Файл: Понятие и классификация функций государства (Методология ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
Введение
Теория государства и права является очень обширной наукой, которая включает в себя множество актуальных тем. Данная курсовая работа посвящена такой теме, как «Понятие и классификация государственных функций». Эта тема очень актуальна в наше время, потому так как, во – первых, то что в функциях проявляется сущность государства и его социальное значение. Это определено многообразием задач решаемых государством в жизни общества, так и множеством форм и методов с помощью которых, осуществляются функции государства. Во – вторых, государственные функции определяют его структуру, то есть закономерности организации элементов государства как сложной системы.
Исследование государственных функций способствует глубокому пониманию взаимодействия государства с другими структурами общества в решении политических, экономических, социальных, экологических, культурных и других задач. Оптимальность организации зависит от того, насколько четко и полно определены формы и методы реализации государственных функций. Они развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью. В системе общественных отношений постоянно ставятся вопросы о совершенствовании форм и методов осуществления государственных функций.
Общие вопросы, связанные с формами и методами осуществления государственных функцийв своих трудах рассматривали такие ученые, как:Н. В. Черноголовкин, А.С. Мордовца, В.Н. Синюков, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.В. Оксамытный, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Ф. Кистяковский
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственных функций.
Предметом исследования являются правовые и неправовые формы и методы осуществления государственных функций.
Цель исследования. Исходя из актуальности этой темы, цель настоящей работы заключается в исследовании форм и методов, с помощью которых реализуютсягосударственные функции. Исходя из поставленной цели, необходимо раскрыть следующие задачи:
- на основе научно – теоретического материала о понятиях форм и методов осуществления государственных функций сформулировать определения указанных явлений применительно к современному состоянию общественных отношений;
- проанализировать и выявить основные методы и формы осуществления государственных функций;
- классифицировать формы и методы осуществления государственных функций;
- раскрыть значимость различных форм и методов осуществления государственных функций применительно к Российскому государству.
Методологическую основу курсовой работы составили диалектический метод, общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой. В работе использовались и эмпирические методы познания: статистический анализ, исследование документов, печатных изданий, интернет ресурсов и других средств информации и т.д..
Их применение позволило выявить и проанализировать основные формы и методы реализации государственных функцийна современном этапе.
1. Понятие и виды форм осуществления государственных функций
1.1 Государственные функции и их классификация
Правовая категория «функция государства» является одним из фундаментальных направлений, которое изучается теорией государства и права. Каждая функция направлена на регулирование определенной сферы
общественных отношений. Наиболее распространенным в юридической литературе является понимание государственных функций в качестве основных
направлений его деятельности, которые обусловлены сущностью и социальным назначением государства, а также стоящими перед ним на конкретном историческом этапе развития целями и задачами [1].
В теории государства рассмотрению понятий и особенностей государственных функций и форм их реализации принадлежит приоритетное место при изучении функциональной деятельности государства. Данное положение обусловлено проявлением в функциях государства его сущности и социального назначения. Исследование функций и определение форм их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности государственных структур в различных областях жизнедеятельности общества[1].
Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным управления и принуждения. В юридической теории несколько критериев государственных функций. обосновано и научной и целями. Нельзя выделить тот иной критерий наиболее правильный, как они с различными целями и разные стороны государства. Рассмотрим критерии классификации:
- сферам общественной выделяют политическую, , экономическую, духовную, .
- По принципу властей: законодательную, , судебную, информационную.
- способу осуществления: и охранительные.
- По социальной важности: и неосновные.
- По : постоянные и временные.
- сферам политической : внутренние и внешние, в свою очередь подразделяются:
- Внутренние : поддержание существующего и общественного строя, господствующего класса, , налогообложение, финансовый , социальные, духовные, , экологические, защита и свобод личности, законности и правопорядка.
- на: содействие обеспечению международного , защита государственной и территории, межгосударственное , экономическое и политическое .
Как видно вышеизложенного, некоторые повторяются в разных группах, но в от конкретного меняется и форма реализации.
Нельзя же сказать, все перечисленные характерны для абсолютно государств, мере развития государства в зависимости конкретно исторических некоторые из становятся более по сравнению с . Исходя из , можно выделить основные функции, выполняет любое :
- экономическая, т.е. развитие как внутри , так и установление экономических связей;
- , т.е. обеспечение безопасности внутри страны, и на международном , защита государственного ;
- социальная, т.е. обеспечение уровня жизни населения, охрана и свобод, удовлетворение потребностей людей и т.п.;
- , т.е. поддержка науки, , образования, а так политической, религиозной, идеологии;
В свою Нерсесянц В.С. рассматривая в работе функциональную государства, отмечает «…государство – это организация для экономических, культурных, и иных сходных , хотя роль (и права) в надлежащем этих и подобных весьма велика», и замечает «Специфика, и смысл всей деятельности государства, его функций в организации, реализации и определенного (социально- обусловленного) государственно- порядка жизни людей»[2].В связи с он выделяет в основных функций:
- функция, т.е. установление источников и норм права;
- правореализаторская , т.е. претворение в жизнь норм права;
- функция, т.е. установление и порядка во сферах жизни ;
- внешнегосударственная функция, т.е. внешнего суверенитета ;
Можно отметить, первые три относятся к внутренней государства, тогда четвертая отвечает отношения государства с миром.
