Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1889

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно государственное социальное обеспечение как самостоятельная организа­ционно-правовая форма ориентировано на предоставление социальных благ на прием­лемом уровне всем членам общества вне за­висимости от каких бы то ни было факторов.

Сегодня содержательная трансформация государственного социального обеспечения характеризуется разнонаправленными тен­денциями. С одной стороны, законодатель предпринимает активные попытки преодоле­ния иждивенческого настроя отдельных кате­горий граждан, подталкивая их к соверше­нию активных действий, направленных на самостоятельный выход из трудной жизнен­ной ситуации, усиливая тем самым адресную составляющую. Наиболее ярким примером такого стимулирования может служить соци­альный контракт. Прилагаемая к социально­му контракту программа социальной адапта­ции закрепляет обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (например, трудоуст­ройство, ведение личного-подсобного хозяй­ства, переобучение и др.), при невыполнении которых органы социальной защиты вправе требовать возврата полученных денежных средств. С другой стороны, не уменьшается совокупный объём различных социальных выплат и субъектов-получателей, числен­ность которых доходит до 70 % от общей численности населения.

Интересен тот факт, что активно обсуж­дающаяся в ряде зарубежных стран идея вве­дения безусловного гарантированного дохода была озвучена как перспективная для России Председателем Конституционного Суда РФ Валерием Зорькиным на IV Юридическом форуме стран БРИКС в Москве (ноябрь 2017 г.)[15]. На первый взгляд подобные предложения несколько преждевременны для российских реалий, но установление отдель­ных выплат демографической направленно­сти свидетельствует об обратном.

Так, ежемесячную выплату в связи с ро­ждением (усыновлением) первого и второго ребёнка, размер которой равен прожиточному минимуму для детей, установленному в субъ­екте Федерации, можно рассматривать и в та­ком аспекте. Каждый ребёнок, родившийся после 1 января 2018 г., являющийся гражда­нином РФ, имеет право на достойный уровень жизни. Критерием такого уровня избран 1,5-кратный прожиточный минимум в расчёте на члена семьи, при его не достижении возни­кает право на указанную выплату. Вызывает сомнение обоснованность дифференциации субъектов - получателей выплаты по хроноло­гическому признаку. Если целью установле­ния выплат является стимулирование рождае­мости, то необходимо установление «буфер­ного» периода, иначе говоря отложенное всту­пление закона в силу. Если же приоритетным выступает поощрение за сам факт рождения, материальная поддержка семей с детьми в возрасте до полутора лет, то никакой объек­тивной разницы между ребёнком, родившим­ся 31 декабря 2017 г., и ребёнком, родившимся 1 января 2018 г., нет и быть не может.


Следует отметить неудачную формули­ровку наименования выплаты. Можно пред­положить, что, так как уже существующая система государственных пособий семьям с детьми содержит такие виды пособий, как «единовременное пособие при рождении ре­бёнка», «ежемесячное пособие по уходу за ребёнком» и «пособие на ребёнка», исполь­зование термина «выплата» преследовало цель каким-то образом дистанцироваться от названных пособий. В таком случае как это согласуется с положениями преамбулы Феде­рального закона от 19 мая 1995 г. «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющей, что он «устанавлива­ет единую систему пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гаранти­рованную государством материальную под­держку материнства, отцовства и детства»?

Ещё одной отчётливо прослеживающей­ся тенденцией является передача на регио­нальный уровень значительной части госу­дарственных обязанностей в сфере социаль­ного обеспечения. С момента отнесения Кон­ституцией РФ вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к предме­там совместного ведения, законодательство субъектов федерации развивалось достаточно активно. Своеобразным катализатором про­цесса послужила «монетизация льгот». В итоге позитивное намерение, заключаю­щееся в создании возможностей для вырав­нивания региональных различий, но не под­креплённое соответствующим финансирова­нием, приводит к ещё более существенной и необоснованной дифференциации уровня социальных предоставлений в различных субъектах Федерации. Нередки случаи «со­циально-обеспечительной миграции» и кон­фликтов на этой почве.

