Файл: Активные словообразовательные модели английского языка.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
Введение
При реализации коммуникативного акта возникает необходимость передать сведения о мире или информацию о нем, которую человек получает в процессе своей деятельности. При этом, в процессе коммуникации говорящие широко используют возможность составления слов на основании уже существующих в ответ на постоянно возникающие и расширяющиеся потребности передачи новой информации самого различного плана. Словообразование происходит по определенным схемам, моделям, в основном на базе уже существующих словообразовательных моделей и лексических единиц.
Развитие языка обусловлено необходимостью быть в состоянии коммуникативной пригодности. Чтобы более адекватно отразить, воспроизвести и закрепить новые идеи и понятия, язык и лексика вынуждены перестраиваться, создавать новые образования. Поэтому, вместе с уже существующими, могут появляться новые словообразовательные модели, схемы, возникновение и развитие которых обусловлено определенными особенностями данного языка, его историческим развитием в тесной связи с развитием общества. Например, фразовые глаголы и конверсионные словообразования, являются специфичными для английского языка.
Словообразовательные модели обладают определенной словообразовательной активностью, т.е. способностью вступать во взаимодействие с теми или иными словообразовательными средствами.
В разные периоды жизни языка способы словообразования приобретают разную степень активности. Образование слов по разным продуктивным моделям может по ряду причин затухать, и, наоборот, в активный словообразовательный процесс могут вовлекаться непродуктивные в прошлом модели. Причинами таких смещений являются либо потребности языка, либо определенный социальный заказ, либо просто языковая мода.
Обращение к уже имеющимся в лексической системе языка средствам и выражение новых смыслов путем их различного сочетания необычайно важны для языка. Синтез нового наименования из готовых словесных форм или их значимых частей позволяет зафиксировать характеристики и признаки именуемого объекта, его взаимосвязь с другими объектами, дать объекту не произвольное, а обусловленное познавательным опытом имя, каким бы поверхностным и случайным этот опыт ни был. Сама же лексическая система, благодаря такой практике созданий лексических единиц, оказывается одновременно и достаточной, и экономной частью языкового кода, что способствует относительно легкому ее усвоению, ибо более 70% ее единиц составляют единицы комплексные, т.е. единицы, формально и семантически образованные и, следовательно, зависимые от соответствующих исходных производящих единиц. В результате словообразовательного процесса образуется производное слово, которое имеет свое лексическое значение, но, и имеющее семантическую связь с исходным словом (мотивирующим).
Одна из задач словообразования (word - building) – возможность объяснить индивидуальное значение производного слова через другое слово (понятие), т. е. через мотивирующие их единицы и установление общих правил для описания однотипных производных. Поэтому понимание процессов словообразования помогает видеть смысловые отношения между словами и лучше ориентироваться в многообразии лексики.
Знание таких правил, освоение способов словообразования в английском языке помогает расширить свой словарный запас. Поняв принципы, по которым строятся слова, можно из уже известного слова: вывести значения его однокоренных слов.
Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относится словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращение, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, чередование звуков и перенос ударения (фонологический способ) и др. Не все перечисленные способы используются в одинаковой степени и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе не одинаков. Такие способы как словопроизводство, словосложение и конверсия дают основное количество словообразований.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования данной работы являются словообразовательные модели, по которым образуют наибольшее число новых слов на современном этапе развития английского языка, и их особенности строения и функционирования, причины активности.
Предмет исследования - современная лексика английского языка представленная в электронных ресурсов СМИ, газет и .т. д.
Цель: изучить активные словообразовательные процессы современного английского языка, модели, лексическое значение новообразований.
Задачи:
- Изучить теоретическую базу, результаты научных исследований и т. д. в области словообразования и лингвистического анализа новых слов;
- Выбрать в исследуемом материале слова производные, разобрать их способы образования.
- Уточнить их значение в словаре;
Методы: Непосредственного наблюдения, морфологический, синтаксический, лексический анализ.
Глава 1. Активность словообразовательных моделей.
Словообразование. 1) образование новых слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов или на базе словосочетаний по существующим в языке образцам и моделям – один из важнейших путей пополнения словарного состава языка (в т. ч. образования терминов), установления связей между отдельными частями речи. 2) Раздел, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Данное определение словообразованию дано в Энциклопедии. Что означает «по существующим в языке образцам и моделям»? Это означает, что в языке существуют определённые схемы, правила образования слов, которые называются словообразовательными моделями и предусматривают наличие определенных элементов и связей между ними, а также порядок их взаимодействия.
Словообразовательная модель — схема образования слова из морфем по едиными принципами их следования и соединения.
Лингвистами выделяются следующие активные словообразовательные модели:
- Основные:
- аффиксация. Словообразование при помощи корневой морфемы и аффикса.;
- сложение. Словообразование при помощи нескольких корневых морфем;
-конверсия. Данный способ словообразования рассматривается в двух вариантах: 1) корневая морфема + нулевой аффикс, 2) неморфологический способ словообразования;
- Второстепенные способы словообразования: сокращение, чередование, обратное слово распределение и т. д.
Словообразовательные модели имеют свои характеристики. Функциональными характеристиками словообразовательных моделей является их активность, продуктивность и употребительность. Наиболее распространенной является предложенная Е.С.Кубряковой трактовка этих понятий. "Продуктивность, – пишет Е.С.Кубрякова, - это скорее количественная характеристика словообразовательного ряда: модель продуктивна, когда по ее образцу в языке созданы десятки, а то и сотни производных. С другой стороны, активность модели – это скорее качественная ее характеристика, ибо она означает способность словообразовательного ряда к пополнению новыми единицами. Наконец, употребительность модели связана с ее реализацией в тексте, т.е. статистическими закономерностями ее использования" (4, 21).
