Файл: Процессор персонального компьютера. Назначение, функции, классификация процессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку работа электронных схем описывается тем же математическим аппаратом, что и преобразование последовательностей нулей и единиц, то для такого преобразования можно применять электронные схемы. Но тем же математическим аппаратом описывается и выполнение логических операций, значит, логические выражения можно использовать для описания схем из электронных логических элементов – электронных схем, используемых в конструировании компьютеров.

Обработка информации в ЭВМ происходит путем последовательного выполнения элементарных операций. К ним относятся: установка, сдвиг, прием, преобразование, сложение и некоторые другие.

Для выполнения каждой из этих операций сконструированы электронные узлы – регистры, счетчики, сумматоры, преобразователи кодов и т.д. Из этих узлов строятся интегральные микросхемы очень высокого уровня: микропроцессоры, модули ОЗУ, контроллеры внешних устройств и т.д. Сами указанные узлы собираются из основных базовых логических элементов – как простейших, реализующих логические функции И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ и им подобных, так и более сложных, таких как триггеры.

Логический элемент компьютера - это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию.

Каждый логический элемент имеет свое условное обозначение, которое выражает его логическую функцию, но не указывает на то, какая именно электронная схема в нем реализована. Это упрощает запись и понимание сложных логических схем.

Рассмотрим действие основных логических элементов, работа которых соответствует основным логическим операциям.

Логический элемент И (рис. 1) выполняет операцию логического умножения (конъюнкцию). Такую операцию обозначают символом /\ или значком умножения (·). Если все входные переменные равны 1, то и функция Y=X1·X2 принимает значение логической 1. Если хотя бы одна переменная равна 0, то и выходная функция будет равна 0.

Y=X1·X2

X1

X2

Y

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Рис. 1. Логический элемент И

Наиболее наглядно логическая функция характеризуется таблицей, называемой таблицей истинности. Талица истинности содержит всевозможные комбинации входных переменных Х и соответствующие им значения функции Y. Количество комбинаций составляет 2n, где n – число аргументов.


Логичеcкий элeмент ИЛИ (рис. 2) выполняет операцию логического сложения (дизъюнкцию). Обозначают эту операцию символом \/ или знаком сложения (+). Функция Y=X1\/X2 принимает значение логической 1, если хотя бы одна переменная равна 1.

Y=X1\/X2

X1

X2

Y

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Рис. 2. Логический элемент ИЛИ

Логический элемент НЕ (инвертор) выполняет операцию логического отрицания (инверсию). При логическом отрицании функция Y принимает значение противоположное входной переменной Х. Эту операцию обозначают .

Y=

X1

Y

0

1

Рис. 3

1

0

Рис. 3. Логический элемент НЕ

Кроме указанных выше логических элементов, на практике широко используются элементы И-НЕ, ИЛИ-НЕ, Исключающее ИЛИ.

Логичеcкий элемeнт И-НЕ (рис. 4) выполняет операцию логического умнoжения над входными переменными, а затем инвертирует полученный результат и выдаёт его на выход.

X1

X2

Y

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

Рис. 4. Логический элемент И-НЕ

Логический элемент ИЛИ-НЕ (рис. 5) выполняет операцию логического сложения над входными переменными, а затем инвертирует полученный результат и выдаёт его на выход.

X1

X2

Y

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

Рис. 5. Логический элемент ИЛИ-НЕ


Логический элемент Исключающее ИЛИ представлен на рис. 6. Логическая функция Исключающее ИЛИ (функция «неравнозначность» или сумма по модулю два) записывается в виде и принимает значение 1 при X1≠X2, и значение 0 при X1=X2=0 или X1=X2=1.

Y=X1X2

X1

X2

Y

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

Рис. 6. Логический элемент ИЛИ

Любой из выше перечисленных элементов можно заменить устройством, собранным только из базовых двухвходовых элементов ИЛИ-НЕ или И-НЕ. Например: операция НЕ (рис. 7, а)приX1 = X2 = X; операция И (рис. 7, б) .

Рис. 7. Операции

Интегральные логические элементы выпускаются в стандартных корпусах с 14 или 16 выводами. Один вывод используется для подключения источника питания, еще один является общим для источников сигналов и питания. Оставшиеся 12 (14) выводов используют как входы и выходы логических элементов. В одном корпусе может находится несколько самостоятельных логических элементов. На рисунке 8 показаны условные графические обозначения и цоколевка (нумерация выводов) некоторых микросхем[8].

