ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 372

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования, науки и культуры

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Луганский университет имени Тараса Шевченко



Кафедра русской и мировой литературы







Методика преподавания литературы в школе







Лекций – 12

Практических -8

ІІ модуля

І модуль – 20 б.

ІІ модуль – 20 б.

Самостоятельная работа – 30 б.

Практическая работа – 30 б.

Итого: 100 б.









Луганск -2014




Практическое занятие 1. Методика преподавания литературы в школе: предмет, цели, содержание, структура

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какое определение методики преподавания литературы вы считаете наиболее значимым и актуальным для современного педагога?

  2. Как связана методика с другими науками и искусствами?

  3. Назовите актуальные проблемы современной методической науки.

  4. Какие психологические исследования представляют наибольший интерес?

  5. Назовите этапы литературного образования школьников. Сравните систему литературного образования школьников 2-3-х стран. Какая система предпочтительнее?

  6. Назовите имена известных ученых-методистов Украины и России.

  7. Дополнительное задание. Посмотрите фильм «Толстяк на ринге» (реж. Фрэнк Корачи). Проанализируйте систему образования, сравните с известной вам.



Практическое занятие 2. Личность учителя литературы. Творческая лаборатория учителя. Конспект урока литературы

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Назовите основные требования к личности учителя и его профессиональным качествам.

  2. Какие требования к составлению конспекта урока, внеклассного мероприятия?

  3. Из каких элементов состоит понятие «художественно-педагогическая деятельность»? Какая из этих составляющих, на ваш взгляд, важней всего для успешной работы учителя литературы?

  4. Составьте свой собственный портрет современного учителя литературы.

  5. Дополнительное задание. Посмотрите фильм «4:0 в пользу Танечки» (реж. Радомир Василевский). Проанализируйте образ молодой учительницы, совпадает ли он с вашим портретом современного учителя литературы?



Практическое занятие 3. Методы обучения на уроках литературы. Классификация типов урока

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Что способствует организации творческой деятельности учащихся на уроке?

  2. Назовите приемы, стимулирующие поисковую деятельность учащихся.

  3. Какие компетенции учащихся формируются на уроках литературы?

  4. Что важно учитывать при написании поурочного плана?

  5. Назовите обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока.

  6. От чего зависит структура урока?

  7. Составьте план стандартного урока литературы (тема, класс, тип урока – на Ваше усмотрение).

  8. По любому учебнику «Методика преподавания литературы» изучите вопрос о методах и приемах изучения литературы в школе. Выберете те из них, которые наиболее соответствуют, на Ваш взгляд, целям и задачам современного литературного образования школьников и приведите 3-4 примера их использования по схеме: класс – тема – конкретные методы и приемы – что формируют.

  9. Составьте план нестандартного урока литературы.

  10. Напишите эссе на тему «Чтобы урок литературы был интересным…»





Практическое занятие 4. Анализ и интерпретация художественного произведения в школе. Традиционные и нетрадиционные пути анализа


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие факторы влияют на содержание и характер анализа художественного произведения в школе? Обоснуйте свой ответ.

  2. Составьте вопросы и задания для проверки восприятия учащимися художественного произведения.

  3. Какие пути анализа художественного произведения в школе вы знаете?

  4. Что такое проблемный анализ? Предложите проблемные вопросы к анализу любого произведения школьной программы.

  5. Докажите, что любой из путей анализа конкретного литературного произведения является лишь одним из возможных путей этого анализа.

Практическое занятие 5. Методика изучения произведений разных жанров

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Назовите основные особенности восприятия читателями литературного произведения.

  2. Как вы понимаете взаимосвязь восприятия произведения и его анализа на уроке?

  3. Какова специфика восприятия литературы учащимися различного школьного возраста?

  4. Охарактеризуйте особенности восприятия школьниками различных родов и жанров литературы.

  5. Приведите примеры углубления восприятия текста в процессе анализа одного из произведений, изучаемых в средних или старших классах.