Активность - это способность модели образовывать слова, соответствующее потребностям коммуникации на данном этапе общественного развития, обусловленного различным процесса в обществе.
Наш современный мир быстро меняется, так же как и язык речи. Изменение языка также отражает все аспекты изменяющейся жизни. Новые изобретения и новые открытия должны быть названы и нуждаются в правильном словарном запасе. Новые слова (или неологизмы) порождаются творчеством нашего разума и возникают в повседневном общении. Они появляются все время непрерывно.
Развитие промышленности, развитие техники, новые изобретения вызывают появление новых слов. Огромное количество неологизмов появилось в периоды каких-либо социальных изменений.
«A neologism is the term used to describe a word that has been made-up or invented by a speaker, which appears in a transcript of spontaneous speech dialogue. It can also be described as a word which does not appear in the dictionary of the primary spoken language, but which is also not a foreign word» (The Oxford Dictionary of New Words, (Oxford: Oxford University Press, 1997).
Новые слова формируются нами на основе уже известных словообразовательных моделей. Джон Альгео, ведущий исследователь неологизмов, продемонстрировал, что почти все новые слова имеют уже знакомое происхождение
Первоначально данные процессы возникают при коммуникации, как необходимость передачи более соответствующей ситуации информации. При этом могут образовываться окказиоционные слова, которые впоследствии становятся узуальными в данной сфере общения или в общей языковой среде.
Активность словообразовательных моделей зависит от многих факторов. Это могут быть различный социальные, политические, экономические, общественные процессы; уже сложившийся языковые традиции; различные процессы интеграции, заимствования и др. Но прежде всего, следует помнить, что, словообразовательная модель состоит и определенных элементов (морфем) и связей между ними.
Словообразовательная модель может состоять из разных типов морфем, может состоять из одной морфемы, как, например, при конверсии. Ниже приведены некоторые виды классификаций морфем.
Классификация морфем по типу значения.
- Лексикализованные. Имеют лексическое значение. Такие морфемы еще называются корневыми, они являются основным носителем лексического значения слова, которое может дополняться различными оттенками значений при помощи некорневых морфем.
- Деривационные. Словообразующие морфемы, которые присоединяются к корневым морфемам и, только в этом случае проявляют свое лексическое значение, внося различные оттенки в лексическое значение корневых морфем или уже образованных основ слова. Это могут быть различные аффиксы, предлоги (например, при образовании фразовые глаголы) и даже корневые морфемы, которые в определенных случаях могут выступать как аффиксы.
- Грамматические. Словоизменяющие морфемы, флексии.
Топологическая классификация морфем.
- Корни - это общая часть всех родственных слов, остающаяся после устранения всех словообразовательных и словоизменительных элементов этих слов. Корневая морфема обычно противопоставляется морфемам аффиксальным как главная, центральная по выражению значения слова, другие морфемы подчинены ей.
- Аффиксы (префиксы, суффиксы, флексии) Считается, что аффиксы как единицы сопутствующие корню не несут самостоятельных лексических значений. Их значение в слове может быть либо словообразовательным, или деривационным, либо грамматическим.
Строительный материал для каждого слова – это корень, приставки и суффиксы. Приставки и суффиксы прибавляясь к корню, помогают образовать новые слова. В процессе словообразования значение приставок прибавляется к значению корня и получаются новые слова. Образование новых слов может приводить не только к изменению значения, но и менять части речи. Прибавляясь к корню, они переводят слово из одной части речи в другую, например, делают прилагательное из глагола или глагол из существительного.
Следует сказать о валентности морфем. Чем большей валентностью обладает морфема, тем выше активность словообразовательной модели.
Валентность - способность языкового элемента соединяться с другими элементами того же уровня. Применительно к морфемам речь идет о способности сочетаться с определенными другими морфемами.
Данное свойство морфем проявляется при морфологическом словообразовании (суффиксальном, сложение). Активность словообразовательных моделей регулируется уже существующими в системе языка единицами. При рассмотрении валентности морфем, необходимо выявить, как сочетаются морфемы при образовании производных слов. Надо изучить не только то, что уже существует, ограничить явления, не допускаемые системой языка от явлений возможных, но ещё на представленных т. к. под активностью словообразовательных моделей, помимо использования уже имеющихся связей, подразумевается их способность образовать новые связи.
Для того, чтобы получить полное представление о сочетаемостных свойствах морфем, следует выявить те ограничения, которые могут препятствовать соединению деривационных морфем с производящей основой. Существует несколько видов таких ограничений.
Семантические ограничения — основной вид ограничений, определяемых системой языка. Семантические ограничения очень разнообразны; они вызываются чаще всего семантической несовместимостью морфем. Самые широкие ограничения такого рода проявляются в сочетаемости аффикса с основами той или иной части речи. Кроме таких общих ограничений действуют ограничения более специализированные, т. е. тот или иной аффикс может сочетаться не со всеми основами данной части речи, а лишь с основами определенной семантики.
Словообразовательное ограничение – имеется в виду неучастие некоторых видов производных основ в качестве производящих: их словообразовательный потенциал исчерпан;
Стилистическое ограничение – обусловлено нормой и узусом (языковым обычаем), вызвано стилистической несовместимостью морфем (среди которых тоже есть стилистически маркированные) и основ. Существует тенденция соединения морфем и основ одного и того же стиля. Также заимствованные аффиксы имеют тенденцию сочетаться с заимствованными основами.