Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18651
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Ю.М. Колосов
Э.С. Кривчикова
Москва
«Международные отношения»
2000
Предисловие
«Международное право – язык международного общения». Так определила значение и смысл международного права первая Всемирная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году.
Международное право представляет собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении.
История международных отношений свидетельствует, что государства не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. Международное право как совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения и превращающих их в международно-правовые отношения, является основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами уличного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катастрофами.
Международно-правовое регулирование охватывает все новые и новые сферы общения, в том числе И в тех областях, которые традиционно находились в рамках регулирования национального права (права человека, хозяйственное использование государственной территории и др.).
Это и предопределило подход коллектива авторов Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России к созданию нового учебника «Международное право».
Отличительной особенностью этого учебника является то, что он подготовлен исключительно силами профессорско-преподавательского состава одной кафедры – кафедры международного права МГИМО(У) МИД России, что свидетельствует о том, что здесь сформировалась своя научная школа международного права.
Другой особенностью данного учебника является то, что в нем впервые появились такие главы, как «Международное право массовой информации», «Религия и международное право», «Международное ядерное право», а в главе «Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» освещаются вопросы таможенного и транспортного права, анализируются правовые аспекты торговли продовольственными и сырьевыми продуктами, туризма и туристических услуг, валютно-финансовых отношений, отношений в области культуры.
Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для специалистов в области международных отношений и международного права. Он может быть использован всеми, кто хочет приобщиться к правовой культуре и повысить правовую грамотность.
Проф. Ю.М. Колосов
Проф.
Э.С. Кривчикова
Общая часть
Глава 1
Понятие
современного международного права
1. Возникновение международного права
Человеческое общество – это сложная система взаимодействия людей, продукт их совместной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной общественной организации является государство, характеристиками которого считаются наличие публичной власти и территориальная организация населения. Государство осуществляет регулирование общественных отношений с помощью специального аппарата. Система правил поведения членов человеческого общества и норм публичного управления образует государственное право.
Различные группы людей взаимодействовали и на самых ранних этапах возникновения общественной организации жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменились межгосударственными отношениями. Как и внутригосударственные отношения, межплеменные, а затем и межгосударственные связи регламентируются определенными нормами поведения. Сначала возникают неписаные правила (международный обычай), а затем и писаные (в форме международных договоров) на межплеменном уровне. Но это еще не международное право в современном понимании.
В римском праве система правовых норм, определявших отношения граждан с негражданами, именовалась правом народов (jus gentium). Именно это понятие было перенесено в средние века на правила международных отношений (jus inter gentes – международное право), в их недрах происходит формирование общего международного права, которое в более ранние эпохи характеризовалось локальностью.
2. Особенности международного права
Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.
На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать катализаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения еще не созрели для формулирования новых правил поведения на международной арене.
Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат – par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).
Другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.
Международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функцией создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).
3. Функции международного права
Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).
Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невоз- -можно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).
Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).
Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).
4. Соотношение международного и внутригосударственного права
Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).
Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).
Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.
Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.
Если конституция этого не предусматривает, государство предпринимает шаги для включения положений взятых на себя международных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.
Согласно международному праву, государство не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения международного обязательства.
В теории международного права исследуется вопрос о так называемом примате международного права. Здесь можно выделить две проблемы.
Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой – он означает обязанность государств руководствоваться в своих международных отношениях прежде всего международным правом, а не другими побудительными мотивами (военными, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.
Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам.
В плане научного исследования проблемы соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории.
Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.
Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.
5. Нормообразование в международном праве
Нормы международного права создаются как соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Они устанавливают взаимные права и обязанности этих субъектов. Паритет – основной принцип признания действительности международно-правовой нормы. Праву должна корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.