ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2019
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
Однако
такие реформы редко заканчиваются
успехом. Они проводятся слишком долго,
нерешительно и непоследовательно,
поскольку реформаторы пытаются
демократизировать систему, оставаясь
при власти. К тому же, нередко они
оказываются как бы между двух огней. С
одной стороны на них влияет часть
правящей консервативно настроенной
верхушки, которая контролирует
значительную часть старой государственной
машины, в частности наиболее консервативно
ориентированы силовые структуры. С
другой стороны на них давят снизу
разбуженные
преобразованиями
и радикально настроенные массы. В
результате перед реформаторами возникает
альтернатива: или сворачивание реформ,
или оставления политической арены.
Однако
такой путь демократических преобразований
и имеет безусловные преимущества по
сравнению с другими, потому что является
постепенным и наименее радикальным,
следовательно, и наименее болезненным
для общества. Известны случаи как
успешного осуществления подобных
преобразований, например, в Бразилии,
Турции, Чили, так и безуспешного
(хрущевская «оттепель»).
Быстрый
распад власти, или абдикація (лат.
abdicatio, от abdico - отрекаюсь от, - отречение
от престола, отказ от власти, должности
или сана), означает крах авторитарного
режима в исторически короткий промежуток
времени. В основном это происходит под
влиянием внешних факторов, которыми
могут быть события в соседних странах,
участие и поражение в военном конфликте.
Примерами такого распада авторитарных
режимов может быть крах установленного
1974 г. в Греции правления «черных
полковников», который состоялся в
результате конфликта этой страны с
Турцией на Кипре, или крах военной хунты
в Аргентине в результате поражения в
последней войне с Великобританией за
Мальвинские (Фолклендские) острова 1982
г. Перестройка в СССР способствовала
краха коммунистических режимов в странах
Центральной и Восточной Европы.
Третья
форма демократической трансформации
авторитарного режима - это постепенная
реформа, согласованная между властью
и оппозицией. Она
основана на компромиссе в интересах
страны, народа между правящими и
оппозиционными политическими силами.
Такой компромисс означает, что власть
и оппозиция могут прийти к согласию,
несмотря на давление социальных сил,
которые стоят за ними. Они пытаются
избегать взаимных обвинений и спекуляций
относительно прошлого и в связи с
неизбежным ухудшением социально-экономического
положения в стране, отказываются от
радикальных позиций и методов борьбы.
Такая форма дает возможность в исторически
короткий промежуток времени и с
минимальными общественными потерями
достичь значительных успехов на пути
демократических преобразований.
Образцовым примером согласованного
осуществления демократических
преобразований считается Испания.
Проведенные в ней совместными усилиями
правительства и короля Хуана Карлоса
после смерти в 1975 г. диктатора Франко
реформы дали возможность менее чем за
10 лет подняться до состояния современного
демократического государства. Примером
компромиссной модели демократической
трансформации общества может быть и
Польша.
Переход от тоталитаризма
к демократии имеет свои особенности.
Если переход от авторитаризма к демократии
- это главным образом смена политического
режима, то демократическая трансформация
тоталитаризма требует преобразований
во всех сферах общественной жизни,
изменения социально-экономического
строя. Переход к демократии существенно
облегчается за благоприятного состояния
экономики и затрудняется в условиях ее
кризиса. Наиболее благоприятной для
перехода к демократического политического
режима является децентрализованная
экономика с ограниченным государственным
контролем. Соответственно, наименее
благоприятные условия складываются
при жесткой системы государственного
управления экономикой.
Среди
ученых и политиков достаточно
распространенной является высказанная
российскими политологами А. Міграняном
и И. Клямкіним мысль о том, что глубокие
общественные преобразования на пути
от тоталитаризма к демократии можно
осуществить лишь при условиях авторитарного
режима, то есть перейти от тоталитаризма
к демократии можно только через
авторитаризм, который дает возможность,
в частности, целенаправленно проводить
реформы, мобилизовать необходимые для
этого ресурсы, поддерживать общественный
порядок.
С этим мнением можно
согласиться разве что в том, что переход
от тоталитаризма к демократии не
происходит сразу. Он требует длительного
времени, в течение которого непременно
будут сохраняться элементы авторитаризма
с постепенным расширением объема методов
и средств демократического правления.
Такие элементы проявляются, в частности,
в действиях исполнительной власти и
главы государства. Однако элементы
авторитаризма в контексте демократических
преобразований и авторитаризм как
политическое господство одного человека
или группы лиц - это разные вещи. Такое
господство мало чем отличается от
тоталитарного. Поэтому указанная точка
зрения не может быть оправданием
авторитарного правления, где бы оно не
осуществлялось.
5)
политическое
сознание -
это совокупность всех существующих в
данную эпоху теоретических и стихийно
возникающих у людей политических
представлений и установок.
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления
Виды политического сознания
В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:
-
индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
-
групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
-
массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).
Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.
Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.
Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.
Особенности политического сознания
Являясь специфической формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями:
-
оно непосредственно связано с социально-классовыми отношениями;
-
оно воздействует через политические отношения на деятельность всех общественных организаций;
-
оно пронизывает все остальные формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на них, определяет их содержание.
В свою очередь политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т. д.
Структура и уровни политического сознания
Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.
Выделяют три уровня политического сознания:
1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение,как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.
2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.
3. Теоретический -
это наиболее высокая ступень в познании
политической реальности. Она представляет
собой систему взглядов и идей, выработанных
на основе научного осмысления всей
совокупности социально-политических
отношений. Такой уровень сознания
включает в себя более или менее целостное
представление о существенных закономерных
связях и отношениях социально-политической
действительности. Система теоретически
обоснованных взглядов и идей составляют
политическую идеологию.
Функции политического сознания:
1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).