Файл: Тенденции развития международной валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, центральное значение доллара для системы создало ряд проблем. Для центральных банков было естественным пополнять свои золотые резервы долларом, учитывая доминирующее положение США в торговле и финансах и их большой запас золота. Однако это позволило США иметь хронический торговый дефицит, позволяя американцам жить не по средствам и откладывать попытки ликвидировать дефицит текущего счета. Многие нации испытывали недовольство этой «непомерной привилегией», и президент Франции де Голль даже угрожал ликвидировать долларовые балансы Франции. Связанной проблемой была дилемма Триффина. Доверие к доллару основывалось на том, что США превратят его в золото. Мировая торговля зависела от наличия долларов, но предоставление этих долларов к обмену на золото уменьшило бы доверие США в плане конвертации всех этих денег в золото. Это стало реальной проблемой после 1960 года, когда мировые долларовые балансы превысили золотой запас США по установленному курсу 35 долларов за унцию[21].

В-третьих, Бреттон-Вудс сильно зависел от иностранной поддержки доллара. Международное сотрудничество было возможно в первые годы, когда в США обеспечивалась стабильность цен, но было менее ожидаемым, когда США начали раздувать инфляцию в 1960-х годах из-за дефицита расходов на войну во Вьетнаме и инициативы Великого общества Линдона Джонсона. Не склонные к инфляции страны, такие как Германия, не хотели импортировать инфляцию в США[22]. Примером необходимости международного сотрудничества является Лондонский золотой пул. В 1961 году ряд европейских центральных банков обязались не конвертировать свои доллары и продавали золото из своих резервов, чтобы ослабить спекулятивное давление на доллар. Но когда позже стало ясно, что США не будут подчинять свои экономические и политические цели защите долларовой цены на золото, Пул распался в 1968 году под сильным спекулятивным давлением. Чтобы не допустить полного опустошения запасов золота ФРС, был создан двухуровневый рынок золота, в результате чего частные цены на золото могли расти, но цена на официальные сделки оставалась неизменной. Когда цена на частном рынке немедленно выросла до 40 долларов, у иностранных центральных банков возник сильный стимул обналичивать свои доллары по первоначальной ставке 35 долларов за унцию.

В конце концов, весной 1971 года большие отклонения фактического валютного курса доллара к немецкой марке побудили Германию приостановить интервенцию и позволить марке взлететь вверх. Как только взлет доллара начался, его нельзя было сдерживать, и к середине августа стало известно, что Франция и Великобритания намеревались конвертировать доллары в золото. 13 августа президент Никсон приостановил обязательство по предоставлению золота иностранным центральным банкам по 35 долл. США за унцию или по любой другой ставке. Он также ввел 10-процентную надбавку на импорт, чтобы заставить другие страны переоценить свои валюты, чтобы избежать позора девальвации доллара. Вместе эти действия известны как Шок Никсона[23].


В течение следующих четырех месяцев ведущие страны мира вели переговоры о реформе международной валютной системы, кульминацией которой стало Смитсоновское соглашение в декабре. Было решено, что девальвация доллара будет ограничена 8%, а остальное изменение относительных цен будет обеспечено путем переоценки иены, швейцарского франка и немецкой марки. Пределы колебаний валютного курса Бреттон-Вудской системы были расширены с 1% до 2,25%, и надбавка к импорту в США была отменена, но США не были обязаны вновь открывать свое золотое окно[24]. На самом деле мало что изменилось. Политика США оставалась слишком экспансионистской, чтобы согласовываться с привязкой доллара к иностранным валютам, и, однажды обесценившись, не было никаких оснований полагать, что доллар больше не будет обесцениваться. Спекулятивная атака на фунт стерлингов вынудила Великобританию выйти из своей зоны в 1972 году, за которой последовала Швейцария в начале 1973 года, и когда в феврале доллар обесценился на 10% по отношению к основным европейским валютам, падение доллара возобновилось. Дела достигли апогея в марте, когда немецкая марка и другие валюты ЕЭС поднялись вверх, что привело к окончательному отказу от Бреттон-Вудской валютной системы[25].

