Файл: Нотариат в РФ (Развитие нотариата в РФ и мировой правой системе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, изменяются экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества, ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то, что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами.

Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.

В настоящее время российский нотариат на пути к существенным изменениям, что делает тему работы актуальной.

Цель работы состоит в том, что бы раскрыть понятие российского нотариата и задачи, которые ставит перед ним сегодняшняя действительность.

Работа составлена из трех глав. В первой определены основные мировые системы нотариата. Во второй главе понятие нотариата, его задачи и функции; выделяются субъекты нотариальной деятельности и их основные виды нотариальной деятельности. Третья глава раскрывает современное состояние нотариата и его законодательства, приводит пути реформирования.

Глава 1. Основные мировые системы нотариата

В настоящее время в мире существует две основных системы нотариата – латинского и англосаксонского типа.

Англосаксонская правовая модель основана преимущественно на судебном прецеденте, в силу чего основное внимание уделяется свидетельским показаниям как средству доказывания, в том числе и при исследовании письменных доказательств. Нотариус в правовой системе и нотариальные, как и иные письменные, документы не играют той роли, какая отведена им в странах латинского нотариата. Поэтому любые письменные документы в гражданском процессе стран общего права могут быть опровергнуты с помощью свидетелей. Нотариусы только выполняют удостоверительные функции (заверение копий, подписей, свидетельских показаний под присягой и т.д.). Основная же группа профессиональных юристов в США – это адвокаты, которые не исполняют публичных функций, а являются представителями конкретной стороны. При этом допускается смешение нотариальных и адвокатских функций.


Система Международного союза латинского нотариата представляет собою международную неправительственную организацию, всемирное объединение национальных нотариальных организаций, включающих в себя нотариальные организации 82 стран, имеющих законодательство о нотариате «латинского типа». МСЛН был основан в 1948 г. на съезде в Буэнос-Айресе по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Адриона Негреса. Название «латинский» не несет в себе ни языкового, ни этнологического значения, а связано только с римским правом как источником тех правовых положений, которые признают особую повышенную доказательную силу нотариального документа.

В Международный союз латинского нотариата входят такие страны как Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Бельгия, Нидерланды. Российская Федерация является членом данного союза с 1995 г., поддерживая с этой организацией постоянные рабочие связи. Союз оказывает большую поддержку возрождающемуся российскому нотариату4.

Основными признаками, характеризующими нотариат латинского типа, являются:

- основная функция нотариуса состоит в придании частным соглашениям особой доказательной и исполнительной силы, защита публичного интереса;

- нотариус – есть публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем;

- нотариус – в то же время является лицом свободной юридической профессии, т.е. он сам организует свою работу, находиться на самофинансировании и несет полую имущественную ответственность за причиненные убытки;

- нотариус за совершение нотариальных актов получает плату, размер и порядок которой устанавливается государством;

- нотариусы в обязательном порядке объединяются в коллективные органы (нотариальные палаты), выполняющие административные и контрольные функции.

В 1995 г. на конференции нотариатов Европейского Союза был принят Этический кодекс нотариусов Европы. В качестве основных принципов им провозглашены: лояльность и безупречный моральный облик нотариуса; беспристрастность и независимость нотариуса; обязанность сохранения тайны нотариального действия; юридическая и техническая компетентность нотариуса; обязанность страхования нотариальной ответственности нотариуса; свобода выбора нотариуса. Эти принципы явились основополагающими началами и для деятельности российского нотариата. Положения Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации полностью соответствуют нормам Европейского этического кодекса нотариусов.


1.1 Развитие нотариата в РФ и мировой правовой системе

Начало развития нотариата, скорее всего, можно  отнести к середине VIII века (Италия). Его прообразом был древнеримский институт табеллионов - лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов. В конце XIX века по устройству нотариата первенствовала Франция, в которой была установлена концепция нотариата, неразрывно связанная с магистратурой. Сначала нотариус по-своему выполнял современные обязанности секретаря суда (составлял договоры и отдавал их на подпись судье). Позже очень быстро нотариус наравне с судьями стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры. Стать нотариусом могло только лицо, имеющее стаж работы в нотариальной конторе не менее 6 лет. Затем необходимо было сдать специальный квалификационный экзамен. Задачи нотариата были очень широки. Нотариусы освидетельствовали все акты и договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. Должности нотариуса были несменяемыми. Взыскания на «провинившегося» налагались советами нотариусов, который избирался профессиональным собранием. Статус нотариуса был настолько весом, что нотариальные акты имели, безусловно, доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения. Формы же нотариального производства, равно как и ответственность нотариусов, подробно регламентировались законами.

Что касается России, то в нашей стране до революции нотариус был одним из уважаемых и высококвалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты стали заключаться в XIV-XV веках. Мытники в присутствии свидетелей на рынках регистрировали сделки, за совершение которых сбирались пошлины и сборы. В 1649 году, в период правления царя Алексея Михайловича, по статьям Соборного уложения "писать на дому" разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей), сговорные свадебные записи и духовные завещания.

Первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и имения законной силы документов предпринимались буквально сразу после прихода к власти в стране новых политических сил в 1917. Однако, сложившаяся внутренняя и внешняя обстановка не позволяла в тот период говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, а - тем более - о единообразном толковании пределов компетенции нотариата. Обстановка в государстве должна была окончательно нормализоваться, чтобы появились выверенные и лаконичные документы власти по изучаемому нами вопросу.


Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится Конституции Российской Федерации и Основам законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года.

Так, все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Именно в Основном законе закреплены:

- признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц;

- равенство всех перед законом и судом;

- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;

- право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;

- недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда;

- права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

- право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права, можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Наиболее широкой предметной компетенцией обладают государственные нотариусы, которые вправе совершать все перечисленные в законе 20 видов нотариальных действий.

Характерно, что отдельные функции нотариата присущи должностным лицам консульских учреждений РФ, которые вправе совершать почти все виды нотариальных действий за исключением: протестов векселей; передачи заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявления чеков к платежу и удостоверения неоплаты чеков; наложения и снятия запрещения отчуждения имущества.

Нотариусы в соответствии с законодательством РФ, международными договорами уполномочены применять нормы иностранного права. В частности, они принимают документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной иностранным законодательством, если это не противоречит законодательству РФ.

Среди нормативных актов, направленных на регулирование организационных основ нотариата, необходимо указать такие акты, как указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. К ним относятся:


- Указ Президента РФ от 22.07.2002 года № 767 «Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

- Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 года № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»;

- Постановление Правительства РФ от 19.06.1996 года № 710 «О внесении изменений в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденный Постановление Совета Министров от 11 марта 1976 года № 171», и др.

Вместе с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.

Что касается указанных актов, то следует сказать об общем правиле, выраженном в  постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Причем официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. Акты, которые не прошли государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Среди ведомственных нормативных актов, регулирующих нотариальную деятельность, необходимо назвать следующие:

- Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 года № 178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности»;

- Приказ Минюста РФ от 30.11.1999 года № 346 «Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата»;

- Письмо МНС РФ от 14.04.2004 года № 33-0-11/285@ «О применении контрольно-кассовой техники нотариусами»;

- Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 года № 04-2-03/67 «О расходах частнопрактикующего нотариуса», и др.