Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2019

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Это динамическая, функциональная характеристика политической системы.

Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Признаки политического режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

2) Тоталитарный политический режим  — это такое государственно-политическое устройство, которое характеризу­ется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — конт­ролируется одним центром 
Основными чертами тоталитарного политического режима можно назвать следующие:

строгая иерархическая вертикальная система управления общест­вом;


огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни об­щества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;

монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);

жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управ­ления;

милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию);

подавление личности, обезличивание человек, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное от­чуждение личности от политики;

отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;

доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы;

идеология ориентирована на будущее, а не на настоящее, истори­ческий нигилизм, стремление к тотальному переустройству обще­ства, создание новой системы ценностей и формирование нового человек.
Эти общие черты тоталитарного режима имеют конкретное вопло­щение па практике. Тоталитарный режим может иметь различные формы своего проявления:

1) фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30—

40-е гг. XX в.,

2) военно-диктаторский политический режим — Чили в начале

70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде

слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности ос­новного носителя власти. Кроме того, военно-диктаторский режим предполагает власть военных.

Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Герма­ния, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократиче­ского политического режима (Чили),

Авторитарный политический режим (авторитаризм) — это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура, Можно говорить, что это свое­образная ступень кдемократическому режиму.


Сущность авторитарного режима может быть раскрыта через выяс­нение его основных черт, к которым можно отнести следующие:

исключительная концентрация власти а руках главы государства;

широкое использование в политике методов насилия;

отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейно­бытовую и т. д.);

политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политиче­ский плюрализм;

допускается возможность существования и деятельности институ­тов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;


формачьно функционируют представительные органы власти, ко­торые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;

формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;

государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господ­ствующей (авторитарной) идеологии.

Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:

1) однопартийный политический режим, который во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятель­ность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;

2) многопартийный политический режим, допускающий деятель­ность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государ­ства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства. Примером являются социалистические страны Восточной и Дентальной Европы до конца 80-х гг.;

3) монархические политические режимы, когда сильная единолич­ная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты. Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монар­хии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);

4) клерикалъныйо политический режим, который характеризуется значитсльнаой ролью церкви в государственном управлении. Нередко церковь стоит над государством (Пакистан);

5) популистские политические режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в опре­деленной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе. Классический пример: режим Варгаса в Бразилии. В современных условиях многие постсоветские государства.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устой­чивостью. Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциа­цию отношений государства и общества, не претендует на всеобщ­ность контроля, допускает некоторые элементы демократии.

Главная привлекательность этого режима — устойчивость. Иногда он характеризуется успешным сочетанием экономического процветания с политической стабильностью (Таи­ланд, Южная Корея, Сингапур).


3)Демократический политический режим представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основ­ного социального носителя власти.


Демократия означает власть народа, народовластие.

В современном обществе это наи­более распространенный тип политического режима, обусловленный тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.


ос­новных черты:

реальное функционирование принципа разделения властей на за­конодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;

наличие политико-правового порядка, при котором допускается ле­гальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;

формирование представительных органов власти на основе всеоб­щих выборов, обладающих широким кругом полномочий;

экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;

значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих

свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;

многообразие политической деятельности индивидов и социаль­ных групп, развитие плюрализма и гласности;

^ • осуществление контроля за деятельностью государства и его орга­

нов со стороны общества (народа), реальное участие народа в по­литике;

свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;

решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;

равноправное функционирование форм непосредственной и пред­ставительной демократии;

существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение сво­боды слова, печати;

отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;

преимущественное использование демократических методов прав­ления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;

наличие правового государства;

реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.

Демократический политический режим традиционно существует в следующих формах:

1. Парламентская республика — форма государственного правле­ния, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, обладающий реальными возможностями воздействовать на политику, законода­тельство и осуществлять контроль над правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парла­ментского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т. д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, практически президент безвластен, поскольку его дея­тельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той иоли - тической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у вла­сти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.


2. Президентская республика — форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, испол­нительной и судебной властей и соединение полномочий главы госу­дарства и главы правительства в руках президента.

Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования прави­тельства. Парламенту принадлежитзаконодательная власть, а прези­денту и назначенному им правительству — исполнительно­распорядительная власть.

Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выбо­рах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламен­та, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительст­во является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это создает определенные гарантии против узурпации власти со сто­роны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Вене­суэле, Аргентине и т. д.

3. Смешанная республика форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких ус­тойчивых типичных черт, как парламентская и президентская респуб­лики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная рес­публика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.

4) Формируется желание большинства к политическим переменам, воля большинства к изменениям в направлении к демократии. В то же время складывалась новая политическая элита, приобретавшая большую поддержку общества. Теряли свое значение и роль старые политические и идеологические ценности, и развертывался поиск иных опорных ценностей — гражданских и политических.

 начало в обществе политического кризиса — одна из существенных общих черт процесса перехода от авторитаризма к демократии.
автократические правители по собственной воле, а не в результате давления со стороны оппозиции, решают изменить политическую систему. Так, в Бразилии группа генералов, захватившая власть в 1964, p. со временем пошла на создание гражданского демократического^ правления. Подобное произошло и в Чили после осуществления генералом А. Пиночетом в 1973 г. военного переворота.