Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Формирование российской модели менеджмента в контексте мировых тенденций
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СЕРВИСБЫТ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Проблемы управления предприятием ООО «Сервисбыт»
2.3 Предложения по совершенствованию менеджмента на предприятие
ВВЕДЕНИЕ
Мировое сообщество в наше время переживает глобальные перемены, которые находят отражение и в практическом применении механизмов управления, то есть эти перемены полностью должны попадать под сферу изучения современной теории менеджмента.
Составление прогнозов, в соответствии в которыми развиваются наука и общество - это важнейший компонент плодотворного будущего, поскольку лишь изучив причины появления и развития определенного явления (в частности, теории российского менеджмента) появляется возможность выявить особенности его развития, а также скоординировать его последующее развитие. Основная цель данного исследования - это определение целей и задач теории менеджмента в современных российских условиях, а также факта присутствия в них изменений.
В практике управления можно выделить две системы - управление функциями и управление процессами. При управлении предприятием в чаще всего применяется процессный подход, в основе которого лежит управление процессами. А в организации ООО «Сервисбыт» превалирует функциональное управление, имеющее ряд недостатков: сложная организационная структура, слабое делегирование полномочий и отсутствие ответственного за конечный результат.
Использование вертикальной связи «начальник-сотрудник» неизбежно приводит к тому, что каждый отвечает лишь за свою работу, либо за работу своего подразделения. В результатах работы остальных подразделений предприятия сотрудники не заинтересованы.
Новизна и значимость данной работы заключается в том, что теоретические положения об эффективном менеджменте предприятия малого бизнеса будут применены к анализу деятельности конкретной организации, а также руководству данной организации будет предложен ряд мер по улучшению ситуации.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Сервисбыт».
Предмет исследования - управление деятельностью и персоналом организации.
Цель работы - проанализировать систему управления организацией «Сервисбыт», сформулировать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- Изучить особенности формирования и развития современного менеджмента в современны российских условиях :
- проанализировать существующие теоретические подходы к эффективному управлению организацией, сформулировать принципы эффективного управления предприятием малого бизнеса;
- представить характеристику организации ООО «Сервисбыт»;
- проанализировать эффективность управления организацией «Сервисбыт»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления организацией «Сервисбыт».
Методической базой исследования стал системный анализ и конкретно научные методы: систематизация, обобщение, проверка теоретических знаний в ходе преддипломной практики.
Источниковой базой являются монографии и периодическая литература по выбранной теме исследования, материалы о деятельности предприятия «Сервисбыт».
Структура работы включает следующие разделы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Во введении изложена общая характеристика работы, сформулированы цели, задачи. В первой главе исследуются теоретические вопросы системы управления организацией. Во второй главе проводится анализ организации и управления предприятием ООО «Сервисбыт», предлагаются рекомендации по совершенствованию управлением предприятием. В заключении сформулированы основные результаты и выводы дипломной работы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1. Теория современного менеджмента в современны x российских условиях: особенности формирования и развития в 1990-2000-е годы
Для начала необходимо предложить наше видение того, что такое теория менеджмента. Под теорией менеджмента мы будем понимать такую отрасль экономических затрат которая, вo первых, объясняет па научной основе особенности и закономерности развития менеджмента (традиционного и современного) как отрасли человеческих знаний и как практической деятельности по управлению организациями, созданными людьми: а во-вторых, в рамках теории менеджмента накапливается и совершенствуется вся совокупность идеологических концепций, используемых при решении задач практического менеджмента. Подчеркнем, что первая составляющая для нас будет иметь научно-прикладное значение, а вторая - приобретает идеологическое значение.[1]
Теперь рассмотрим вкратце предысторию развития современного российского менеджмента в целом и теории менеджмента в частности.
В настоящее время менеджмент как самостоятельная отрасль практической деятельности и отрасль научных знании преодолела в своем развитии в России несколько важных вех. В начале 1990-х годов менеджмент стали рассматривать как отдельную учебную дисциплину, в рамках которой должны быть сформированы знания, умения н навыки, необходимые для эффективной управленческой деятельности d меняющихся условиях: поял ления начатков рыночной экономики, «либерализации» экономической сферы жизни общества и законодательства в сфере экономики.
Однако появление менеджмента как отдельной дисциплины - это ведь всего лишь часть сложной картины глобальной трансформации общества нашей Родины начала 1990-х годов. Для понимания той специфики, которую приобрёл менеджмент как раздел знаний в 1990-2000-е гг. в нашей стране, необходимо рассмотреть те факторы, которые оказали свое влияние на его окончательное становление, имевшее место, как известно, в середине 1990-х годов.
В недрах глубинных процессов, протекавших в экономике и в социальном устройстве советского общества начиная с 1960-х - 1970-х годов, сложились предпосылки для появления таких общественных институтов, появление которых свидетельствовало о расхождении между официальной идеологией советского общества «о построении развитого социализма» и реальной практикой. Можно предположить, что важнейшим таким институтом была советская номенклатура, то есть советское чиновничество, обладавшее рядом специфических особенностей. ряд которых были выделены и описаны М.С. Восленским в его работе, посвященной этому общественному институту. Мысли М.С. Восленского по поводу сути и значения советской номенклатуры в контексте общемирового развития можно расценивать по-разному (и это необходимо сделать в рамках отдельной статьи), но М.С. Восленскому. безусловно, принадлежит заслуга первооткрывателя этого общественного явления.[2]
Для нас же феномен номенклатуры интересен тем. что в рамках этого общественного института «вызрели» и все другие, понадобившиеся для того, чтобы в конце 1980-х - начале 1990-х годов развернулись именно те грандиозные события, последствия которых обусловливают. с нашей точки зрения, н сегодняшнее положение вещей в России. Важнейшими этими институтами, в частности, были: во-первых, свобода ведения предпринимательской деятельности (в частности, в СССР во второй половине 1990-х годов в рамках так называемой «номенклатурной приватизации» некоторым предприятиям было разрешено осуществлять операции в иностранной валюте): во-вторых, частная собственность на средства производства, фирм, деятельность которых основана на наличии частной собственности - ведь известно, что уже в рамках так называемой «номенклатурной приватизации», о которой, в частности, пишет О.В. Крыштановская. некоторые элементы, составляющие полное право частной собственности (например, право владения н право пользования), — уже применялись в деятельности различных предприятий, которые торговали с зарубежными партнерами.
