ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2019
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
Семинар № 1
Тема 1. Научное исследование в вузе. Наука и ее роль в развитии общества
1. Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание».
2. Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки.
3. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки.
4. Классификация наук.
5. Характерные особенности современной науки.
6. Определение научного исследования.
7. Цели и задачи научных исследований.
8. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию.
9. Формы и методы научного исследования.
10. Теоретический и эмпирический уровни исследования и их основные элементы.
Литература:
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
5. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.
6. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
7. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 10 - 16.
8. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 6 – 8.
Семинар № 2
Тема 2. Формы организации самостоятельной научной деятельности студента
1. Формы научных текстов: аннотация, конспект, реферат, тезисы и т.д.
2. Курсовая работа как вид самостоятельной научной деятельности студентов.
3. Выпускная квалификационная работа как вид самостоятельной научной деятельности студентов.
4. Проектирование стратегии и тактики исследования.
Литература:
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С. 63 – 70, 72 – 75.
2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
5. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.
7. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
8. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 10 - 16.
9. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного
государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 6 – 8.
Семинар № 3
Тема 3. Выбор и обоснование темы исследования
1. Выбор темы исследования и ее формулировка.
2. Цели и задачи научного исследования.
3. Выбор объекта и предмета исследования.
Литература:
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С. 123 - 132.
2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
5. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.
7. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
8. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 59 - 163.
9. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного
государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 11 – 12, 17 – 19, 45 – 56.
Семинар № 4
Тема 4 Научная информация и ее источники
1. Изучение теоретических источников.
2. Виды чтения (просмотровое, ознакомительное / выборочное, изучающее).
3. Конспектирование источников.
4. Источники фактического материала.
5. Периодические издания.
6. Справочные издания, энциклопедии и словари.
Литература:
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
Семинар № 5
Тема 4. Научная информация и ее источники
1. Ресурсы Интернет.
2. Методика поиска с применением поисковых систем.
3. Поисковые системы и полезные сайты на русском и английском языке.
4. Правила оформления ресурсов Интернет в библиографическом списке.
Литература:
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
Семинар № 6
Тема 5. Работа с научными источниками
1. Составление библиографического списка: как работать в библиотеке.
2. Правила оформления библиографического списка.
Литература:
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
Семинар № 7
Тема 6. Интеллектуальная собственность и ее защита
Тема 7. Выбор метода исследования
1. Интеллектуальная собственность и ее защита. Законодательная база по защите интеллектуальной собственности.
2. Понятия «методология» – «метод» – «методика».
3. Общенаучные методы исследования.
4. Общелогические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
5. Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование,
ранжирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
6. Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
7. Методы лингвистического анализа: гипотетико-дедуктивный метод, метод оппозиций, дистрибутивный анализ, дистрибутивно-статистический анализ, валентностный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ, корпусный анализ.
8. Методы верификации результатов исследования.
9. Экспериментальные методы исследования. Основные компоненты эксперимента, его цели и задачи. Типология экспериментов.
10. Подготовка, проведение и описание процедуры и результатов эксперимента.
11. Актуальные направления в современном языкознании: когнитивные, лингвокультурологические исследования, исследования корпусов текстов, проблемы взаимодействия и взаимовлияния языков и культур и т.д.
Литература:
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991.
2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
5. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.
7. Левицкий В.В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии. – Воронеж, 1989.
8. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 3 – 18.
9. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
10. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 12 – 17.
Семинар № 8
Тема 8. Композиционная структура научного исследования
1. Структурные части исследовательского проекта: титульный лист, аннотация, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.
2. Введение.
3. Основная часть исследования. Рубрикация основной части работы.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложение.
Литература:
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С.81 – 83.
2. Безуглов, И. Г.Основы научного исследования: учеб. пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: 2008.- 195 с.
3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
4. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
5. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 230 - 234.
6. Оформление выпускных квалификационных и курсовых работ (проектов) : Стандарт Амурского государственного университета. – Благовещенск : Амурский государственный университет, 2011. – 95 с.
Семинар № 9 (самостоятельная работа)
Тема 9. Языковое оформление исследовательской работы
1. Функциональный стиль научной прозы. Синтаксис научного текста. Лексико-фразеологическое варьирование.
2. Метаязык исследования.
3. Терминологический аппарат исследования. Требования к терминологическому аппарату исследования.
4. Правила цитирования, плагиат.
5. Оформление сносок и ссылок в тексте исследования.
Литература:
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С. 113 – 122, 133 - 138.
2. Безуглов, И. Г.Основы научного исследования: учеб. пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: 2008.- 195 с.
3. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.
4. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.
5. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.
6. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.
7. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.
8. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.
9. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 166 - 208.
10. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 19 – 21.