Практическое занятие 6. Методика изучения эпических произведений в школе

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Каковы особенности восприятия эпических произведений школьниками? Как их можно учесть в проведении анализа художественного текста?

  2. Назовите методы и приемы организации чтения «большого» эпического произведения в школе.

  3. Сформулируйте тематику системы уроков по изучению эпического произведения (например, на материале изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  4. Раскройте на конкретном примере, как можно сосредоточить внимание читателя на трех центрах: событиях, героях произведения, авторе.

  5. Как помогает работа над эпизодом понять общую концепцию анализа эпического произведения?





Практическое занятие 7. Методика изучения лирических произведений в школе

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. В чем заключается сложность восприятия и анализа лирического стихотворения?

  2. Какие аспекты школьного анализа лирического произведения вызывают у учителей особые трудности?

  3. Самостоятельно составьте систему заданий для анализа одного из программных стихотворений.

  4. Сделайте самостоятельный анализ урока литературы по изучению лирики, представленного в одном из предметных методических журналов («Русская словесность в школах Украины», «Русский язык, литература и культура в школах Украины», «Русский язык и литература в школах Украины»).

  5. Какова роль выразительного чтения в процессе изучения лирики?

  6. Раскройте значение понятий «лирический герой», «лирический образ», «образ автора».

  7. Дополнительное задание. Посмотрите фильм «Общество мертвых поэтов» (реж. Питер Уир). Составьте вопросы (5-6) к фильму.




Практическое занятие 8. Методика изучения драматических произведений в школе

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. В чем трудность чтения и восприятия пьес?

  2. Какие виды творческих работ помогают ученикам преодолеть барьеры, связанные с чтением и разбором драмы?

  3. Придумайте систему заданий для учащихся по одной из пьес, включенных в школьную программу.

  4. Напишите рецензию на спектакль, связанный со школьным изучением драматургии, и сформулируйте вопросы, которые помогут написать ученикам отзыв о спектакле.






Вопросы для модульного итогового контроля

І модуль



  1. Творческая лаборатория словесника как художника урока. Требования к его профессиональным и личностным качествам. Какие вы видите преимущества в работе учителя литературы по сравнению с учителями других предметов.

  2. Связь методов преподавания литературы с другими науками и искусствами. Нужна ли эта связь?

  3. Классификация типов уроков и методов обучения. Творческий подход учителя литературы к выбору типологии урока. Какой тип урока Вы считаете самым эффективным и почему?

  4. Анализ современных школьных программ по литературе. Ваши предложения по улучшению программы.

  5. Методика изучения эпического, лирического и драматического произведения в школе.



Литература

  1. Активные формы и методы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.А. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, - М.: Академия, 2004. – 400с.

  3. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. / Г.И. Беленький– М.: Просвещение, 1990. – 190 с.

  4. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения / Браже Т.Г. – СПб.: Глагол, 2000. – 304с.

  5. Ісаєва О.О. Теорія і технологія розвитку читацької діяльності в процесі вивчення зарубіжної літератури / О.О Ісаєва. – К.: Ленвіт. – 380 с.

  6. Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-7 кл.: Книга для учителя / В.С. Вахрушев– М.: Просвешение, 1995. – 228с.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 1997. – 96с.

  8. Гладишев В.В. Теорія і практика контекстного вивчення художніх творів у шкільному курсі зарубіжної літератури / В.В. Гладишев. – Миклаєв: Вид-во «Іліон», 2006. – 372с.

  9. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. - М.: Просвещение, 1962. – 269 с.

  10. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие / В.А. Доманский. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 368 с.

  11. Ильин Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 1991. – 118 с.

  12. Иванова Т.В. Культура педагогического общения: Монография / Под ред. И.А. Зязюна. – К.: ЦВП, 1999. – 357 с.

  13. Клименко Ж.В. Теорія та технологія вивчення перекладних художніх творів у старших класах загальноосвітньої школи / Ж.В. Клименко. – К: Ленвіт, 2006. – 304 с.

  14. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение, 1981.- 190 с.

  15. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л. Львова. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

  16. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М. : Просвещение, 1986. – 314 с.