Работу, которую нельзя переоценить, в исследовании различных аспектов превращения представителей номенклатуры в российскую бизнес-элиту, проделала О.В. Крыштановская.[3] Она выделяет следующие экономические привилегии номенклатуре, предоставленные в так называемый «перестроечный период»:
1) создание совместных предприятий:
2) свободное обналичивание денег:
3) льготные кредиты:
4) операции с недвижимостью:
5) привилегии в экспортно-импортных операциях:
6) приватизация банковской системы, распределительной системы, рентабельных производств. По меткому выражению О.В. Крыштановской. «суть всех изменений в том. что власть партийно-государственной номенклатуры в экономике обменивалась на собственность. Государство приватизировало само себя. Если раньше собственность находилась в распоряжении, но не во владении номенклатуры, теперь она перешла в юридически оформленную собственность. Министр стал держателем контрольного пакета акций в концерне, начальник управления Министерства финансов - президентом коммерческого банка, руководящий работник Госснаба - главным управляющим биржи».[4]
Таким образом, мы видим, что номенклатура, по сути, являлась инициатором если не всех (конечно же не всех), но многих процессов, которые в итоге привели к смене одной официально заявленной парадигме общественного развития на другую. Но любая парадигма общественного развития не может быть осуществлена без мощного идеологического воздействия на общественное сознание. Именно идеологическая составляющая преобразований является предметом рассмотрения в рамках данной статьи. Ведь целью нашей статьи является рассмотрение того, как идеологические конструкты, являясь отражением объективных и субъективных факторов, могул воздействовать в том числе и на развитие науки и научной мысли, в частности.
Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что фундаментальной основой при изучении взаимовлияния науки и идеологии является признание того, что наука и идеология очень тесно взаимосвязаны между7 собой, очень тесно переплетаются. Но нас интересует взаимодействие с идеологией, безусловно, не всей науки, а лишь только экономической науки.
Но ведь из основ экономической теории мы знаем, что менеджмент, проблемы менеджмента, являются одним из подразделов экономической теории, входят в экономическую теорию в качестве составной части. Таким образом, логически верным будет и то суждение, согласно которому очевидной является и взаимосвязь, взаимовлияние идеологии и менеджмента. Этот вывод является для нас крайне важным, так как целью нашего исследования как раз является отразить эволюцию в развитии отечественной управленческой мысли на рубеже XX - XXI веков.
Очевидно, что в 1990-е годы идеология в российском обществе представляла собой очень сложное явление, слабо изученное до сих пор. Туг следует отметить, что изучение идеологии российского общества в 1990-е годы является достойным, крайней сложным объектом для целого ряда исследований. Мы же предпримем попытку выделить только характерные черты общественной идеологии российского общества того времени, находящиеся в тесной взаимосвязи с экономической сферой развития общества.
Прежде всего, необходимо рассмотреть тот базис, на основе которого эта идеология возникла.
Под базисом мы будем понимать социально-экономические отношения, сложившиеся в нашей стране на рубеже 1980-х - 1990-х годов. Изучение сущности и особенностей этих отношений уже не раз привлекало внимание отечественных и зарубежных исследователей, и по этому- вопросу- к настоящему7 времени уже накоплено значительное количество литературы. Одним из крайне любопытных исследований является книга С. Меньшикова «Анатомия российского капитализма». В этом исследовании автору удалось с позиции системного подхода дать характеристику тем глобальным процессам, которые получили свое развитие в нашей стране в связи с переходом от плановой социалистической экономики к рыночной.[5]
Следует отметить, что в начале 1990-х гг. заимствование западных концепций менеджмента некоторыми авторами преподносилось в идеологическом ключе, однако уже в конце 1990-х годов становится понятно, что. во- первых. такое заимствование сопряжено с необходимостью адаптации концепций западных моделей менеджмента (американской, японской, западноевропейской) к российской действительности; а во-вторых, все эти концепции являются не более чем надстройкой по отношению к фундаментальным процессам, развивающимся в экономической сфере жизни общества и которые пытается охарактеризовать.
1.2. Формирование российской модели менеджмента в контексте мировых тенденций
К специфическим особенностям современного менеджмента можно отнести национальные особенности общества (традиции, менталитет, психология и т. п.), исторические предпосылки развития, природно-географические условия жизнедеятельности, культуру и другие подобные факторы. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, европейской, японской, а также российской моделей менеджмента. При этом можно выделить ряд наиболее существенных критериев (признаков), обусловливающих неповторимость и уникальность каждой национальной модели менеджмента: предпочитаемые методы принятия решений; предпочитаемые методы контроля; особенности карьерного роста; особенности построения систем мотивации; особенности найма персонала; стиль поведения руководителя и др.[6]