Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При исполнении Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ Федеральное казначейство осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 2300 кодам бюджетной классификации РФ.

Количество платежных операций по учету поступлений и их распределению, осуществляемых Федеральным казначейством, в I полугодии 2012 г. составило 186 млн. операций, при этом среднемесячное количество составило 31 млн. операций.

По предварительным данным Федерального казначейства, за 2012 год в бюджетную систему РФ поступило 31 580,8 млрд. руб.

Из них поступило в бюджеты бюджетной системы РФ:

  • в федеральный бюджет 13 139,4 млрд. руб., что составляет 41,6 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ;
  • в бюджеты государственных внебюджетных фондов — 8 128,1 млрд. руб., или 25,7 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ;
  • в бюджеты субъектов РФ — 7 180,8 млн. руб., или 22,8 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ;
  • в местные бюджеты — 3 132,5 млрд. руб., или 9,9 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ (см. рис. 1)[11].

Рис. 1. Поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2012 год, млрд. руб.[12]

Количество платежных операций по учету поступлений и их распределению, осуществляемых Федеральным казначейством, в первом полугодии 2011 года составило 195,3 млн. операций, среднемесячное количество составляет 32,55 млн. операций.

По состоянию на 1 июля 2012 года органами Федерального казначейства открыто 84 217 лицевых счетов администраторов доходов бюджетов. Из них 28 826 лицевых счетов — для учета доходов федерального бюджета (34,2 %), 10 775 лицевых счетов — для учета доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (12,8 %), 44 356 — для учета доходов местных бюджетов (52,7 %) и 260 — для учета доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (0,3 %) (см. рис. 2)[13].

Рис. 2. Структура лицевых счетов администраторов доходов бюджета[14]

В 2012 году Федеральное казначейство осуществляло реализацию положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие от 20 мая 2010 года в соответствии с Порядком исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин от 20 мая 2010 года, утвержденным приказом Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. № 144.


С 1 января 2012 года учет поступлений от уплаты пошлин и их распределение между бюджетами государств-участников Таможенного союза осуществляет Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства. В 2012 году Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства перечислено ввозных таможенных пошлин, взимаемых на территории РФ, на сумму 742,4 млрд. руб. (рис. 3).

Рис. 3. Поступило в бюджет Российской Федерации ввозных таможенных пошлин, млрд. руб.[15]

Из них: в бюджет Российской Федерации — 653,1 млрд. руб.; в бюджет Республики Казахстан — 54,4 млрд. руб.; в бюджет Республики Беларусь — 34,9 млрд. руб.

Государствами — участниками Таможенного союза в 2012 году в бюджет РФ было перечислено ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие):

  • Республикой Казахстан — 239,9 млрд. тенге (в рублевом эквиваленте 50,2 млрд. руб.);
  • Республикой Беларусь — 7 153,1 млрд. белорусских рублей (в рублевом эквиваленте 26,7 млрд. руб.).

2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета

Федеральным казначейством в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ[16] и ст. 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, в рамках исполнения полномочий по доведению показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета казначейскими уведомлениями, сформированными 14—16 и 19 декабря 2011 г., были доведены бюджетные данные на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, направленные Министерством финансов РФ в Федеральное казначейство в связи с принятием Федерального закона № 371-ФЗ. По состоянию на 1 января 2012 года 105 главным распорядителям не были утверждены лимиты бюджетных обязательств в сумме 785 638,3 млн. руб. по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Федеральным законом № 371-ФЗ. По состоянию на 1 января 2013 года неутвержденными остались лимиты бюджетных обязательств в сумме 652,3 млн. руб. по 7 главным распорядителям (рис. 4).

Рис. 4. Неутвержденные ЛБО в 2012 году[17]

По состоянию на 1 января 2011 года 43 главным распорядителям не были утверждены лимиты бюджетных обязательств в сумме 374 840,4 млн. руб. по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Законом. По состоянию на 1 января 2012 года неутвержденными остались лимиты бюджетных обязательств в сумме 3 099,6 млн. руб. по 41 главному распорядителю (рис.5).


Рис. 5. Неутвержденные ЛБО в 2011 году[18]

Всего за 2012 год Федеральным казначейством в рамках исполнения приказа Министерства финансов РФ от 30 сентября 2008 г. № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (далее — Приказ № 104н) было сформировано и доведено до главных распорядителей (главных администраторов источников) 3425 казначейских уведомлений, что составляет 132,1 % от количества казначейских уведомлений, доведенных в 2011 году (2593).

В течение 2011-2012 года доведение казначейских уведомлений главным распорядителям (главным администраторам источников) осуществлялось посредством прикладного программного обеспечения СЭД и «Система удаленного финансового документооборота» (далее — СУФД) (табл. 1).

Таблица 1

Направления казначейских уведомлений за 2011-2012 год[19]

Направлено казначейских уведомлений за 2012 год

Всего

В том числе:

Направлено по СЭД и СУФД

Передано на бумажном носителе

2011 год

Расходы

2571

2356

215

Источники

22

22

0

ИТОГО:

2593

2378

215

2012 год

Расходы

3407

3149

258

Источники

18

18

0

ИТОГО:

3425

3167

258

По состоянию на 31 декабря 2012 года казначейскими уведомлениями были доведены на 2012 год:

  • бюджетные ассигнования (и изменения к ним) в сумме 13 016 978,4 млн. руб. по 111 главным распорядителям и — в сумме 3 234 621,1 млн. руб. по 2 главным администраторам источников (из них 406,7 млн. руб. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) по 1 главному администратору источников);
  • лимиты бюджетных обязательств (и изменения к ним) в сумме 12 50 461,9 млн. руб. по 111 главным распорядителям (из них 5 817,7 млн. руб. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) по 13 главным распорядителям).

В 2012 году Федеральное казначейство в рамках выполнения тактической задачи по «Доведению до соответствующих участников бюджетного процесса информации о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств» продолжило работу по реализации полномочий главных распорядителей по распределению и доведению бюджетных данных до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства.

2.3. Анализ бюджетных данных

Анализ доведения главными распорядителями бюджетных данных в 2012 году приведен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ доведения бюджетных данных главными распорядителями по состоянию на 1 января отчетного года, млн.руб.[20]

Диапазон распределения БД (1)

Кол-во

Доведенные БА (2) на 2012 год

Доведенные ЛБО и ПНО (3) на 2012 год

Распределен-ные ЛБО и ПНО на 2012 год

Остаток

По состоянию на 1 января 2012 года

99-100%

90

6439966,08

6436933,48

6429133,73

7799,75

95-99%

15

4450398,24

4450270,92

4356867,54

93403,38

По состоянию на 1 января 2013 года

99-100%

97

12324370,17

12324058,12

12293150,70

30907,42

96-99%

12

447130,13

446716,87

438328,32

8388,55

Менее 90%

2

245478,10

245343,36

218451,64

26891,72

ВСЕГО:

111

13016978,40

13016118,35

12949930,66

66187,69

(1) – Бюджетные данные,

(2) – Бюджетные ассигнования,

(3) – Лимиты бюджетных обязательств и публичные нормативные обязательства

Необходимо отметить, что увеличился диапазон распределения бюджетных данных — в 2012 году присутствуют главные распорядители с процентом распределения менее 90 %. Однако увеличилось количество главных распорядителей с процентами распределения бюджетных данных 99–100 % с 90 в 2011 году до 97 в 2012 году (Рис.8).


По состоянию на 1 января 2013 года до главных распорядителей доведено лимитов бюджетных обязательств (публичных нормативных обязательств) в сумме 13 016 118,35 млн. руб., из них распределено 12 949 930,66 млн. руб.

Рис. 6. Диапазон распределения бюджетных данных в 2011-2012 годах[21]

В 2012 году 97 главными распорядителями, находящимися в диапазоне распределения бюджетных данных 99—100 %, осуществлено 98 % распределения лимитов бюджетных обязательств (публичных нормативных обязательств) от общей суммы доведенных лимитов бюджетных обязательств (публичных нормативных обязательств). В 2011 году указанный процент распределения составил только 58 %.

Следует отметить, что в рамках исполнения пункта 219.1 Бюджетного кодекса РФ в 2012 году 98 главными распорядителями бюджетные данные на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов были доведены до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, в отличие от 2011 года, когда доведение бюджетных данных на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов обеспечили только 48 главных распорядителей.

В 2012 году главными распорядителями в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — Межрегиональное операционное УФК) представлено 155 491 расходное расписание, из них аннулировано Межрегиональным операционным УФК 3397.

В 2012 году, как и в 2011 году, санкционирование органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществлялось в соответствии с Приказом № 87н.

В течение 2012 года Федеральным казначейством были подготовлены предложения о внесении изменений, направленных на совершенствование механизма санкционирования расходов федерального бюджета и учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Таким образом, общая сумма перечисленных средств с вышеуказанных счетов составила 1 947,9 млрд. руб., увеличив ежедневный остаток на ЕКС в среднем на 398,0 млрд. руб., позволив в течение года использовать бесплатные ресурсы, не привлекая средств Резервного фонда и других источников финансирования дефицита федерального бюджета, и обеспечить бесперебойное финансирование расходов. Общий объем средств федерального бюджета, перечисленных с ЕКС на счета № 40302, № 40501 в течение года, составил 1 616,8 млрд. руб.