Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее - Концепция)1 сформулированы новые подходы к организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Как отмечалось ранее С.М. Зубаревым, в нашей стране с конца 1980-х гг. неоднократно разрабатывались подобные научные и программные документы, которые отражали различные системы взглядов на совершенствование системы исполнения наказаний2. К сожалению, в Концепции проблема оперативно-розыскной деятельности своего раскрытия не получила, хотя заслуживает отдельных размышлений. В общем виде о задачах оперативно-розыскной деятельности в исправительном учреждении можно судить по содержанию некоторых положений раздела «Обеспечение режима и безопасности». В частности, предполагается создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности УИС, ведение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля, совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава исправительных учреждений с осужденными, преступных связей осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений, и др.

Целью данной работы является исследования задач оперативно-розыскной деятельности, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть задачи оперативно-розыскная деятельность;

- изучить основные задачи ОРД;

- выявить задачи оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы России;

- выявить проблемы задач ОРД.

Объект исследования – ОРД.

Предмет исследования – задачи ОРД.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области ОРД, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности


1.1 Оперативно-розыскная деятельность

Задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительном учреждении не могут быть сведены только к обеспечению режима, хотя законодатель ст. 84 разместил в гл. XII УИК РФ, в разделе, регламентирующем режим в местах лишения свободы и средства его обеспечения.

Поддержание режима и правопорядка в исправительных учреждениях - это одно из основных направлений оперативно-розыскной деятельности. Но ее задачи, обозначенные в ст. 84 УИК РФ и ведомственных нормативно-правовых актах, выходят за эти рамки, включая в себя, например, раскрытие преступлений осужденных, совершенных ими до прибытия в ИУ и оставшихся без реагирования, оказание содействия другим субъектам оперативно-розыскной деятельности и правоохранительным органам в решении текущих задач и др.

В последнее время теория и практика оперативно-розыскной деятельности получили значительное развитие, ее роль в противостоянии преступности заметно возросли. Появилось самостоятельное оперативнорозыскное законодательство, осуществляется ведомственное правовое регулирование организации и тактики, была достигнута структурная обособленность подразделений, наделенных функциями реализации данной деятельности. В настоящее время посредством оперативно-розыскной деятельности решается практически весь комплекс вопросов безопасности в УИС.

С учетом данных обстоятельств представляется целесообразным ввести в УИК РФ самостоятельную главу, посвященную регламентации рассматриваемого вида деятельности в уголовно-исполнительной системе. Отталкиваясь от общих положений Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»3, в ней следует отразить особенности применения этих норм в уголовно-исполнительной системе. Это будет касаться целей и задач, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, агентурно-осведомительной работы, оснований постановки на профилактический и оперативный учеты тех или иных категорий осужденных, осуществления оперативнорозыскных мероприятий за пределами режимных территорий,использования результатов оперативно-розыскной деятельности, стимулирующих критериев оценки деятельности оперативных подразделений и др.

Проработка обозначенных проблем предполагает и наличие самостоятельного раздела в Концепции, в котором были бы обозначены основные направления развития и повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности в УИС.


Рационализация политики в области уголовного правосудия имеет своей целью увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, на 200 тыс. чел. за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. Кроме того, в случае принятия законодательного акта в соответствии с Концепцией будут сформированы качественно новые учреждения, способные эффективно исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Функционирование данных структур потребует создания эффективно действующей системы оперативно-розыскного обеспечения исполнения такого рода наказаний.

В современных условиях эффективное противодействие пенитенциарной преступности и обеспечение нормального функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, применение новых видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, возможны при условии расширения оперативно-розыскной деятельности в УИС, в частности, для проведения оперативно-розыскных мероприятий среди спецконтингента, состоящего на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. В этой связи следует рассмотреть вопрос о создании оперативных подразделений, обеспечивающих сопровождение исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, нормативном закреплении их компетенции, организационной структуры и т.п.

Считаем необходимым выделить следующие направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе:

  1. совершенствование ведомственного регулирования за счет отказа от норм, которые инерционно перешли из советского периода функционирования исправительных учреждений;
  2. внедрение в оперативную работу новейшей электронной техники, разработка и освоение современных технологий контроля за поведением осужденных, прежде всего связанных с электронным наблюдением;
  3. устранение некоторых правоограничений в сфере осуществления оперативно-розыскных мероприятий в местах содержания под стражей;
  4. информационное насыщение систем учета и нормативное обеспечение использования банка данных всеми субъектами оперативно-розыскной деятельности.

По своей сути оперативно-розыскная деятельность носит разведывательно-поисковый характер, направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов противоправной деятельности, их субъектов, розыск уклоняющихся от наказания, бежавших из мест содержания под стражей. Без реализации данной деятельности невозможно пресечь преступления на стадии приготовления или покушения, раскрыть уже совершенные преступления. Эти ее возможности обеспечиваются разрешением законодателя использовать как гласные, так и негласные методы и средства, применять специальные технические средства для негласного получения информации, правом уполномоченных подразделений проводить иные оперативно-розыскные мероприятия. Использование оперативно-розыскной информации не только позволяет выявлять, предупреждать, пресекать преступления и нарушения режима, но и дает возможность более обоснованно выбирать методы и средства психолого-педагогического воздействия, более результативно осуществлять режимные мероприятия и в целом более эффективно управлять ситуацией в исправительных учреждениях. Поэтому при исполнении уголовных наказаний не может быть основных и второстепенных средств и методов. Все они должны дополнять друг друга, образуя необходимый комплекс.


Развитие оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, как представляется, следует осуществлять, с одной стороны, путем наращивания информационной емкости проводимых мероприятий, а с другой - улучшением тактических приемов зашифровки источников получения информации.

Эффективность рассматриваемого вида деятельности неразрывно связана с кадровым обеспечением оперативных подразделений. Одной из болевых точек является вопрос качества подготовки руководящего и оперативного состава для работы в учреждениях и органах УИС.

Для качественного роста оперативнорозыскных кадров важно обеспечить разработку и внедрение в практику критериев оценки психофизиологических, моральнобытовых качеств и профессиональной пригодности кандидатов. Оперативный работник должен быть «штучным специалистом». Только в этом случае он оправдывает расходы на свою подготовку и содержание.

Следовательно, требуются новые подходы к подготовке оперсостава учреждений и органов УИС. В этих целях представляется необходимым:

  • создание кадровых, морально-психологических и материально-финансовых предпосылок, обеспечивающих приток на кафедры оперативно-розыскной деятельности ведомственных вузов опытных практических работников;
  • повышение качества образовательных программ, реализуемых в рамках подготовки сотрудников оперативных подразделений;
  • обеспечение высокого социального статуса и престижа труда оперативных работников УИС с созданием соответствующей системы материального стимулирования сотрудников;
  • повышение качества службы и улучшение условий труда оперативных работников;
  • определение нормативов штатной численности оперативных работников органов и учреждений УИС на основе норм законодательства Российской Федерации и уголовно-исполнительной практики, установление оптимальной нагрузки на сотрудников, находящихся в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

1.2 Основные задачи ОРД

Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД) можно разделить на общие и частные.

Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:


· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Общие задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного

лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния. Главными направлениями этой деятельности являются:

· активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

· организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;

· организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ). Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:

· задержание лица на стадии подготовки преступления;

· изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;

· проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.

При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой тактической форме оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.