ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 383
Скачиваний: 4
Министерство образования, науки и культуры
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Луганский университет имени Тараса Шевченко
Кафедра русской и мировой литературы
Методика преподавания литературы в школе
Лекций – 12
Практических -8
ІІ модуля
І модуль – 20 б.
ІІ модуль – 20 б.
Самостоятельная работа – 30 б.
Практическая работа – 30 б.
Итого: 100 б.
Луганск -2014
Практическое занятие 1. Методика преподавания литературы в школе: предмет, цели, содержание, структура
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Какое определение методики преподавания литературы вы считаете наиболее значимым и актуальным для современного педагога?
-
Как связана методика с другими науками и искусствами?
-
Назовите актуальные проблемы современной методической науки.
-
Какие психологические исследования представляют наибольший интерес?
-
Назовите этапы литературного образования школьников. Сравните систему литературного образования школьников 2-3-х стран. Какая система предпочтительнее?
-
Назовите имена известных ученых-методистов Украины и России.
-
Дополнительное задание. Посмотрите фильм «Толстяк на ринге» (реж. Фрэнк Корачи). Проанализируйте систему образования, сравните с известной вам.
Практическое занятие 2. Личность учителя литературы. Творческая лаборатория учителя. Конспект урока литературы
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Назовите основные требования к личности учителя и его профессиональным качествам.
-
Какие требования к составлению конспекта урока, внеклассного мероприятия?
-
Из каких элементов состоит понятие «художественно-педагогическая деятельность»? Какая из этих составляющих, на ваш взгляд, важней всего для успешной работы учителя литературы?
-
Составьте свой собственный портрет современного учителя литературы.
-
Дополнительное задание. Посмотрите фильм «4:0 в пользу Танечки» (реж. Радомир Василевский). Проанализируйте образ молодой учительницы, совпадает ли он с вашим портретом современного учителя литературы?
Практическое занятие 3. Методы обучения на уроках литературы. Классификация типов урока
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Что способствует организации творческой деятельности учащихся на уроке?
-
Назовите приемы, стимулирующие поисковую деятельность учащихся.
-
Какие компетенции учащихся формируются на уроках литературы?
-
Что важно учитывать при написании поурочного плана?
-
Назовите обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока.
-
От чего зависит структура урока?
-
Составьте план стандартного урока литературы (тема, класс, тип урока – на Ваше усмотрение).
-
По любому учебнику «Методика преподавания литературы» изучите вопрос о методах и приемах изучения литературы в школе. Выберете те из них, которые наиболее соответствуют, на Ваш взгляд, целям и задачам современного литературного образования школьников и приведите 3-4 примера их использования по схеме: класс – тема – конкретные методы и приемы – что формируют.
-
Составьте план нестандартного урока литературы.
-
Напишите эссе на тему «Чтобы урок литературы был интересным…»
Практическое занятие 4. Анализ и интерпретация художественного произведения в школе. Традиционные и нетрадиционные пути анализа
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Какие факторы влияют на содержание и характер анализа художественного произведения в школе? Обоснуйте свой ответ.
-
Составьте вопросы и задания для проверки восприятия учащимися художественного произведения.
-
Какие пути анализа художественного произведения в школе вы знаете?
-
Что такое проблемный анализ? Предложите проблемные вопросы к анализу любого произведения школьной программы.
-
Докажите, что любой из путей анализа конкретного литературного произведения является лишь одним из возможных путей этого анализа.
Практическое занятие 5. Методика изучения произведений разных жанров
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Назовите основные особенности восприятия читателями литературного произведения.
-
Как вы понимаете взаимосвязь восприятия произведения и его анализа на уроке?
-
Какова специфика восприятия литературы учащимися различного школьного возраста?
-
Охарактеризуйте особенности восприятия школьниками различных родов и жанров литературы.
-
Приведите примеры углубления восприятия текста в процессе анализа одного из произведений, изучаемых в средних или старших классах.
