ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2019

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семинар № 1

Тема 1. Научное исследование в вузе. Наука и ее роль в развитии общества

1. Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание».

2. Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки.

3. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки.

4. Классификация наук.

5. Характерные особенности современной науки.

6. Определение научного исследования.

7. Цели и задачи научных исследований.

8. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию.

9. Формы и методы научного исследования.

10. Теоретический и эмпирический уровни исследования и их основные элементы.

Литература:

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

5. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.

6. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

7. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 10 - 16.

8. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 6 – 8.


Семинар № 2

Тема 2. Формы организации самостоятельной научной деятельности студента

1. Формы научных текстов: аннотация, конспект, реферат, тезисы и т.д.

2. Курсовая работа как вид самостоятельной научной деятельности студентов.

3. Выпускная квалификационная работа как вид самостоятельной научной деятельности студентов.

4. Проектирование стратегии и тактики исследования.

Литература:

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С. 63 – 70, 72 – 75.

2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.


5. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.

7. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

8. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 10 - 16.

9. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного

государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 6 – 8.


Семинар № 3

Тема 3. Выбор и обоснование темы исследования

1. Выбор темы исследования и ее формулировка.

2. Цели и задачи научного исследования.

3. Выбор объекта и предмета исследования.

Литература:

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С. 123 - 132.

2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

5. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.

7. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

8. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 59 - 163.

9. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного

государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 11 – 12, 17 – 19, 45 – 56.

Семинар № 4

Тема 4 Научная информация и ее источники

1. Изучение теоретических источников.

2. Виды чтения (просмотровое, ознакомительное / выборочное, изучающее).

3. Конспектирование источников.

4. Источники фактического материала.

5. Периодические издания.

6. Справочные издания, энциклопедии и словари.


Литература:

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.


2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

Семинар № 5

Тема 4. Научная информация и ее источники

1. Ресурсы Интернет.

2. Методика поиска с применением поисковых систем.

3. Поисковые системы и полезные сайты на русском и английском языке.

4. Правила оформления ресурсов Интернет в библиографическом списке.

Литература:

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

Семинар № 6

Тема 5. Работа с научными источниками


1. Составление библиографического списка: как работать в библиотеке.

2. Правила оформления библиографического списка.

Литература:

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

2. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

3. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

4. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.


Семинар № 7

Тема 6. Интеллектуальная собственность и ее защита

Тема 7. Выбор метода исследования

1. Интеллектуальная собственность и ее защита. Законодательная база по защите интеллектуальной собственности.


2. Понятия «методология» – «метод» – «методика».

3. Общенаучные методы исследования.

4. Общелогические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

5. Методы теоретического уровня: аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование,

ранжирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

6. Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

7. Методы лингвистического анализа: гипотетико-дедуктивный метод, метод оппозиций, дистрибутивный анализ, дистрибутивно-статистический анализ, валентностный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ, корпусный анализ.

8. Методы верификации результатов исследования.

9. Экспериментальные методы исследования. Основные компоненты эксперимента, его цели и задачи. Типология экспериментов.

10. Подготовка, проведение и описание процедуры и результатов эксперимента.

11. Актуальные направления в современном языкознании: когнитивные, лингвокультурологические исследования, исследования корпусов текстов, проблемы взаимодействия и взаимовлияния языков и культур и т.д.

Литература:

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991.

2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

4. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

5. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.

7. Левицкий В.В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии. – Воронеж, 1989.

8. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 3 – 18.

9. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

10. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 12 – 17.

Семинар № 8

Тема 8. Композиционная структура научного исследования

1. Структурные части исследовательского проекта: титульный лист, аннотация, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.


2. Введение.

3. Основная часть исследования. Рубрикация основной части работы.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложение.


Литература:

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С.81 – 83.

2. Безуглов, И. Г.Основы научного исследования: учеб. пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: 2008.- 195 с.

3. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

4. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

5. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 230 - 234.

6. Оформление выпускных квалификационных и курсовых работ (проектов) : Стандарт Амурского государственного университета. – Благовещенск : Амурский государственный университет, 2011. – 95 с.

Семинар № 9 (самостоятельная работа)

Тема 9. Языковое оформление исследовательской работы

1. Функциональный стиль научной прозы. Синтаксис научного текста. Лексико-фразеологическое варьирование.

2. Метаязык исследования.

3. Терминологический аппарат исследования. Требования к терминологическому аппарату исследования.

4. Правила цитирования, плагиат.

5. Оформление сносок и ссылок в тексте исследования.

Литература:

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М. Высшая школа, 1991. – С. 113 – 122, 133 - 138.

2. Безуглов, И. Г.Основы научного исследования: учеб. пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: 2008.- 195 с.

3. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. : доп. Мин. обр. РФ / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. − М. : Академия, 2007. − 128 с.

4. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Кожухар. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2010. – 216 с.

5. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : «Флинта. Наука», 2003, 2006. – 288 с.

6. Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2008. − 340 с.

7. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. − М. : Дашков и К, 2006. − 458 с.

8. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. ─ 3-е изд. ─ М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 242 с.

9. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – С. 166 - 208.

10. Юзефович Н.Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2006. – С. 19 – 21.