К155ЛЕ1 К155ЛА3 К155ЛП5

Рис.8. Условные графические обозначения

ГЛАВА 2. ПРОГРАММНОЕ И АППАРАТНОЕ управление компьютером

2.1. Программное управление компьютером

Вся обработка информации выполняется компьютером под управлением программы. Вся деятельность компьютера, будь то решение прикладной задачи, выполнение процесса начальной загрузки, обеспечение удобных условий работы пользователя и даже процесс создания новых программ, происходит под управлением программы.


В основе программы лежит алгоритм – строго определенная последовательность команд, предписывающая выполнять действия, которые приведут к достижению цели. В качестве исполнителя алгоритма выступает компьютер, а точнее, процессор. Как любой исполнитель, он имеет систему команд, т.е. набор действий, которые он в состоянии выполнить.

Команды, которые входят в систему команд процессора, очень просты, они предписывают процессору выполнять элементарные действия автоматически без дополнительных указаний и называются машинными командами.

Их сравнительно немного – процессоры современных компьютеров выполняют примерно 240 машинных команд. Это команды выполнения следующих операций:

    • операции пересылки информации внутри ЭВМ;
    • арифметические операции над данными;
    • логические операции над данными;
    • операции обращения к внешним устройствам;
    • операции передачи управления;
    • обслуживающие и вспомогательные операции.

Алгоритм, записанный в виде последовательности машинных команд, называется машинной программой.

Каждая машинная команда содержит следующие предписания:

    • из каких ячеек взять обрабатываемую информацию;
    • какие действия с нею совершить;
    • в какие ячейки направить полученный результат.

Команда, как и данные, записывается в виде последовательности 0 и 1 (в двоичном коде). Часть разрядов двоичного кода кодирует действия, которые требуется выполнить – это код операции. Другая часть разрядов кодирует адреса ячеек, из которых надо взять данные и в которые надо направить результаты выполнения действий.

Структура команды:

Код операции

Адресная часть

Машинная программа, которая составлена из команд, записанных в двоичном коде, так же, как и данные, хранится в ячейках памяти компьютера. В этом состоит принцип хранимой программы.

Рассмотрим теперь, как достигается автоматизм работы процессора, исполнения им заданной программы[9].

2.2. Автоматизация работы процессора

Команды машинной программы располагаются в ячейках памяти последовательно, друг за другом; так же последовательно они и выполняются. Чтобы обеспечить автоматический переход от исполнения одной команды к исполнению следующей, используется специальный регистр собственной памяти процессора – счетчик команд (СК). В нем находится адрес ячейки, хранящей команду, которую надо выполнять следующей.


В каждый момент процессор выполняет одну команду программы, адрес которой хранится в специальном регистре собственной памяти процессора – счетчике команд.

Действия процессора по выполнению каждой отдельной команды (основной алгоритм его работы) таковы:

  1. читать адрес из счетчика команд;
  2. читать слово (содержащее команду) по этому адресу;
  3. увеличить счетчик команд;
  4. выполнить команду, записанную в прочитанном слове.

Обратим особое внимание на пункт 3: «увеличить счетчик команд». Выполняя это действие, процессор автоматически увеличивает содержимое счетчика команд на 1, 2 или 4 в зависимости от типа процессора[10].

Мы знаем, что ячейка памяти содержит машинное слово, достаточное для обработки одной командой, длина этого слова может быть 1, 2 или 4 байта. Поскольку нумеруется каждый байт, то адреса ячеек памяти (нумеруемые по номеру младшего байта) изменяются на 1 , 2 или 4 в зависимости от типа компьютера. Значит, увеличение счетчика команд на заданное число (1,2 или 4) ведет к автоматическому появлению в нем адреса следующей ячейки памяти, где и хранится следующая команда – вот почему команды программы располагаются в ячейках памяти одна за другой.

Однако таким образом можно исполнять автоматически только линейные алгоритмы. Для реализации циклов и ветвлений используются специальные команды процессора, исполнение которых определенным образом меняет содержимое счетчика команд: увеличивает или уменьшает его на величину, кратную длине машинного слова, т.е. происходит переход к исполнению команды не из той ячейки, что расположена непосредственно вслед за текущей, а из ячейки, адрес которой был вычислен и находится теперь в счетчике команд. К таким командам, меняющим порядок исполнения команд программы, относятся, например, команды передачи управления.

Так достигается автоматизация действий процессора в соответствии с заданной программой. Если программа задана и не содержит ошибок, ее исполнение уже не требует вмешательства человека[11].

Процессор исполняет программу команда за командой в соответствии с изменением содержимого счетчика команд и расположением команд в памяти, пока не получит команду остановиться.

Таким образом, все самые сложные действия компьютера сводятся к исполнению процессором сравнительно небольшого набора элементарных команд, и вся работа компьютера должна быть регламентирована программами.