость разработки учетной политики организации закреплена законодательно.
В современных условиях бухгалтерскую отчетность необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку организации эффективных деловых отношений между различными хозяйственными организациями. Для решения данной задачи необходимо, чтобы информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, соответствовала определенным требованиям. Эти требования устанавливаются законодательно и определяют основные качественные характеристики информации, содержащейся в отчетности.
Качественные характеристики информации, содержащейся в финансовой отчетности определяются прежде всего требованиями полноты и достоверности. Так, в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», одной из основных из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации[15]. При этом достоверной и полной признается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная в строгом соответствии с требованиями нормативных документов, и информация, единообразно сформированная и представленная по общеизвестным и признаваемым всеми заинтересованными лицами правилам, что исключает неоднозначность толкования этой информации[16].
Отсюда следует, что для соблюдения полноты и достоверности бухгалтерской отчетности необходимо определения базовых критериев. Законодательством РФ такие критерии не устанавливаются, однако в качестве их основы могут рассматриваться критерии, установленные МСФО. Они представлены в Приложении 3. В качестве основных критериев качества бухгалтерской информации, указанных в данном приложении, необходимо рассматривать понятность, полезность, релевантность. Понятность бухгалтерской информации означает ее доступность для понимания пользователями, обладающими достаточным уровнем знаний. Полезность бухгалтерской информации означает возможность ее использования для принятия управленческих и экономических решений как внешними, так и внутренними пользователями отчетности. Полезность информации определяется двумя важнейшими ее свойствами: надежностью и релевантностью. Релевантность связана с воздействием на экономические решения и на прогнозирование деятельности организации, в том числе ее денежных потоков. Надежность имеет место, когда информация свободна от ошибок и пристрастности и верно отражает то, что предполагалось отразить. Чтобы быть надежной, информация должна удовлетворять основным требованиям, предъявляемым к отчетности, которые устанавливаются законодательством и были рассмотрены выше.