Файл: Мода как социально-психологический феномен.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мода – важнейший механизм, регулирующий жизнедеятельность общества. Согласно уже установившейся традиции мода представляется объектом научного внимания, исследованием которого занимались социологи (П. Спенсер, Г. Тард и др.), политологи (Т. А. Есина), философы (Г. Зиммель, Р. Барт и др.), психологи (Б. Ф. Поршнев, Л. В. Петров), а также культурологи (В. И. Казаринова, Т. В. Козлова).

Данная тема актуальна, так как в нынешнее время довольно остро ощущается важность рассмотрения этого феномена с позиции лингвистики. В современной лингвистике мода считается достаточно новым и неизученным объектом. За рубежом данный феномен стали исследовать еще с середины XX века в рамках французского структурализма, в частности, в работах Барта.

Отечественная лингвистика обратилась к изучению данного феномена лишь на рубеже XXI века. Как результат, мода все еще остается не до конца изученным явлением с точки зрения лингвистики. Согласно утверждению, Л. О. Чернейко, цель лингвистических исследований заключается в выявлении значимых для культуры ценностей, которые являются отражением культурного и исторического опыта социума. Изучение текстов о моде, представленных разными жанрами является достаточно значимым со стороны лингвистики, так как данные исследования позволяют выявить особенности дискурса моды.

Объект – мода.

Предмет – мода как социально-психологический феномен.

Цель: изучить моду как социально-психологический феномен.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие «мода».

2. Изучить моду как объект исследования гуманитарных наук.

3. Определить моду как социальный институт.

4. Рассмотреть социально-психологический феномен моды.

Глава 1. Особенности исследования феномена моды

1.1 Характеристика понятия «мода»

Слово «мода» образовано от латинского «modus» – мера, способ, предписание, правило, образ. Отличительная особенность моды заключается в ее быстром распространении и частой сменяемости стилевых тенденций. Также она характеризуется кратковременным господством определенных вкусов в отношении одежды или какой-либо другой сферы жизни. Понятие «мода» относится к объекту культуры, включая духовные и материальные ценности, созданные обществом в процессе его жизнедеятельности [13, с. 344]. Мода – важнейший механизм, регулирующий жизнедеятельность общества. Влиянию моды подчиняется не только бытовая, но и ментальная сфера жизни индивида. Более того, мода еще и является настоящим культурным феноменом. Буквально, мода – одна из важнейших и неотъемлемых частей жизни человека. В широком смысле мода – это господство определенного вкуса в некой сфере жизни.


Феномен моды – пример наглядного соотношения языка и мыслительной деятельности. Достаточно интересно сравнить определения слова «мода» в различных языках: Словарь В. Даля характеризует моду как ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, обществе, покрое одежды и нарядах [4, с. 465].

Словарь русского языка С. И. Ожегова дает следующее определение этому понятию:

1. Господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде [11, с. 573].

Британский словарь «Macmillan» дает следующие определения слову «мода»:

1.The activity or business that involves styles of clothes and people’s appearance.

2. A style of dress that is popular at a particular time.

3. The fact that something such as a style of dress or an activity is popular at a particular time [20].

Американский словарь Merriam-Webster приводит ряд слов, синонимичных слову «fashion»: «FASHION, STYLE, MODE, VOGUE, FAD, RAGE, CRAZE [19].

Интересно, что многие слова происходят от французского языка, то есть были заимствованы. Это является свидетельством тесных отношений британской и французской лингвокультур.

Проанализировав предложенные дефиниции, можно прийти к выводу, что феномену моды подчинены многие области жизни индивида: быт, образ жизни, тенденции в одежде, коллективный вкус. Следует также обратить внимание на то, что в дефинициях, данных на двух языках, подчеркивается акцент на временный, непостоянный, проходящий характер моды, ее изменчивость, что непосредственно способно оказывать влияние на изменение словарного состава языка.

Как итог, можно дать наиболее общее и целостное обозначение слову «мода»: мода – это проявление культуры, мировоззрения, изображение действительности, отражающееся как в одежде, так и в манере поведения [9, с. 25].