Глава 2. Проблемы и перспективы развития международной валютной системы

2.1. Перспективы развития международной валютной системы

Валютные отношения всегда были неотъемлемой частью хозяйственной жизни человечества. Их история — последовательность перехода от бартерных операций через ценные товары-эквиваленты, металлические деньги и золотомонетный стандарт к использованию доллара США в качестве основной мировой валюты. Однако участившиеся кризисы заставляют все чаще задумываться о целесообразности существующих международных валютных отношений.

Становится очевидным, что мир стоит на пороге формирования новой мировой валютной системы.


Если рассматривать валютную мировую систему с позиции ее назначения, то она носит подчиненный характер в отношении мировой торговли. То есть, валютная мировая система обеспечивает международное передвижение капиталов, товаров, услуг. Потому и эффективность функционирования валютной мировой системы необходимо оценивать, учитывая позитивные или негативные процессы в мировой экономике.

Поэтому необходимо заметить, что валютная мировая система функционирует последние десятилетия недостаточно эффективно. Во-первых, благодаря своей нестабильности, следствием данного является нестабильность в целом экономических международных отношений, что и определяет необходимость реформирования.

Причиной недостаточной эффективности валютной мировой системы в ее нынешнем положении стало во многом реформирование Бреттон-Вудской валютной системы, которое закреплено Ямайскими соглашениями. В Ямайских соглашениях основополагающими являются два элемента:

- право стран-членов МВФ выбирать режим валютного курса, что узаконило фактически валютные плавающие курсы. Соответственно прошел переход к долларовому стандарту от золотодолларового;

- выдвижение на роль отдельных национальных валют и мировых денег СДР и вытеснение золота из международных расчетов.

Нужно обратить особое внимание на то, что так валютная мировая система поставлена в зависимость от кредитной денежной политики США. При этом нет какие-нибудь серьезных ограничителей для финансовых институтов США при проведении внутренней денежной политики ими (к примеру, проведение дополнительно денежной эмиссии).

Твердые ранее золотые паритеты были одним из сдерживающих факторов увеличения темпов инфляции и денежной массы. В данный момент применение плавающих курсов валют не дает при проведении экономической политики автономии в отдельных государствах и перенос инфляции не устраняет из одних стран в другие. Плавающие курсы реагируют на разницу в процентных ставках и прочие факторы платежного и экономического характера. В условиях плавания курсов в значительной степени увеличился валютный риск и так же увеличилась доля спекулятивных операций на валютном рынке. Поэтому проблемы реформирования валютной мировой системы связаны в значительной степени с реализацией главных положений Ямайских соглашений.

Поэтому, рассматривая варианты реформирования валютной мировой системы можно сделать вывод, что почти все они в определенных вариациях предусматривают применение новых ликвидных международных средств, как мировых денег и отход от свободного плавания валют.


В основании одного из вариантов фундаментальной реорганизации валютной мировой системы должны иметь два основания:

- международная валютная единица, которая основывается на реальных ценностях и приемлема для международных платежей;

- универсальный Мировой Центральный банк.

Универсальный Центральный Мировой банк должен эмитировать мировые деньги и выдавать займы центральным банкам стран, добавляя их резервы. Центральные банки стран в свою очередь обязаны сберегать в универсальном Мировом Центральном банке определенную долю собственных пассивов. В качестве мировых денег он предлагает не золото, а коллективный труд, принимаемый добровольно в платежи. В отношении СДР, чтобы обладать атрибутами международной валюты, они не должны не быть смешением валют и иметь полное обеспечение. Поэтому механизм эмиссии СДР будет опираться на товарную единицу — корзину товаров, которые сохраняются и используются всеми.