Скорее негативно следует оценивать ак­тивизацию процесса передачи части функций на негосударственный уровень. «Приоритет­ность коммерческих интересов и ограничен­ные во времени цели, которые далеко не все­гда совпадают со стратегическими задачами государства»[16], нивелируют преимущества бизнес-структур, работающих на рынке со­циальных услуг.

Зачастую проблемы государственного социального обеспечения принято объяснять недостаточностью бюджетных средств, что верно лишь отчасти. Более рациональное ис­пользование имеющихся ресурсов, совер­шенствование управленческих механизмов, разумное соотношение категориального и адресного подхода позволит существенно повысить эффективность данной формы со­циального обеспечения.

Обязательное социальное страхование является ведущей формой социального обес­печения, что обусловлено объективными причинами. Ориентированное в подавляю­щем большинстве случаев на работающих граждан, трудом которых создаётся нацио­нальное богатство России, оно призвано в том числе обеспечить дифференциацию социальных притязаний работающих и нера­ботающих граждан, стимулировать послед­них к участию в трудовой деятельности.


История возникновения, развития, трансформации обязательного социального страхования изучалась и продолжает оста­ваться предметом научных исследований представителей юридической науки. Так, в последние годы вышли монографии М. Л. Захарова[17], М. Ю. Федоровой[18], по­свящённые проблемам обязательного соци­ального страхования в России. Значительный интерес к обозначенной тематике проявляют учёные-экономисты. Этому, безусловно, спо­собствуют ведущаяся дискуссия о перспекти­вах развития пенсионного страхования, яв­ляющегося ядром, центральным видом обя­зательного социального страхования, и вы­сказывающиеся предложения о полном или частичном отказе от пенсионного страхова­ния в его нынешнем виде[19].

Полагаем, что на сегодняшний день ре­альной альтернативы обязательному соци­альному страхованию нет. Именно этот инст­румент позволяет путём максимальной во­влечённости людей обеспечить реализацию идей социальной солидарности и справедли­вости, гарантировав (при опоре на реальные актуарные расчёты) финансовую устойчи­вость системы.

Именно эту цель преследовали такие за­конодательные изменения, как передача ад­министрирования уплаты страховых взносов налоговым органам или назначение пособия по временной нетрудоспособности страхов­щиком - Фондом социального страхования, что следует оценить положительно.

Полагаем, что потребности современно­го этапа развития общества нуждаются в сбалансированном сочетании стабильности законодательства (например, в пенсионном страховании) и динамичного реагирования на меняющиеся социально-экономические реа­лии. Позволим себе обозначить несколько наиболее значимых направлений трансфор­мации.

Так, ярко выраженная тенденция старе­ния населения требует не только корректи­ровки возрастных показателей выхода на пенсию, но и введения обязательного соци­ального страхования на случай необходимо­сти постороннего ухода. Страхователями, по нашему мнению, должны выступать все гра­ждане, вне зависимости от трудовой занято­сти, начиная с определённого возраста (ори­ентировочно 40-45 лет). Данная возрастная группа характеризуется как достаточно ста­бильная, более социально ответственная, осознающая свои потенциальные потребно­сти в будущем социальном обслуживании.

Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь должна осуществляться на нестрахо­вых принципах, что предполагает отказ от обязательного медицинского страхования[20].


Кроме того, по нашему мнению, следует использовать страховую модель обеспечения пособием на случай потери работы, сохранив при этом пособие по безработице для граж­дан, ранее не работавших либо не имеющих достаточного страхового стажа.

Подводя итог сказанному, отметим, что обе организационно-правовые формы соци­ального обеспечения обладают значительным потенциалом, могут успешно взаимодейство­вать друг с другом и использоваться для реа­лизации социальной функции государства и права граждан на социальное обеспечение.

