Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

· розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

· содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам.

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ОРД

2.1 Задачи оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы России

Оперативно-розыскная деятельность, как и иные виды правоохранительной деятельности государства, регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами - это аксиома, известная каждому юристу. Однако в полной ли мере указанная регламентация отвечает современной практике осуществления оперативнорозыскной деятельности? Существуют ли значимые недостатки, требующие скорейшего разрешения? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Проведенный автором анализ законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) оперативных подразделений всех уполномоченных на то правоохранительных органов и специальных служб, позволяет сделать вывод, что указанная деятельность направлена на решение задач, регламентированных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») [1], а также иных задач, также предусмотренных ФЗ «Об ОРД». Единственным исключением на сегодняшний момент является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями исправительных учреждений, - ее задачи указаны как в ст. 2 ФЗ «Об ОРД», так и в ст. 84 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации, причем по содержанию они несколько отличаются от предусмотренных в ФЗ «Об ОРД».


Сравнительный анализ указанных источников показывает, что почти все задачи ОРД в исправительных учреждениях, предусмотренные ст. 84 УИК РФ, поглощаются первой задачей ОРД, предусмотренной ФЗ «Об ОРД»: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Задача по выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях нарушений установленного порядка отбывания наказания оперативно-розыскным законодательством вообще не предусмотрена, так как не все нарушения режима содержания могут впоследствии привести к совершению преступления.

Однако автор считает необходимым подчеркнуть, что, как верно указывают С.А. Бажанов, К.К. Горяинов и А.П. Исиченко, эти нарушения, будучи пенитенциарными по сути и месту совершения, не являются преступлениями и не влекут уголовной ответственности, однако из законодательного перечня таких злостных нарушений усматривается, что они несут в себе весьма опасный криминогенный потенциал, который в условиях предельно высокой концентрации наиболее криминально поражённой части осуждённых, к тому же на ограниченной территории, может привести и приводит к пенитенциарным конфликтам, нередко перерастающим в уголовно наказуемые деяния или квалифицируемым как преступления[1].

Говоря об осуществлении оперативнорозыскных мероприятий (далее - ОРМ) в учреждениях УИС, направленных на борьбу с нарушениями режима содержания, следует выделить еще один аспект, иллюстрирующий несовершенство действующего оперативно-розыскного законодательства. Как правило, проводя указанные мероприятия, оперативные работники ссылаются на ст. 82 УИК РФ, которая разрешает осуществление ОРД для решения данной задачи. Вместе с тем ст. 7 ФЗ «Об ОРД», предусматривающая основания для проведения ОРМ, такого основания не содержит, а используемый в ней термин «противоправное деяние» необходимо понимать как преступление[2]. Кроме того, указанную деятельность, осуществляемую в следственных изоляторах, следует считать вообще незаконной, так как действие УИК РФ в данных учреждениях распространяется лишь на лиц, оставленных в СИЗО для выполнения хозяйственных работ.

Налицо коллизия в праве, не позволяющая оперативным работникам ФСИН России в полном объеме осуществлять ОРД, в частности заводить дела оперативного учета, т.к. это противоречит ст. 10 ФЗ «Об ОРД», и ставящая под сомнение законность осуществления ОРМ в целях борьбы с нарушениями режима содержания. Н.Н. Васильев и Ю.Ф. Кваша, мнение которых в данном вопросе автор частично разделяет, предлагают следующий выход из этой ситуации: дополнить ст. 7 ФЗ «Об ОРД» частью, устанавливающей такое основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, как необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных учреждениях[3]. Вместе с тем следует отметить, что данное предложение было сформулировано еще в 1994 году, неоднократно упоминалось в числе предложений по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства[4], но до сих пор не нашло своей реализации в тексте закона.


Если обратиться к законодательному опыту стран СНГ, очевидно, что с нашей точкой зрения согласен казахстанский законодатель, предусмотревший в качестве одной из задач ОРД в Республике Казахстан поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.

Говоря об иных отличиях перечня задач ОРД в Республике Казахстан от задач, предусмотренных ФЗ «Об ОРД», необходимо выделить следующий, на взгляд автора, положительный опыт. Казахстанский законодатель предусматривает, наряду с борьбой с преступностью, противодействие разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций; а также иные функции оперативно-розыскной деятельности, которые в РФ либо урегулированы иными законами вне рамок ФЗ «Об ОРД» (например, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц), либо не имеют надлежащей правовой базы (обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны)[5].

Кроме того, заслуживают внимания положения, приведенные в законе «Об ОРД» Республики Армения: цель ОРД - защита прав человека и гражданина, государственной и общественной безопасности от противоправных посягательств и декларированное в качестве одной из задач обеспечение нормальной деятельности уголовно-исполнительных учреждений[6].