Другой вариант реформ предусматривает создание поливалютной (трехполюсной) валютной системы — то есть воссоздание золотовалютного стандарта, который опирается на три основные валюты — евро, японскую иену, американский доллар. В данной системе предпочтение необходимо отдать фиксированным, но регулируемым периодически валютным курсам, так как международная торговля нуждается в таком режиме. В согласии с данным проектом, золото должно быть всеобщим эквивалентом на основании его рыночной цены.

По мнению большинства западных экономистов, восстановление Центральным банком конверсии в золото по внешним обязательствам США вместе с введением данной конверсии прочими ведущими странами — это возможное средство стабилизации международных кредитных валютных отношений.

В данный момент нет единого мнения в отношении вариантов реформации валютной мировой системы. Но ясно лишь одно — новая валютная мировая система обязана удовлетворять таким условиям:

- она должна автоматически выравнивать дисбалансы, которые возникают в мировой экономике;

- она должна содействовать эффективному проведению торгово- экономических международных отношений;

- ее функционирование не должно быть связано с какими-нибудь финансовыми институтами отдельных стран.

Еще один вариант развития мировой валютной системы состоит в разработке свободной конкуренции на валютном рынке в результате появления нескольких новых региональных резервных валют. Становление единой валюты для региона на основе резервной обеспечивается специальным механизмом в форме валютного союза. Валютный союз, как гласит эскиз в частности Европейского союза, является эффективным принципом создания конкурентоспособности сложившейся валюты на мировом рынке и в дальнейшем принятия ею статуса резервной. Как показывает опыт, большинство государств ведут работу по созданию новых валютных союзов. Наиболее близким центром формирования такого союза является Российская федерация, вокруг которой формируется многоцелевой блок – Евразийское экономическое сообщество.


Разработка региональных валют принимает общемировой характер, подтверждается наличием сотрудничества на Межрегиональном уровне. Страны группы БРИКС, в состав которой входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, на саммите в Китае в 2011 рассмотрели ряд вопросов относительно перспектив развития валютных отношений. Стороны пришли к выводу, что условия развития валют развивающихся стран в международной валютной системе будет увеличиваться. Для обеспечения этого роста государства подписали соглашение о проведении взаимного кредитования в национальных валютах, тем самым усилить «антидолларовую» политику.

Данная массовая подготовка государств к вводу созданных региональных валют не могла не остаться без внимания Всемирного банка. Подтверждает это прогнозируемые расчеты размеров ВВП, согласно которым к 2025 году Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея и Россия будут производить более половины мирового ВВП. Произойдет это в силу того, что прогнозируемый ежегодный рост развивающихся экономик составляет 4,7%, а развитых – лишь 2,3%. Изменения в показателях ВВП неизбежно приведут к изменению влиятельности стран на мировую экономику, в частности, на монетарную систему. Доллара утратит доминирующие позиции, ему придется занять место на одном уровне с новыми валютами.

В целом, анализ современных тенденций и выдвигаемых предложений позволяет определить четыре основных возможных сценария создания новой мировой валютной системы.

Первый, либеральный сценарий, заключается в реформировании в рамках Ямайской валютной системы и ее основных институтов за счет увеличения представительства развивающихся стран в управлении МВФ и ВБ, увеличения фондирования и упрощения процедур оказания помощи бедствующим экономикам, возможного введения «глобального налога» по типу «налога Тобина» с целью ограничения спекулятивных операций и пополнения бюджетов МВФ и ООН, создания более объективной корзины валют, чем SDR, уточнения функций МВФ и его возможной трансформации в кредитора последней инстанции.

Второй, радикальный сценарий, активно продвигается Л. Ларушем и означает объявление Ямайской системы банкротом, ее замену системой, основанной на фиксированных валютных курсах, проведение всеобщей реорганизации долговых обязательств, а в некоторых случаях — их списания.

Третий сценарий можно назвать утопическим. Он подразумевает создание единого мирового правительства или мирового валютного союза с мировым центральным банком и единой глобальной валютой.