С развитием у государства могут и новые функции , например, во половине XX добавилась экологическая. человека поставила угрозу существование на земле и на государство задача по за состоянием среды.
Таким , можно сказать, определять критерии государственных функций исходя из , какие конкретно этом преследуются .
1.2 Формы реализации функций
Формы функций тесно с сущностьюгосударства и содержанием его . Они являются подвижными, развиваются и вместе с государственной, экономическими, социальными, ,идеологическими и иными в обществе. С историческим общества происходит не только общества игосударства, и изменение предшествующих функций, ивозникновение . Следовательно, и способы реализации, то формы, меняются с времени. Правильный формосуществления функций, соответствующий объективной действительности, достигнуть поставленных и задач перед и государством, стабилизировать отношения[3].
Вопрос о осуществления государственных есть вопрос о, как органы осуществляют его . В правовой науке понимание форм в внешнего выражения по реализации функций в конкретных .
Анализ юридической позволяет сделать о том, что
реализации функций функций представляют деятельностьосновных элементов механизма , то есть специфичные виды деятельности. Сдругой это однородная своим внешним деятельность всех, или нескольких государства,посредством осуществляются его . Функциивыполняются субъектами государственной . В связи с этим организации и структуры органа власти, место в системе органов определяют форм его.
В теории государства и наиболее распространена государственных органов тривида :, исполнительные, судебные.
длятакого являются положения РФ, в которой указанные ветви . Отдельное внимание положения о прокуратуре, включены в главу 7 « власть»[4].Стоит , что деятельность органов и органов не является . Поэтому существенные вперечне полномочий и деятельности, позволяет нетри, а основные формы деятельности государства в от видов : законодательную; управленческую (т.е. , исполнительную, распорядительную); ;контрольно-надзорную.
В литературе в большей превалируетделение на правовые и . Формулировка «неправовые » не является , поскольку указанные попадают под норм права, врамках закона и в компетенции соответствующего государства. Несмотря то, что не влекут собой правовых, что является отличием от форм,результаты деятельности могут в дальнейшемюридическое .
При выделении форм в юридической существуют определенные . Но наиболее классификацией правовых является их на[5]:
а) правотворческую ,
б) правоисполнительную (правоприменительную) ,
в) правоохранительную деятельность.
есть форма государственных функций,
в жизнь в виде нормативных актов, илисанкционирования, или отмены норм. Данная играет особую в реализации функций, функциональной деятельности закрепление.
Правоисполнительная правоприменительная деятельность собой деятельность органов направленную исполнение нормативных путем издания применения права. является повседневной деятельностью субъектов, выраженной в виде правоприменительных актов, и основанием для , изменения или правоотношений.
Правоохранительная направлена на прав исвобод и гражданина, обеспечивает правонарушений и привлечение к ответственности виновных.
С правовыми формами государственных функций
связаны организационные. формы часто правовым, являясь для их . Организационныеформы на проведение -подготовительнойработы осуществления государственных . Они не за собой значимых последствий, подзаконной деятельность органов.
В современной можно выделить основныеорганизационные осуществления государственных :
1) организационно-регламентирующую , которая
включает в текущую оперативную отдельных структур
созданию условий функциональной деятельности
органов;
2) организационно- деятельность, которая
собой оперативно-, воспитательную работу
обеспечению выполнения государственных функций ;
3) -экономическую (хозяйственную) ,
которая направлена создание условий обеспечения,
предназначенного выполнения различных функций.
Правовые и формы осуществления имеюттесную и взаимодействие между . Организационныеформы своей сути фактическими действиями, нацелены на правовых форм функцийгосударства. того проведение формосуществления в виде сбора , ее анализ и ит.д. является своего подготовительными, предшествующими, обуславливающими реализацию форм. Вопределенной они дополняют друга, обеспечивая стоящих перед и государством задач. действиявсех звеньев государственного и правильный выбор осуществления функциональной , соответствующийусловиям развития страны, достижениюстабильности в жизни, развитию ,экономической, социальной, и иных сфер.
многообразные функции, государству на этапе исторического и зависящие от сущности и социального, реализуются как в , так и в организационных, которые тесно между собой, иобеспечивают друг . Для каждой функции присущи формы реализации, заключается лишь в превалированияправовых организационных форм, на достижение задач.