Файл: Особенности процесса принятия управленческих решений в организации ООО «Чиптрип».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Управленческое решение - это результат экономической формализации экономических, технологических, социально - психологических, административных методов менеджмента, на основе которого управляющая система организации непосредственно влияет на управляемую. Особенно большое значение с точки зрения принятия управленческих решений играет фактор риска , который может быть обусловлен различными. Как внутренними, так и внешними условиями.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности процесса принятия управленческих решений в организации.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие, принципы и этапы принятия управленческих решений;
- описать современные методы контроля управленческих решений;
- провести анализ организации и контроля исполнения управленческих решений на примере туристического агентства ООО «Чиптрип» г. Москва;
- проанализировать эффективность принятия и контроля реализации управленческих решений;
- наметить направления совершенствования процесса разработки и принятия управленческих решений в ООО «Чиптрип».
Объект исследования – общественные отношения, связанные с организацией и принятием управленческих решений.
Методы исследования- сравнения, аналитический, анализа научной литературы.
При написании курсовой работы использовалась научная литература.
1 Сущность процесса организации и принятия управленческих решений
1.1 Понятие, принципы и этапы принятия управленческих решений
Суть менеджмента можно определить как целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект управления. Однако влияние не может существовать само по себе, оно должно реализоваться в конкретной форме. Такой формой реализации является управленческое решение. С помощью генерирования и реализации управленческих решений руководители всех уровней осуществляют возложенные на них функции.
Решение - это выбор альтернативы, отражение собственно управления (менеджмента), в определенной степени его итог. Оно является результатом обдумываний, действий и намерений, выводов, рассуждений, обсуждений, постановлений и т.п., направленных на реализацию целей управления. Управленческое решение является основой процесса управления [5, с.233].
Управленческое решение является совокупным результатом творческого поиска субъектом управления путей, направлений, средств выхода из производственно-хозяйственной ситуации, а также соответствующих действий коллектива объекта управления.
Управленческие решения как основное средство воздействия субъекта на объект управления:
- разрабатываются на основе научного познания объективных условий развития хозяйственных процессов;
- готовятся на основе определенных принципов и требований к управленческим решениям;
- имеют специфическую технологию и организацию разработки и принятия, построенную на основе логики общечеловеческой деятельности;
- предусматривают достижение намеченных целей с помощью эффективного использования ресурсов, используемых в хозяйственном процессе;
- устанавливают сроки, средства, время, необходимое для осуществления решения;
- предусматривают результаты, которые должны быть достигнуты после реализации управленческого решения, распределение обязанностей, прав и ответственности.
Управленческое решение – это некие альтернативы выбора, которые входят в компетенцию руководителя и направленные на повышение эффективности деятельности компании. На рисунке 1. мы видим, в каких формах могут выступать управленческие решения в организации.
Рисунок 1 Формы реализации управленческих решений [12, с.140]
Управленческие решения могут быть поделены по разнообразным признакам.
I. По исходной информации (ее характеру):
1) В условиях наиполнейшей информации. Этот случай предполагает, что руководитель может принять верное решение с помощью того, что ему известно все – последствия того или иного решения и того, что он уверен, в том, что делает.
2) В рамках присутствия риска.
3) В неопределенных условиях, когда информация неполная.
Классификация управленческих решений, представленная на рисунке 2., позволяет определить содержание, роль, место каждого решения в управлении предприятием.
Рисунок 2 Классификация управленческих решений [4, с.277]
По уровням управления решения разделяют на те, которые принимаются на высшем, среднем и низком уровнях. На высшем уровне управления принимают решения по организации в целом или ее значительной части. На среднем уровне принимаются решения, направленные на выполнение решений высшего уровня управления, а также самостоятельные решения, касающиеся управления деятельностью отдельного структурного подразделения предприятия. На низком уровне принимаются оперативные решения, связанные с контролем над выполнением решений высшего и среднего уровней управления, расположением рабочей силы, использованием материальных ресурсов производства и тому подобное.