Исходя из определений, представленных несколькими словарями, можно сделать вывод, что главной особенностью моды является ее непостоянный, проходящий, изменчивый характер.

1.2 Мода как объект исследования гуманитарных наук

Феномен моды, будучи сложным и комплексным явлением, требует разностороннего подхода. Как утверждает А. Б. Гофман, мода, являясь универсальным и целостным явлением, проникает во многие сферы человеческой жизнедеятельности: психологическую, эстетическую, экономическую и другие [2, с. 3].

Проанализируем определения слова «мода», которые дают представители различных гуманитарных наук. Согласно точке зрения В. М. Грусмана, с позиции культурологии мода изучается в нескольких контекстах, но не как способ для исследования иных вопросов, а как отдельный феномен. [3, с. 55]. Также изучению моды посвящены работы М. В. Захарченко, П. Г. Богатырева, Ю. В. Наседкиной, С. Н. Иконниковой. С. Н. Иконникова предлагает следующее определение слова «мода»: «мода» – это «подражание образцу, удовлетворение потребностей в социальной опоре наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в различии, выделении из общей массы» [7, с. 313]. Поэтому можно прийти к выводу, что культурология оценивает моду как психологический и культурно-семиотический феномен.


Искусствоведы также рассматривают моду с разных точек зрения: с эстетической стороны (мода как материальное воплощение духовных потребностей человека), а также как негативное явление в искусстве («мода на моду» в живописи, литературе, музыке неприемлема, т.к. это является препятствием для реализации замысла творческой личности). С точки зрения истории феномен моды является основой изучения особенностей развития и становления вестиментарной составляющей процесса цивилизации. Более того, внимание ученых направлено на исследования истории костюма, технологии производства одежды для подиумов и массового производства.

Социология изучает механизмы функционирования моды в социуме. Именно социологи уделяют изучению феномена моды наибольшее внимание, так как социология занимается исследованием современного общества и, соответственно, следит за всеми изменениями, происходящими в нем. С точки зрения А. Б. Гофмана мода – это один из способов социальной регуляции как индивидуального, так и группового поведения [2, с. 9]. К особенностям моды также относится ее цикличность: очень часто те элементы одежды, которые были популярны в далеком прошлом, становятся «новинками». Можно предположить, что подобная цикличность моды трактуется восприятием времени человеком как «циклической модели» [16, с. 330]. В обществе мода занимает весьма важную нишу, являясь своеобразным зеркалом для социума, в котором существует. В то же время лексикосемантическое поле мода является весьма обширным, так как понятие «Мода» может быть представлено манера организации быта, явление культуры, отлаженная индустрия и др.

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель представил так называемую «элитарную концепцию» феномена моды, где, базируясь на психологических особенностях поведения различных общественных групп, описал механизмы функционирования моды, а также события, послужившие ее зарождению. В соответствии с данной концепцией более низкие слои общества, подражая элите, стремятся встать с ней на один уровень, показывая свою иллюзорную общность с аристократией [7, с. 272]. Соответственно, можно утверждать, что мода имеет вертикальный характер, стандарты моды со временем переходят от элитарных слоев общества к более низким, распространяясь, таким образом, во всем социуме – так возникает массовая мода. В XX веке американский социолог Г.-Дж. Блумер раскритиковал элитарную теорию моды, сославшись на преувеличение роли элиты в формировании моды. Он утверждает, что именно средний класс определяет моду, ввиду своего неустойчивого социального положения [, с. 343].


Мода, оказывая значительное влияние и на лексический состав языка, может быть также объектом изучения лингвистики. Эволюцию моды можно признать экстралингвистическим фактором, который влияет на лексический состав языка, обогащая его. Разумеется, что как технический, так и научный прогресс, а также развитие любой индустрии обогащают язык, однако именно феномен моды является экстралингвистическим фактором, детерминирующим развитие словарного состава лексико-семантического поля «Мода». Более того, мода помогает человеку формировать языковую картину мира и с точки зрения когнитивистики может быть рассмотрена как категория, содержащая в себе множество концептов (концепт Обувь, Одежда, Ткань, Цвет, Дизайнеры и др.)

