Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Основной деятельностью промышленного предприятия ПАО «Пролетарский завод» является судовое и энергетическое машиностроение, изготовление опытных образцов, серийных и единичных изделий военной техники, судового, энергетического, общего машиностроения и атомной энергетики; научно-технические и опытно-конструкторские разработки; оказание платных услуг населению; посредническая деятельность.
Для описания существующей технологии учета материальных ресурсов была использована методология SADT (IDEF0) (Structured Analysis and Design Technique). Этот метод считается классическим методом процессного подхода к управлению. Основной принцип процессного подхода заключается в структурировании деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой. Именно бизнес-процессы, формирующие значимый для потребителя результат, представляют ценность, и именно их улучшением предстоит в дальнейшем заниматься. Модель, основанная на организационно-штатной структуре, может продемонстрировать лишь хаос, царящий в организации (о котором в принципе руководству и так известно, иначе оно бы не инициировало соответствующие работы), на ее основе можно только внести предложения об изменении этой структуры. С другой стороны, модель, основанная на бизнес-процессах, содержит в себе и организационно-штатную структуру предприятия.
Функциональная модель существующего процесса учета перемещений материальных запасов представлена на рисунке 3.
Цель моделирования: выявить неавтоматизированные процессы для автоматизации и проектирования информационной системы.
Цель моделирования: выявить неавтоматизированные процессы для автоматизации и проектирования информационной системы.
Точка зрения: руководство.
Рисунок 3. Контекстная диаграмма учета материальных запасов
Входами для процесса являются следующие сопроводительные документы на материальные ценности:
- счет-фактура;
- товарно-транспортная накладная;
Управляющими воздействиями являются:
- законы;
- должностные инструкции;
- Устав компании.
В качестве механизмов рассматриваются:
- персонал;
- офисная техника и ПК;
- информационные ресурсы.
Выходами (результатами) для процесса учета являются:
- карточка учета материалов;
- накладная на внутреннее перемещение и передачу;
- акты списания;
- накладная на отпуск материалов;
- расходный ордер;
- отчет о движении МЦ.
На диаграмме представлена декомпозиция диаграммы А-0. На ней представлены четыре функциональных блока:
- А1. Учет поступления МЦ.
- А2. Учет перемещений между отделами
- А3. Учет выбытия МЦ.
Рисунок 4. Декомпозиция контекстной модели существующей системы учета материальных ценностей
В работе сотрудников отдела МТО очень много рутинной работы по оформлению документов.
Учет материальных запасов характеризуется большим объемом оперативной информации. Это отражено ниже в таблице 1.
Таблица 1
Оценка трудозатрат на обработку информации
№ п/п |
Наименование операции |
Периодич-ность |
Количество строк в документе |
Количество операций в год |
Объем работы в год (строк) |
Норма выработки (опер/в час.) |
Трудо-затраты в год (час) |
Приходная накладная |
5 раз в день |
5 |
1250 |
6250 |
4 |
312,5 |
|
Журнал ожидаемых поставок |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
10 |
125 |
|
Журнал приемки грузов |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
25 |
50 |
|
Комплектация партии товара |
10 раз в день |
20 |
2500 |
2500 |
1 |
2500 |
|
Журнал заявок |
10 раз в день |
1 |
2500 |
2500 |
10 |
125 |
|
Накладная на перемещение |
10 раз в день |
20 |
2500 |
50000 |
4 |
625 |
|
Карточка учета материалов |
200 раз в день |
1 |
5000 |
5000 |
20 |
250 |
|
Отчет об остатках |
1 раз в неделю |
1500 |
52 |
78000 |
0,25 |
208 |
|
Корректировка учетных данных по результатам инвентаризации |
1-2 раза в месяц |
10 |
24 |
240 |
1 |
240 |
|
Отчет о приемке по качеству |
5 раз в день |
5 |
1250 |
6250 |
1 |
1250 |
|
ИТОГО |
5685,5 |
При учете используется значительное количество документов, подготавливаемых вручную (рисунок 5).
Рисунок 5. Схема документооборота в отделе МТО
Операции, которые совершаются работниками отдела, являются довольно утомительными для самих работников, так как обрабатывается очень большой объем информации. Данный аспект сильно сказывается на производительности труда сотрудника: работа идет медленнее, появляются ошибки при оформлении документов. Много времени уходит на проверку информации. При подборе товара для отгрузки могут быть ошибки, пересортица. Часть товара может «потеряться» на складе, из-за чего он будет неактуальным и может быть утилизирован. Поэтому снижается возможность получения оперативной и достоверной информации.
Для устранения перечисленных недостатков необходима автоматизация учета материальных ценностей, что способствует надежному хранению, обработке информации и при этом резкому снижению трудоемкости и повышению достоверности и оперативности получения результатной информации.