2.2 Неюрисдикционная форма защиты социальных прав

Определение и сущность социальных прав является предметов многочисленных дискуссий, ведущихся по настоящее время в нашей стране, поскольку далеко не все ученые рассматривают данную категорию прав в качестве самостоятельной группы прав человека. Однако все же социальные права являются одной из важнейших составляющих всех прав человека и гражданина и соответственно нуждаются в защите. В данной работе подробнее хотелось бы остановиться на примере неюрисдикционной формы защиты трудовых прав.

Говоря о неюрисдикционной форме защиты права, характеризуя подобный специфический способ защиты прав, видится необходимость рассматривать его в системе с иными существующими способами. Так, когда речь идет о юрисдикционной форме, подразумевается деятельность предусмотренных законом органов по защите прав. Ее главное отличие от неюрисдикционной формы состоит в том, что при неюрисдикционной форме граждане и объединения граждан осуществляют именно самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы и организации[21]. Способами защиты выступают некие определенные действия, которые не запрещены законом и направлены на защиту нарушенного права или признание законного интереса. Например, восстановление нарушенного права, пресечение противоправных деяний, признание акта нормотворчества, не подлежащего применению и т.д.

Правовой основой для осуществления указанных действий выступает, прежде всего, часть 2 статьи 45 Конституции РФ. Так, исходя из анализа данной статьи, уже можно заметить первый и весьма значительный недостаток указанной формы защиты. Данный недостаток выражается в том, что в процессе реализации нормы лицо, осуществляющее самозащиту, самостоятельно определяет весь объем применяемых им мер и способов защиты, не руководствуясь в отличие   от органов исполнительной власти при административном порядке защиты и судов – при судебном, конкретными нормативными указаниями и процессуальными положениями и по сути действует на свой страх и риск, поскольку при превышении объема применяемых им мер действия самого лица могут быть признаны незаконными.


Что же касается именно сферы трудовых отношений, то она является тем редким исключением, когда законодатель прямо указал на возможность применения самозащиты прав и раскрыл указанное закрепление в некоторых статьях законов. В наиболее общей формулировке данное право закреплено среди прав работников в статье 21 Трудового Кодекса РФ, которая гласит о том, что работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами[22]. В более же конкретном виде речь о защите идет в отдельных положения главы 59 Трудового кодекса Российской Федерации «Самозащита работниками трудовых прав». Статья 379 ТК РФ закрепляет формы самозащиты, говоря о том, что работник может отказаться от выполнения работы при определенных случаях, перечень которых не является исчерпывающим, поскольку в целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. При этом необходимо отметить то, что в соответствии со статьей 380 ТК РФ работодатель или его представители не имеют права препятствовать своим работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав.

Многие авторы называют такую форму защиты специфической. Так, например, по мнению Е.Е. Богдановой, самозащита - это особая форма защиты, специфика которой проявляется в том, что субъект права непосредственно своими действиями может защитить нарушенное право[23]. Применение самозащиты расширяет возможности работников по защите своих трудовых прав, но при этом и расширяет круг их обязанностей. Главная из них - обязанность соблюдать закон. Поскольку при осуществлении самозащиты работники обеспечивают защиту прав собственными действиями без обращения к государственным и иным органам, которые знают нормы права и имеют опыт в защите интересов работников, им необходимо знать содержание трудового законодательства, а также уметь толковать  и применять в конкретной правовой ситуации его положения.

В качестве примера осуществления самостоятельной защиты прав работником можно привести положение статьи 142 ТК РФ. Указанная статья предусматривает право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу на весь период задержки, известив об этом работодателя в письменной форме. Однако здесь необходимо помнить, что далеко не всякий отказ от работы рассматривается как самозащита. Основанием для самозащиты в целях избегания злоупотреблений является именно нарушение права работодателем. Нет нарушения – нет и самозащиты. При этом, согласно указанной статье отказ от работы не допускается в определенных случаях, установленным законодательством. Таким образом, если работник нарушит указанные положения, то речь пойдет уже не о самозащите как форме защиты нарушенного права работника, а о самоуправстве, которое может послужить основанием для расторжения с ним трудового договора.