Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры
1.2. Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация
II. ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.2 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе
Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.
Игры для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».
Самый ловкий
По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны.
Пингвины
Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.
Канатоходец
Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания
Замени предмет
Играющие распределяются на 2—3 команды.
Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя, направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Пробеги с мячом
У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.
2.4 Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»
Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий.
Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
«Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
Кто подходил?
Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
Игры для проведения в ГПД
У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Не следует, однако, занятия играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс - в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.
Салочки
Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.
День и ночь
Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линии. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.
«Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй –запрещается.
А на третий раз
Не пропусти.
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
«Белые медведи»
Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.
Игра «По алфавиту»
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
— чтобы все имена расположились по алфавиту;
— чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);
— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координацию движений.
Количество игроков: 5 и более
Место игры: помещение
Игра «Успей подобрать»
С этой игрой можно весело провести время в коллективе.
В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.
По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.
Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция
Количество игроков: 2
Место игры: улица
Необходимы вещи: мячи
Игра «Шишки, желуди, орехи»
Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
Место игры: улица.
Сюжетно – ролевые игры
«У медведя на бору»
Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; развивать выдержку.
Игровые правила. Медведь громко кричит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать.
Игровые действия. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Учитель говорит:
- Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя на бору». Посмотрите на эту картину. (Показывает картину, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», - рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят р-р-р.) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. Как громко кричал Максим, он наверно и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторону). Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды.
Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит нельзя. Такое правило в этой игре.
Слова:
У медведя на боку
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит:
«Р-р-р!»
Движения: Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Когда медведь рычит, дети убегают, а медведь их догоняет.
Учитель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», - так подбадривает учитель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным.
«Конь»
Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их с правилом звукопроизношения; воспитывать внимание, согласовывать действия.
Игровое правило. Соотносить движение со словами стихотворения.
Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.
Ход игры. Учитель ставит в колонну всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.
- Дети, сейчас, мы будем играть так: Максим будет бойцом, а мы – все его лошадки. Куда буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивать заранее). Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, - заканчивает объяснения и хода игры.
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро.
Через реки, через горы.
Все в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
«Тпру», - говорит учитель вместе с ведущим бойцом.
Движения: дети скачут по комнате, имитируют бег лошади. Бег все время убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят: «Тпру».
При повторении игры считалочкой выбираются другого бойца.
Рекомендации по организации игр на уроках
Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.
Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:
а) выбор темы игры;
б) определение целей и задач игры;
в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).
Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:
а) игра должны соответствовать учебной программе;
б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;
в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;
г) разнообразие игр;
д) привлечение к играм учащихся всего класса.
Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.
Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем:
- по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр
- какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения
- как одному учителю совладать с классом во время игры
В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.