Итак, в данном параграфе мы пришли к выводу, что мода является весьма многогранным явлением, которое проникает во многие сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому его изучением занимаются не только специалисты индустрии моды, но и историки, социологи, искусствоведы, а также лингвисты.

Глава 2. Мода как феномен социальных и психологических наук

2.1 Мода как социальный институт

Важность социальных институтов заключается в призвании формировать коллективную деятельность людей, а также гарантировать обеспечение экономических, социальных, политических, культурных и иных потребностей. Постоянное развитие общества является причиной появления новых институтов, которые регулируют жизнедеятельность людей посредством четко установленных правил. На сегодня создано огромное количество социальных институтов, влияющих на жизнь социума, а также на коммуникативный процесс общества. Институт моды является одним из таких институтов, располагая широким спектром коммуникативных процессов, которые, в целом, и представляют собой дискурс моды [17, с. 27].

Среди ведущих специалистов в области моды существует довольно распространенное мнение, что институту моды потребовалось значительное количество времени, чтобы обрести свою актуальность и присущую ему масштабность. Лишь в XIX столетии мода получила тот необходимый статус, позволяющий ей определять социально-культурные установки общества, а также выступать предметом научного изучения [10, с. 30]. Ранее же основной функцией одежды было обеспечение комфорта повседневной жизнедеятельности людей.


Только в XII-XIII веках мода стала показателем статуса человека: такие характеристики как цена, ткань, украшения, отделка, покрой определяли положение человека, носившего ее. Развитие общества, повлекшее за собой культурные, экономические, социальные, исторические, научно-технические преобразования, способствовали появлению текстильной индустрии, а также первых модных тенденций. Значительный интерес к одежде, а также бурное развитие конструирования и моделирования одежды начинают впервые прослеживаться в XIV веке во Франции. Именно тогда начался процесс изготовления ткани. XV век знаменует собой масштабное развитие творчества портных и художников. Мода постепенно приобретает все большее значение и становится предметом дискуссий людей, занятых в этой сфере. Общение между художниками, портными и людьми, для которых создавалась мода, устанавливалось на постоянной основе и определялось вкусами времени и культуры [6, с. 45].

Модернизация оборудования и рост производительности труда привели к снижению стоимости пряжи и тканого материала, что сделало их доступными для общества. С середины XIX века мода обретает широкую популярность во Франции, вследствие чего открываются первые универсальные магазины. Возможно, именно временной отрезок с 1880 по 1914 гг. является этапом в формировании моды в значении, близком к современному [8, с. 12].

Со временем мода заняла свою нишу во многих сферах жизни общества, демонстрируя социокультурные установки общества.

Мода, являясь порождением долгой работы целого социального института, напрямую подвержена постоянным изменениям. Она отражает культурно-значимые смыслы, передавая ценностное, идеологическое, эстетическое содержание эпохи. На сегодняшний день мода влияет на все сферы общественной жизни, проявляясь в том, как мы разговариваем, в каких домах живем, какую мебель используем, какие автомобили водим, что носим и едим. Данный феномен отражает некий социальный консенсус, в достижении которого коммуникация играет одну из важнейших ролей [56, с. 38].

2.2 Социально-психологический феномен моды

Моду можно определить, как стабильно устойчивое и непрерывно изменчивое понятие. Так, можно наблюдать определенные ее разновидности, однако она всегда остается особым явлением в психологии масс. Мода призвана охватывать значительную массу людей, при этом она формирует особые общности. Однако, после этого, она меняется или вовсе исчезает. И в это время модным быстро становится что-то другое, еще не массовое, а уникальное в данный момент. А вот то, что еще совсем недавно было модным, становится обыденным, повседневным, привычным. Исходя из изложенного, следует, что такое понятие как мода, привычно соотносится с эстетикой, однако, она никогда точно не определялось с эстетической точки зрения. Известный социальный психолог Б.Д. Парыгин относил моду к особому социально-психологическому явлению: «Мода – это специфичная и весьма динамичная форма стандартного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием преобладающих в обществе настроений и быстро изменяющихся увлечений, вкусов» [14, с. 55].