Файл: Мода как социально-психологический феномен.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мода основывается на переменчивом механизме, у которого существует множество компонентов. Так называемый механизм призван обеспечивать ее динамичность, он быстро делает что-то модным, одновременно превращая что-то предыдущее в немодное. Однако, данный процесс можно рассмотреть по-другому. Так, изначально появляется что-то, что делает немодным все предыдущее в глазах людей. И только после это новое что-то становится модным, при этом окончательно вытесняя все предшествующее.

Безусловно, психологический механизм подражания состоит в основе моды масс. Однако, не стоит забывать о, так называемой, «модности», которая является фактором распространения чего-то нового. Именно за ней стоит подражание чему-то уже существующему. Тому, что признанно «модным» в результате подражания. Тем не менее, следует отметить, что за созданием, демонстрацией чего-то нового и погоней за этим стоит попытка выделить себя как личность. Можно сказать, что первоначально мода на самом деле являлась совсем не массовым явлением. Если рассмотреть данный аспект, на примере моды в одежде, то началом являются созданные уникальные вещи, то есть, так называемая, высокая мода, которые завоевывают признание среди высшей элиты. Так, элита склонна к принятию чего-то нового, и это принятие основано на опровержении чего-то старого. Однако, элита, как правило, не хочет быть «модной» в контексте массовости, она хочет быть индивидуальной и уникальной. Однако, то, что представляет собой внешне элита, быстро превращается в массовое явление. Далее, что-то ставшее массовым отвергается ради чего-то нового, которое также быстро станет общедоступным. Немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «О вкусе, отвечающем моде» в 1769 году предположил, что человеку необходимо «казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой» [5].

Одним из важных механизмов поведения человека является стремление приобщиться к, так называемому, престижному обществу. Так, люди наделяют престижем люди тех, кто, по их мнению, принадлежит к эталонной группе. Из этого следует, что одной из основ массовой моды является подражание представителями эталонной группы, которые люди сами для себя определили. Одежда для человека является «читаемым внешним знаком социальной роли» (Орлова, 1988, с. 86). Другой основой массовой моды является определенная практичность, удобность того, чему люди начинают подражать, и что в итоге становится предметом общедоступным. В этом контексте можно привести пример такого элемента одежды, как джинсы, которые признаны, практически во всем мире, как удобный и практичный элемент повседневного образа.


Говоря о моде, не следует исключать эстетическую основу, которая привлекает значительные общности. Модой можно назвать стремление человека к разнообразию, которое проявляется внешне и которое, в итоге, оборачивается прямой противоположностью, то есть внешним и внутренним психологическим однообразием. Так, своеобразное желание людей иметь разнообразный внешне облик, обернулась неожиданным следствием, то есть развитием нового механизма, который ведет к однообразию, к «массовости поведения и сознания» (Шефтсбери Э, 1975, с. 83).

На основании изложенного, можно сказать, что мода заражает людей однообразием, затем она порождает и предлагает потребителю новое многообразие того, что в определенный момент считается модным вместо старого, актуального ранее. Как социально-психологическое явление, мода призвана массовизировать человеческую психику. Однако, это происходит ложным путем – через внешнюю видимость индивидуальности человека.

Заключение

Мода – одна из областей, наиболее подверженных влиянию языковой глобализации, в частности, английского языка. Более того, ввиду того, что русская терминология дизайна одежды появилась сравнительно недавно, ей приходится заимствовать терминологию из других языков, а именно, из английского и французского.

Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри ста­рых социальных форм и является социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальными группами (различные социальные группы имеют разные возможности и стиму­лы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную сто­имость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальны­ми группами, являясь фактором демократизации современного общества.

Таким образом, мода выступает в роли социального регулятора. С одной стороны, она демонтсрирует социальное неравенство общества, с другой стороны сглаживает различия между социальными группами. Мода функционирует как межгрупповая, так и внутригрупповая коммуникация. Мода прочно связана с социально-психологическими механизмами общения, такими как убеждение, подражание. Большую роль в моде сыграло подражание, которое проявлялось из уважения, подражания. Образцы для подражания, как правило, публичные люди: политики, актеры, музыканты, модели. Так же существует и противодействие определенных лиц или социальных групп при помощи моды, к примеру, это могут быть члены религиозных сект. В рамках социально-психологического подхода, мода может быть определена как отношение к некоторым внешним и внутренним факторам культуры, существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе, и зависящее от личностных особенностей человека.