Практическое занятие 6. Методика изучения эпических произведений в школе
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Каковы особенности восприятия эпических произведений школьниками? Как их можно учесть в проведении анализа художественного текста?
-
Назовите методы и приемы организации чтения «большого» эпического произведения в школе.
-
Сформулируйте тематику системы уроков по изучению эпического произведения (например, на материале изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»)
-
Раскройте на конкретном примере, как можно сосредоточить внимание читателя на трех центрах: событиях, героях произведения, авторе.
-
Как помогает работа над эпизодом понять общую концепцию анализа эпического произведения?
Практическое занятие 7. Методика изучения лирических произведений в школе
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
В чем заключается сложность восприятия и анализа лирического стихотворения?
-
Какие аспекты школьного анализа лирического произведения вызывают у учителей особые трудности?
-
Самостоятельно составьте систему заданий для анализа одного из программных стихотворений.
-
Сделайте самостоятельный анализ урока литературы по изучению лирики, представленного в одном из предметных методических журналов («Русская словесность в школах Украины», «Русский язык, литература и культура в школах Украины», «Русский язык и литература в школах Украины»).
-
Какова роль выразительного чтения в процессе изучения лирики?
-
Раскройте значение понятий «лирический герой», «лирический образ», «образ автора».
-
Дополнительное задание. Посмотрите фильм «Общество мертвых поэтов» (реж. Питер Уир). Составьте вопросы (5-6) к фильму.
Практическое занятие 8. Методика изучения драматических произведений в школе
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
В чем трудность чтения и восприятия пьес?
-
Какие виды творческих работ помогают ученикам преодолеть барьеры, связанные с чтением и разбором драмы?
-
Придумайте систему заданий для учащихся по одной из пьес, включенных в школьную программу.
-
Напишите рецензию на спектакль, связанный со школьным изучением драматургии, и сформулируйте вопросы, которые помогут написать ученикам отзыв о спектакле.
Вопросы для модульного итогового контроля
І модуль
-
Творческая лаборатория словесника как художника урока. Требования к его профессиональным и личностным качествам. Какие вы видите преимущества в работе учителя литературы по сравнению с учителями других предметов.
-
Связь методов преподавания литературы с другими науками и искусствами. Нужна ли эта связь?
-
Классификация типов уроков и методов обучения. Творческий подход учителя литературы к выбору типологии урока. Какой тип урока Вы считаете самым эффективным и почему?
-
Анализ современных школьных программ по литературе. Ваши предложения по улучшению программы.
-
Методика изучения эпического, лирического и драматического произведения в школе.
Литература
-
Активные формы и методы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.А. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
-
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, - М.: Академия, 2004. – 400с.
-
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. / Г.И. Беленький– М.: Просвещение, 1990. – 190 с.
-
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения / Браже Т.Г. – СПб.: Глагол, 2000. – 304с.
-
Ісаєва О.О. Теорія і технологія розвитку читацької діяльності в процесі вивчення зарубіжної літератури / О.О Ісаєва. – К.: Ленвіт. – 380 с.
-
Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-7 кл.: Книга для учителя / В.С. Вахрушев– М.: Просвешение, 1995. – 228с.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 1997. – 96с.
-
Гладишев В.В. Теорія і практика контекстного вивчення художніх творів у шкільному курсі зарубіжної літератури / В.В. Гладишев. – Миклаєв: Вид-во «Іліон», 2006. – 372с.
-
Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. - М.: Просвещение, 1962. – 269 с.
-
Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие / В.А. Доманский. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 368 с.
-
Ильин Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 1991. – 118 с.
-
Иванова Т.В. Культура педагогического общения: Монография / Под ред. И.А. Зязюна. – К.: ЦВП, 1999. – 357 с.
-
Клименко Ж.В. Теорія та технологія вивчення перекладних художніх творів у старших класах загальноосвітньої школи / Ж.В. Клименко. – К: Ленвіт, 2006. – 304 с.
-
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение, 1981.- 190 с.
-
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л. Львова. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
-
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М. : Просвещение, 1986. – 314 с.