Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18164

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Ю.М. Колосов

Э.С. Кривчикова

Москва

«Международные отношения»

2000


Предисловие

«Международное право – язык международного общения». Так определила значение и смысл международного права первая Всемир­ная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году.

Международное право представляет собой живой организм, нахо­дящийся в непрерывном развитии и обновлении.

История международных отношений свидетельствует, что госу­дарства не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. Между­народное право как совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения и превращающих их в международно-правовые отношения, является основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами улич­ного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катаст­рофами.

Международно-правовое регулирование охватывает все новые и новые сферы общения, в том числе И в тех областях, которые тра­диционно находились в рамках регулирования национального права (права человека, хозяйственное использование государственной тер­ритории и др.).

Это и предопределило подход коллектива авторов Московского государственного института международных отношений (Универ­ситета) МИД России к созданию нового учебника «Международное право».

Отличительной особенностью этого учебника является то, что он подготовлен исключительно силами профессорско-преподава­тельского состава одной кафедры – кафедры международного права МГИМО(У) МИД России, что свидетельствует о том, что здесь сфор­мировалась своя научная школа международного права.

Другой особенностью данного учебника является то, что в нем впервые появились такие главы, как «Международное право массовой информации», «Религия и международное право», «Международное ядерное право», а в главе «Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» освещаются вопросы таможенного и транспортного права, анализи­руются правовые аспекты торговли продовольственными и сырьевы­ми продуктами, туризма и туристических услуг, валютно-финансовых отношений, отношений в области культуры.

Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспиран­тов юридических вузов и факультетов, а также для специалистов в области международных отношений и международного права. Он мо­жет быть использован всеми, кто хочет приобщиться к правовой культуре и повысить правовую грамотность.

Проф. Ю.М. Колосов
Проф. Э.С. Кривчикова


Общая часть

Глава 1
Понятие современного международного права

1. Возникновение международного права

Человеческое общество – это сложная система взаимодействия людей, продукт их совместной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной обще­ственной организации является государство, характеристиками ко­торого считаются наличие публичной власти и территориальная организация населения. Государство осуществляет регулирование об­щественных отношений с помощью специального аппарата. Система правил поведения членов человеческого общества и норм публично­го управления образует государственное право.

Различные группы людей взаимодействовали и на самых ранних этапах возникновения общественной организации жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменились межгосударственными отно­шениями. Как и внутригосударственные отношения, межплеменные, а затем и межгосударственные связи регламентируются определен­ными нормами поведения. Сначала возникают неписаные правила (международный обычай), а затем и писаные (в форме международ­ных договоров) на межплеменном уровне. Но это еще не междуна­родное право в современном понимании.

В римском праве система правовых норм, определявших отноше­ния граждан с негражданами, именовалась правом народов (jus gen­tium). Именно это понятие было перенесено в средние века на пра­вила международных отношений (jus inter gentes – международное право), в их недрах происходит формирование общего международ­ного права, которое в более ранние эпохи характеризовалось локаль­ностью.

2. Особенности международного права

Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.

На каждом этапе развития международных отношений междуна­родное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь над­строечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношения­ми и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

На каждом историческом этапе международное право отража­ет объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать ката­лизаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения еще не созрели для формулирования новых правил поведения на между­народной арене.

Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международ­ное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат – par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).


Другой особенностью системы международного права являет­ся отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные ис­ключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государ­ства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.

Международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функци­ей создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате доброволь­ного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).

3. Функции международного права

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты пове­дения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать вза­имных помех при использовании электросвязи).

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответству­ющих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невоз- -можно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международ­ные обязательства (например, положения о международной ответст­венности за нарушения международного права или механизмы конт­роля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защи­щать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

4. Соотношение международного и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми системами существу­ет тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отра­жают национальные законы о границах соответствующих гранича­щих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы го­сударства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.


Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей тер­ритории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой сис­темы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой пре­имущественную силу имеет норма международного права.

Если конституция этого не предусматривает, государство пред­принимает шаги для включения положений взятых на себя междуна­родных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.

Согласно международному праву, государство не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюде­ния международного обязательства.

В теории международного права исследуется вопрос о так назы­ваемом примате международного права. Здесь можно выделить две проблемы.

Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой – он означает обязанность государств руководст­воваться в своих международных отношениях прежде всего между­народным правом, а не другими побудительными мотивами (военны­ми, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в между­народных отношениях, для чего требуется содействовать его пре­подаванию, изучению, распространению и более широкому при­знанию.

Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам.

В плане научного исследования проблемы соотношения междуна­родного и внутригосударственного права существуют две теории.

Монистическая теория исходит из единства двух правовых си­стем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятель­ных правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.

Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правопри­менения они неразрывно взаимосвязаны.

5. Нормообразование в международном праве

Нормы международного права создаются как соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Они устанавливают взаимные права и обязанности этих субъектов. Паритет – основной принцип признания действительности между­народно-правовой нормы. Праву должна корреспондировать обязан­ность уважать аналогичное право партнера.