ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2019
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
1)Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Это динамическая, функциональная характеристика политической системы.
Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
Признаки политического режима:
– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
– гарантированность прав и свобод личности;
– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
– степень реализации политической власти непосредственно народом;
– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
– тип политического поведения;
– характер политического лидерства;
– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;
– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
– принципы взаимоотношения общества и власти;
– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);
– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
2) Тоталитарный
политический режим
— это такое государственно-политическое
устройство, которое характеризуется
полным (тотальным) контролем государства
над всеми сферами жизнедеятельности
общества. Это своеобразное закрытое
общество, в котором все — от воспитания
детей до выпуска продукции — контролируется
одним центром
Основными
чертами тоталитарного политического
режима
можно назвать следующие:
• строгая иерархическая вертикальная система управления обществом;
• огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни общества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;
• монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);
• жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управления;
• милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию);
• подавление личности, обезличивание человек, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное отчуждение личности от политики;
• отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;
• доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы;
• идеология
ориентирована на будущее, а не на
настоящее, исторический нигилизм,
стремление к тотальному переустройству
общества, создание новой системы
ценностей и формирование нового
человек.
Эти
общие черты тоталитарного
режима имеют
конкретное воплощение па практике.
Тоталитарный режим может иметь различные
формы своего проявления:
1) фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30—
40-е гг. XX в.,
2) военно-диктаторский политический режим — Чили в начале
70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде
слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Они
различаются по уровню тотального
контроля и по сущности основного
носителя власти. Кроме того,
военно-диктаторский режим предполагает
власть военных.
Изменение
сущности тоталитарного режима может
осуществляться двумя путями: путем
уничтожения основ его существования
(Германия, Италия) или в результате
его эволюции в сторону демократического
политического режима (Чили),
Авторитарный
политический режим (авторитаризм)
—
это такое государственно-политическое
устройство общества, основу которого
составляет сильная личная диктатура,
Можно говорить, что это своеобразная
ступень кдемократическому
режиму.
Сущность
авторитарного режима может быть раскрыта
через выяснение его основных черт,
к которым можно отнести следующие:
• исключительная концентрация власти а руках главы государства;
• широкое использование в политике методов насилия;
• отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейнобытовую и т. д.);
• политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политический плюрализм;
• допускается возможность существования и деятельности институтов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;
• формачьно функционируют представительные органы власти, которые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;
• формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;
• государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господствующей (авторитарной) идеологии.
Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:
1) однопартийный политический режим, который во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятельность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;
2) многопартийный политический режим, допускающий деятельность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства. Примером являются социалистические страны Восточной и Дентальной Европы до конца 80-х гг.;
3) монархические политические режимы, когда сильная единоличная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты. Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монархии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);
4) клерикалъныйо политический режим, который характеризуется значитсльнаой ролью церкви в государственном управлении. Нередко церковь стоит над государством (Пакистан);
5) популистские политические режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в определенной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе. Классический пример: режим Варгаса в Бразилии. В современных условиях многие постсоветские государства.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устойчивостью. Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциацию отношений государства и общества, не претендует на всеобщность контроля, допускает некоторые элементы демократии.
Главная
привлекательность этого режима —
устойчивость. Иногда он характеризуется
успешным сочетанием экономического
процветания с политической стабильностью
(Таиланд, Южная Корея, Сингапур).
3)Демократический
политический
режим представляет собой такое
государственно-политическое устройство
общества, управленческие функции в
котором основаны на признании народа
в качестве основного социального
носителя власти.
Демократия
означает власть народа, народовластие.
В
современном обществе это наиболее
распространенный тип
политического режима,
обусловленный тем, что движение к
демократии выступает объективной
тенденцией развития человеческого
общества.
основных черты:
• реальное функционирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;
• наличие политико-правового порядка, при котором допускается легальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;
• формирование представительных органов власти на основе всеобщих выборов, обладающих широким кругом полномочий;
• экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;
• значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих
свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;
• многообразие политической деятельности индивидов и социальных групп, развитие плюрализма и гласности;
^ • осуществление контроля за деятельностью государства и его орга
нов со стороны общества (народа), реальное участие народа в политике;
• свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;
• решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;
• равноправное функционирование форм непосредственной и представительной демократии;
• существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение свободы слова, печати;
• отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;
• преимущественное использование демократических методов правления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;
• наличие правового государства;
• реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.
Демократический политический режим традиционно существует в следующих формах:
1. Парламентская республика — форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, обладающий реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство и осуществлять контроль над правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парламентского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т. д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, практически президент безвластен, поскольку его деятельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той иоли - тической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у власти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.
2. Президентская республика — форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.
Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования правительства. Парламенту принадлежитзаконодательная власть, а президенту и назначенному им правительству — исполнительнораспорядительная власть.
Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выборах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламента, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительство является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это создает определенные гарантии против узурпации власти со стороны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Аргентине и т. д.
3. Смешанная республика — форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.
Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.
4) Формируется желание большинства к политическим переменам, воля большинства к изменениям в направлении к демократии. В то же время складывалась новая политическая элита, приобретавшая большую поддержку общества. Теряли свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывался поиск иных опорных ценностей — гражданских и политических.
начало
в обществе политического кризиса —
одна из существенных общих черт процесса
перехода от авторитаризма к
демократии.
автократические
правители по собственной воле, а не в
результате давления со стороны оппозиции,
решают изменить политическую систему.
Так, в Бразилии группа генералов,
захватившая власть в 1964, p. со временем
пошла на создание гражданского
демократического^ правления. Подобное
произошло и в Чили после осуществления
генералом А. Пиночетом в 1973 г. военного
переворота.