Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2019

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако такие реформы редко заканчиваются успехом. Они проводятся слишком долго, нерешительно и непоследовательно, поскольку реформаторы пытаются демократизировать систему, оставаясь при власти. К тому же, нередко они оказываются как бы между двух огней. С одной стороны на них влияет часть правящей консервативно настроенной верхушки, которая контролирует значительную часть старой государственной машины, в частности наиболее консервативно ориентированы силовые структуры. С другой стороны на них давят снизу разбуженные 
преобразованиями и радикально настроенные массы. В результате перед реформаторами возникает альтернатива: или сворачивание реформ, или оставления политической арены.

Однако такой путь демократических преобразований и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими, потому что является постепенным и наименее радикальным, следовательно, и наименее болезненным для общества. Известны случаи как успешного осуществления подобных преобразований, например, в Бразилии, Турции, Чили, так и безуспешного (хрущевская «оттепель»).

Быстрый распад власти, или абдикація (лат. abdicatio, от abdico - отрекаюсь от, - отречение от престола, отказ от власти, должности или сана), означает крах авторитарного режима в исторически короткий промежуток времени. В основном это происходит под влиянием внешних факторов, которыми могут быть события в соседних странах, участие и поражение в военном конфликте. Примерами такого распада авторитарных режимов может быть крах установленного 1974 г. в Греции правления «черных полковников», который состоялся в результате конфликта этой страны с Турцией на Кипре, или крах военной хунты в Аргентине в результате поражения в последней войне с Великобританией за Мальвинские (Фолклендские) острова 1982 г. Перестройка в СССР способствовала краха коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

Третья форма демократической трансформации авторитарного режима - это
 постепенная реформа, согласованная между властью и оппозицией. Она основана на компромиссе в интересах страны, народа между правящими и оппозиционными политическими силами. Такой компромисс означает, что власть и оппозиция могут прийти к согласию, несмотря на давление социальных сил, которые стоят за ними. Они пытаются избегать взаимных обвинений и спекуляций относительно прошлого и в связи с неизбежным ухудшением социально-экономического положения в стране, отказываются от радикальных позиций и методов борьбы. Такая форма дает возможность в исторически короткий промежуток времени и с минимальными общественными потерями достичь значительных успехов на пути демократических преобразований. Образцовым примером согласованного осуществления демократических преобразований считается Испания. Проведенные в ней совместными усилиями правительства и короля Хуана Карлоса после смерти в 1975 г. диктатора Франко реформы дали возможность менее чем за 10 лет подняться до состояния современного демократического государства. Примером компромиссной модели демократической трансформации общества может быть и Польша.

Переход от тоталитаризма к демократии имеет свои особенности. Если переход от авторитаризма к демократии - это главным образом смена политического режима, то демократическая трансформация тоталитаризма требует преобразований во всех сферах общественной жизни, изменения социально-экономического строя. Переход к демократии существенно облегчается за благоприятного состояния экономики и затрудняется в условиях ее кризиса. Наиболее благоприятной для перехода к демократического политического режима является децентрализованная экономика с ограниченным государственным контролем. Соответственно, наименее благоприятные условия складываются при жесткой системы государственного управления экономикой.

Среди ученых и политиков достаточно распространенной является высказанная российскими политологами А. Міграняном и И. Клямкіним мысль о том, что глубокие общественные преобразования на пути от тоталитаризма к демократии можно осуществить лишь при условиях авторитарного режима, то есть перейти от тоталитаризма к демократии можно только через авторитаризм, который дает возможность, в частности, целенаправленно проводить реформы, мобилизовать необходимые для этого ресурсы, поддерживать общественный порядок.

С этим мнением можно согласиться разве что в том, что переход от тоталитаризма к демократии не происходит сразу. Он требует длительного времени, в течение которого непременно будут сохраняться элементы авторитаризма с постепенным расширением объема методов и средств демократического правления. Такие элементы проявляются, в частности, в действиях исполнительной власти и главы государства. Однако элементы авторитаризма в контексте демократических преобразований и авторитаризм как политическое господство одного человека или группы лиц - это разные вещи. Такое господство мало чем отличается от тоталитарного. Поэтому указанная точка зрения не может быть оправданием авторитарного правления, где бы оно не осуществлялось.



5)
 политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Особенности политического сознания

Являясь специфической формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями:

  • оно непосредственно связано с социально-классовыми отношениями;

  • оно воздействует через политические отношения на деятельность всех общественных организаций;

  • оно пронизывает все остальные формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на них, определяет их содержание.

В свою очередь политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т. д.

Структура и уровни политического сознания

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.

Выделяют три уровня политического сознания:

1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение,как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.


2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.

3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).