Мнение о необходимости коренного реформирования задач ОРД уже сформировалось у ряда ученых, разрабатывающих оперативнорозыскную проблематику. Так, В.М. Атмажитов указывает, что борьба с преступностью действительно является важнейшей, но не единственной составляющей цели такой деятельности. В процессе ее осуществления нередко решаются также задачи, выходящие за рамки непосредственно борьбы с преступностью. К таким задачам, в частности, относятся:

  • розыск различных категорий лиц (утративших связь с родственниками; должников (ответчиков) по гражданским делам и т. д.);
  • установление личности лиц (больных и детей, не могущих сообщить сведения о себе; не имеющих документов и скрывающих подлинные сведения о себе), персонификация (идентификация) неопознанных трупов;
  • сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске определенных лиц к определенным сведениям (составляющим государственную тайну и др.) и видам деятельности (оперативно-розыскной, частной детективной, охранной и др.);
  • поддержание в исправительных учреждениях режима, установленного уголовно исполнительным законодательством;
  • обеспечение охраны государственных секретов и др.

Из этого следует, что путем осуществления оперативно-розыскной деятельности помимо непосредственно борьбы с преступностью решаются также многие другие социально значимые задачи, не связанные с такой борьбой. Таким образом, эта деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности, цель которой - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечения безопасности общества и государства в самом широком смысле этого слова[7].

Указанную точку зрения значительно расширяет А.Ю. Шумилов, выделяющий в современной оперативно-разыскной (как указывает А.Ю. Шумилов со ссылкой на[8], в соответствии с современными правилами русского языка термин «оперативно-разыскной» и производные от него термины при его использовании в качестве государственного языка РФ должны писаться через букву «а» в слове «разыскной». - А.А.) деятельности три основных вида: уголовно-сыскная работа (ОРД в узком смысле слова); «смешанная» оперативно-розыскная работа, в которой складываются общественные отношения как криминального, так и некриминального свойства (аналитическая разведка, обеспечение собственной безопасности, удостоверительно-розыскная работа, ОРД в экстремальных условиях, противодействие коррупции); неуголовно-сыскная работа (административно-проверочная работа, справочно-информационная работа с зарубежными контрагентами, подготовка и представление результатов ОРД в арбитражный и гражданский процесс)[9].

Поддерживая указанные точки зрения, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования ФЗ «Об ОРД» путем принятия нового закона, в том числе статей, предусматривающих задачи ОРД и основания их проведения.

Приступая к формулированию задач оперативно-розыскной деятельности на современном этапе, необходимо еще раз напомнить, что по воле законодателя в настоящее время на оперативные подразделения возложены «оперативнопроверочные» функции, не предусмотренные задачами ФЗ «Об ОРД» (ст. 2), но вытекающие из оснований для проведения оперативнорозыскных мероприятий (ч. 2, ч. 3 ст. 7)[10].

Автор считает необходимым подчеркнуть, что задачи ОРД и основания для проведения ОРМ должны находиться в неразрывной логической связи, так как ОРМ предназначены исключительно для решения задач ОРД. Вместе с тем перечисленные выше основания (ч. 2, 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД») не в полной мере соответствуют задачам ОРД (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»).


Сама формулировка дефиниции ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» оставляет сомнения: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений...» - идет ли здесь речь об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для правильного понимания необходим лексический анализ выражения «собирать данные». Большой толковый словарь предлагает следующее толкование: «собирать (собрать)» - приобрести, получить и т.п. у многих или постепенно, по частям[11]. Тот же источник определяет термин «данные» как «сведения, показатели, характеризующие кого-, что-л. как основа каких-л. выводов, решений»[12]. Таким образом, синтез полученных формулировок приводит к следующему определению: «собирать данные - осуществлять процесс получения сведений для последующего принятия решений». Таким образом, указанная формулировка включает в себя более широкий смысл, чем «проведение оперативно-розыскных мероприятий».

Ч.3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» содержит определенную дефиницию - «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений», однако противоречие здесь в другом - проверка сведений о доходах и расходах, предоставленных некоторыми категориями граждан, не корреспондируется с целями и задачами ОРД, т.к. даже предоставление заведомо ложных указанных сведений не влечет уголовной ответственности.

Таким образом, автор вновь подтверждает вывод о том, что если законодатель хочет (в соответствии с ч. 2, 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД») правомерно использовать ОРД для более эффективного противодействия различным противоправным действиям, то необходимо привести в соответствие перечень задач ОРД и оснований для их проведения, а также предусмотреть иные задачи и основания, не упоминаемые в действующем ФЗ «Об ОРД», в том числе и учитывающие специфику уголовно-исполнительной системы.

С учетом вышеизложенного предлагается авторская формулировка ст. 2 проекта ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» - «Задачи оперативно-розыскной деятельности».

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступных или (и) иных противоправных действий (бездействий), а также выявление и установление лиц, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • выявление, предупреждение и пресечение противоправной разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, международных организаций, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, совершивших побег из мест лишения свободы;
  • содействие в обеспечении государственной, военной, экономической, информационной, экологической безопасности Российской Федерации;
  • содействие в обеспечении безопасности Президента Российской Федерации и других охраняемых лиц;
  • содействие в обеспечении охраны государственной границы;
  • содействие в обеспечении сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • содействие в обеспечении требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных видов наказания;
  • обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • осуществление розыска лиц, уклоняющихся от военной службы, исполнения долговых обязательств, совершивших дезертирство, а также розыска без вести пропавших; установление личности лиц, не могущих сообщить о себе сведения, отождествление неопознанных трупов;
  • установление имущества, подлежащего конфискации, добывание иной информации для представления в арбитражный или (и) гражданский процесс;
  • добывание информации в отношении лиц, для которых действующим законодательством предусмотрено проведение проверочных мероприятий.