Необходимо разработать автоматизированное рабочее место сотрудника отдела МТО. Пользователями системы также являются сотрудники склада. Опишем основные функции, которые должна выполнять данная система:
- Ведение базы данных материальных запасов (наименование, количество, цена и др.);
- Ведение базы данных всех произошедших операций прихода-расхода;
- Ведение справочников (материальные ценности, категории МЦ, поставщики, сотрудники);
- Получение аналитической и статистической информации (остатки на складе, данные по количеству произведенных операций, отчет за месяц);
- Получение справочной информации в печатном виде (счет-фактура, накладная, наименование товаров, отчеты по продажам).
Задачи проектирования:
- Максимально упростить и ускорить процедуру учета материальных ценностей.
- Обеспечить жесткую связь между складом и процедурой регистрации заказа для исключения ситуации оформления заказов на изделия при отсутствии соответствующих наименований на оперативном складе.
- Обеспечить все бизнес - операции возможностью сопроводить их необходимыми документами.
- Создать гибкую систему статистических отчетов, как по работе склада, так и по учету и регистрации заказов.
- Обеспечить при необходимости возможность автоматического резервирования БД.
- Запретить некорректные действия пользователя.
- Обеспечить целостность информации в базе данных.
- Обеспечить приемлемую безопасность данных на случай несанкционированного доступа.
- Минимизировать затраты системных ресурсов, необходимых для нормальной работы АРМ.
Для разработки программы с требуемыми функциями необходимо выбрать средства разработки.
2.2 Выбор программных средств разработки
Выбор СУБД определяется многими факторами, но главный из них – возможность работы с построенной моделью данных.
Для сравнения выберем такие СУБД, как: MSAccess[24], MySQL[20], Oracle [8] и MS SQL Server [17]. Сравнительный анализ СУБД представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение СУБД
Критерии оценки |
MS Access |
MySQL |
MS SQL Server |
Orcale |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Размер базы данных |
||||
несколько Мб |
+ |
+ |
||
до 100Мб |
+ |
+ |
||
несколько ГБ |
+ |
+ |
+ |
|
100Гб и более |
+ |
+ |
||
Количество одновременных пользователей, работающих с базой данных напрямую |
||||
1 пользователь |
+ |
+ |
||
до 10 |
+ |
+ |
||
более 10 |
+ |
+ |
+ |
|
более 100 |
+ |
+ |
+ |
|
более 1000 |
+ |
+ |
||
Стоимость лицензии |
||||
бесплатно (только лицензия на пакет) |
+ |
+ |
||
дешево |
||||
дорого |
+ |
+ |
||
очень дорого |
||||
Платформа, на которой способна работать СУБД |
||||
Windows |
+ |
+ |
+ |
|
Unix/Linux |
+ |
|||
Windows+Linux |
+ |
+ |
||
Кластеры |
+ |
|||
Встроенный язык программирования |
||||
Microsoft |
+ |
+ |
||
Языки для Linux |
+ |
|||
Тип программы |
||||
Локальное приложение |
+ |
+ |
||
WEB |
+ |
|||
Сложная система |
+ |
+ |
||
Защита данных |
||||
низкая |
||||
слабая |
+ |
|||
сильная |
+ |
+ |
+ |
|
Мощность языка SQL и возможности СУБД |
||||
очень слабые |
||||
слабые |
+ |
|||
развитые |
+ |
|||
мощные |
+ |
+ |
||
Требования к техническим характеристикам ПК |
||||
неприхотливые |
+ |
+ |
||
чувствительные |
||||
необходимы мощные сервера |
+ |
+ |
||
Возможные способы доступа к данным |
||||
ODBC |
+ |
|||
OLEDB/ADO |
+ |
+ |
+ |
|
DAO |
+ |
|||
BDE |
||||
Другое |
+ |
+ |
+ |
|
Сложность настройки и администрирования |
||||
никаких сложностей |
+ |
|||
небольшие сложности |
||||
необходимы специальные знания и помощь специалиста |
+ |
+ |
+ |
В таблице 3 представлены сравнительные характеристики СУБД. Приведены основные достоинства и недостатки рассматриваемых СУБД, результаты оценки производительности, средняя стоимость лицензии, действующая на момент написания проекта.
Проанализировав собранную информацию о рассматриваемых СУБД: показаниях производительности, удобства администрирования, ценовой политике было принято решение выбрать в качестве СУБД MySQL.
Таблица 3
Сравнительные характеристики СУБД
СУБД |
Характеристики |
||||
Производи-тельность |
Преимущества |
Ограничения |
Недостатки |
Цена, руб. |
|
MySql |
tpmC=220807 |
|
Размер таблицы до 4Гб |
|
0 |
Microsoft SQL Server |
tpmC=440879 |
|
Размер таблицы до 4Гб |
|
95 000 |
Oracle Database |
tpmC=505302 |
прозрачное сжатие данных |
|
|
36 000 |
Язык программирования Delphi
Delphi – одна из самых мощных систем, позволяющих на самом современном уровне создавать как отдельные прикладные программы Windows, так и разветвленные комплексы, предназначенные для работы в корпоративных сетях и в Интернет.
Delphi – это комбинация нескольких важнейших технологий: