Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
Как утверждает В.Н. Хропанюк, «противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина, потому что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями» [[18]].
Правомерное поведение не может быть противоправным, так как оно находится в установленных законодательством рамках [[19]].
Важным признаком правонарушения является то, что оно совершается людьми деликтоспособными, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия (вменяемые и достигшие определенного возраста лица).
Право признает самостоятельную возможность осуществлять права и нести юридические обязанности только за людьми, достигшими определенного возраста и обладающими нормальной, здоровой психикой, обладающими так называемой дееспособностью. Поэтому субъектами правонарушений являются люди, имеющие полную либо частичную дееспособность. Так, например, уголовное право в особых случаях признает частично дееспособными лиц, достигших 14-летнего возраста. Значит, правонарушителем, а точнее, лицом, совершившим уголовное преступление, может быть лицо, которому исполнилось на день совершения преступления 14 лет [[20]].
В юридической литературе предпринимались попытки обосновать еще одну причину неделиктоспособности – влияние наследственности на преступное поведение людей. Генетиками были получены эмпирические данные, подтверждающие устойчивую связь между этими факторами. Сложная и опосредованная связь между «плохой» наследственностью и противоправным поведением позволяет выдвигать разные гипотезы. Можно сколько угодно повторять тезис о роли биологических факторов в развитии социальных свойств личности, но вопроса этими сентенциями не закроешь [[21]].
Важным признаком правомерного поведения является его массовость [[22]]. Правомерное поведение характерно для большинства населения. Иного и не может быть, поскольку нормы права закрепляют объективно сложившиеся общественные отношения. А последние, в свою очередь, имеют определенную упорядоченность, основанную на соблюдении большинством членов общества совместно выработанных правил поведения. Правомерное поведение всегда удовлетворяет те общественные, государственные и личные интересы, для обеспечения которых, собственно, и устанавливались нормы права.
К признакам правонарушения относят общественную опасность [[23]]. Суть ее состоит в том, что в результате правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства. При этом должна быть связь между противоправным деянием и причинением вреда.
Некоторые ученые полагают, что общественную опасность характеризуют только уголовные преступления. Общественная опасность - свойство любого правонарушения. Правонарушения по характеру общественной опасности (вредности) подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданские и т.д.). Критерием разграничения преступлений и проступков является не отсутствие общественной опасности, а ее характер и степень. Например, уклонение от уплаты налогов как уголовное преступление и как налоговое правонарушение отличаются друг от друга по размеру уклонения (размеру ущерба), который, в свою очередь, является одной из характеристик общественной опасности [[24]].
Если деяние не представляет опасности для общества, т.е. не причиняет вреда общественным отношениям и не ставит их под угрозу причинения вреда, его нельзя признать правонарушением.
Общественная опасность обладает определенными признаками, которые целесообразно разделить на две группы: относящиеся к характеру общественной опасности и к степени общественной опасности. Характер общественной опасности правонарушения определяется направленностью деяния против того или иного объекта, а степень общественной опасности - это количественное выражение сравнительной общественной опасности.
В гражданском праве, характеризуя общественную опасность, отмечают наличие вреда или убытков. Под вредом в гражданском праве понимают всякое умаление личного или имущественного блага. Вред может быть материальным и моральным. Моральный вред подлежит компенсации лишь в случаях, предусмотренных законом (например, нарушением права на честь и достоинство, вреда жизни и здоровью и др.). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) [[25]].
Наконец, к признакам правонарушения относится наказуемость [[26]].
Этот признак проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность.
Характеризуется тем, что, во-первых, преступление запрещено законодателем именно под угрозой применения наказания и, во-вторых, лица, преступившие такой запрет, подвергаются реальному претерпеванию наказания.
В определенной степени он производен от признака противоправности, но одновременно имеет и самостоятельное значение [[27]].
Предусмотренность (запрещенность) общественно опасного деяния законом не означает лишь декларирование запрещенности деяния, но предопределяет обязательное установление за его совершение мер юридической ответственности. Например, это положение прямо закреплено в ст. 106 НК РФ [[28]], где указывается: "Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц), за которое настоящим Кодексом установлена ответственность".
Законом определены отдельные ситуации, когда деяние формально подпадает под признаки противоправного, но по существу не опасно и не вредно для общества и потому считается правомерным. В уголовном и в административном праве указаны такие обстоятельства, исключающие противоправность, как "необходимая оборона" (соразмерная защита от противоправных посягательств) и "крайняя необходимость" (действия для устранения опасности, которая не могла быть устранена другими средствами, если причиненный при этом вред является менее значительным, чем предотвращенный). Обстоятельствами, исключающими противоправность некоторых деяний, являются их малозначительность, обоснованный риск, исполнение служебных или профессиональных обязанностей (обязанностей пожарника, врача, работника органов охраны общественного порядка и т.п.) [[29]].
Все перечисленные признаки являются обязательными, и отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность квалифицировать то или иное деяние как правонарушение [[30]].
Понятие и содержание правонарушения определяются через совокупность основных характеристик и признаков его как юридической категории.
Понятие правонарушения носит описательный характер. Такой подход более, чем логичен, поскольку речь идет о деянии, некотором поступке, и от любых иных поступков правонарушение можно отличить, соотнеся его характеристики с нормами закона: правомерен или противоправен, совершен виновно или невиновно, вредоносен или не имеет последствий и т.п.
Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что правонарушение — это общественно вредное, осознанно-волевое (виновное) деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении нормы права или нанесении ущерба правам и законным интересам других субъектов, совершенное вменяемым либо ограниченно вменяемым, достигшим установленного законом возраста лицом, способное повлечь меры юридической ответственности, а также в ряде случаев — меры защиты.
Глава 2. Состав правонарушения
Юридический состав правонарушения - это полноценный правовой критерий отнесения того или иного деяния к неправомерным поступкам.
Состав правонарушения, включая в свое содержание объективные и субъективные, обязательные и факультативные элементы уже по своему содержанию. Будучи законодательной конструкцией, он является средством описания определенной разновидности правонарушения в действующем законе, его информационной моделью, которая используется для идентификации конкретного деяния в общей массе правонарушений. С помощью структуризации, он решает задачу правовой квалификации определенного действия или бездействия, его отличия от иных внешне схожих поступков. Тем самым состав правонарушения становится единственным, необходимым и достаточным основанием юридической ответственности, помогает определить ее характер, объем и пределы. В тоже время, недопустимо противопоставление правонарушения и его состава. Они соотносятся как содержание и законодательная форма одного явления и потому являются равнозначными явлениями, поскольку как без формы нет содержания, так и содержания без внешне выраженной формы [[31]].
Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к юридической ответственности. Отсутствие хотя бы одного из признаков данного понятия не дает полного состава, а значит, отпадает законное основание для возбуждения дела и привлечения лица к ответственности. Многие уголовные дела прекращаются именно из-за отсутствия состава преступления [[32]].
Так, Р.А. Ромашов верно утверждает, что «отсутствие хотя бы одной подсистемы или системообразующего элемента приводит к распаду всей системы, т.е. к отсутствию состава правонарушения» [[33]].
Состав конкретного правонарушения показывает, что оно содержит обязательные типичные и необходимые его признаки - элементы.
По своей структуре правонарушение - сложное системное образование. Состав правонарушения как правовое понятие раскрывает эту сложную структуру. Как указал Конституционный Суд РФ, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности [[34]].
Такая категория, как состав правонарушения, более детально разработана в науке уголовного права. Вместе с тем исследование состава правонарушения важно и для теории права, и для отраслевых наук.
В теории права «система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения» [[35]]. Другими словами, совокупность обязательных признаков (элементов) представляет собой состав правонарушения (юридический состав правонарушения). Отсутствие хотя бы одного из элементов свидетельствует о том, что нет самого правонарушения.
По мнению А.В. Демина, состав правонарушения, представляет собой совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное правонарушение [[36]].
С.С.Алексеев верно отмечает, что «состав правонарушения - это наличие всех составляющих факт правонарушения элементов (субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны), выступающих в неразрывном единстве как решающее основание юридической ответственности» [[37]].
Понятие «состав правонарушения» не подменяет понятие «правонарушение». Соотношение между понятиями "правонарушение" и "состав правонарушения" носит двоякий характер и зависит от того, что понимать под правонарушением [[38]].
Во-первых, если правонарушение рассматривать как законодательное или научное определение реального юридического факта, то состав правонарушения также выступает юридической конструкцией, в которой раскрываются и дополняются признаки и характеристики правонарушения, а признак наказуемости выходит за рамки понятия «состав правонарушения». Все элементы и признаки состава правонарушения раскрывают, дополняют и характеризуют признаки правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность и деяние). Понятие «состав правонарушения» выполняет служебную роль по отношению к понятию «правонарушение».