Как видно из выше изложенного, существует широкая классификация видов управленческих решений по разнообразным признакам, причем каждый автор дает свою, отличительную от других, классификацию. Именно поэтому очень трудно определить отдельные единые критерии для классификации управленческих решений. Практически все виды этих решений принимаются в повседневной деятельности и в предприятиях, связанных со сферой гостеприимства, ведь необходимо тщательно определить - с кем сотрудничать, какие выбрать направления поездок, что будет интересным для туриста в следующем сезоне, какие услуги целесообразно предоставлять, как улучшить качество услуг и многое другое.
Управленческое решение принимается менеджером или коллективным органом управления для целенаправленного воздействия на работников, выполняющих управленческие или исполнительные функции в пределах определенных для них служебных обязанностей.
Принимая решение, менеджер, по сути, отвечает на следующие вопросы:
1) что надо решить;
2) каким должно быть решение;
3) когда нужно принимать решение;
4) кто и как должен участвовать в нем;
5) кто должен выполнять решение;
6) кого и когда надо информировать о принятом решении и его выполнении.
Менеджер должен отчетливо представлять себе сроки и условия выполнения принятых мер, возможные негативные последствия от их осуществления, учитывать аргументы лиц, которые предлагают то или иное решение [1, с.303].
Организация процесса разработки управленческого решения — это многообразный комплекс работ. Основные этапы разработки управленческих решений представлены далее
На первом этапе важнее всего получить достоверную и как можно более полную информацию. Если она будет недостаточно полной или правдивой – это будет неэффективным для процесса принятия решений и, возможно, приведет к негативным последствиям. Также известно, что можно применять не только количественную, но и качественную информацию.
На следующем этапе нам необходимо определить цели. После этого следует разработки системы оценки. На данной стадии принятия управленческого решения нужно адекватно исследовать различных стороны проблемы и, соответственно, решения.
Четвертый этап — это адекватная оценка ситуации. Если у вас есть нужная информация, то нужно провести факторы, которые влияют на развитие организации.
Пятый этап — это диагностика ситуации. Необходимо определить важнейшие проблемы, на которые следует в первую очередь обратить внимание в условиях целенаправленного управления процессами. Нужно также исследовать характер влияния этих проблем на рассматриваемые процессы. В этом и заключаются задачи диагностики ситуации.
1.2 Современные методы контроля управленческих решений
Требования к управленческим решениям в процессе контроля их исполнения можно представить в виде схемы (рисунок 3). Стоит также отметить, что эти требования к управленческим решениям касаются всех предприятий, независимо от вида деятельности, следовательно, и предприятий индустрии гостеприимства.
Рисунок 3 Требования к управленческим решениям в процессе контроля их исполнения [14, с.237]
Содержание управленческого решения раскрывается в направляющей, координирующей и мобилизующей (стимулирующей) функциях, которые выполняются в общей системе управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Направляющая функция. Любое решение разрабатывается с учетом стратегии управления социо-техно-экономической системой, то есть долгосрочной перспективой. В решении формулируется конкретное задание, которое нужно выполнить в определенный срок.
В процессе контроля за реализацией управленческих решений менеджер должен всегда осознавать, что любые решения - это альтернативный выбор обоснованных мнений, идей, намерений, выводов, анализа, направленных на достижение целей предприятия. Оно имеет чрезвычайно важное значение в деятельности любого предприятия (в том числе и в деятельности предприятий индустрии гостеприимства), влияет на эффективность его деятельности. От вовремя принятого правильного решения зависит деятельность целого предприятия, его будущее, сотрудничество с партнерами и потенциальными клиентами. Успешное управленческое решение должно отвечать требованиям научной обоснованности, целеустремленности, количественной и качественной определенности, правомерности, оптимальности, своевременности, комплексности, гибкости и полноты оформления. Кроме того, в деятельности предприятия управленческие решения выполняют направляющую, координирующую и мобилизующую (стимулирующую) функции.
Качество контроля реализации управленческих решений является очень важной теоретической и практической проблемой. Однако содержание этого понятия еще недостаточно обосновано. Сравнивая одноплановые решения, трудно определить, какое из них окажется качественным и наиболее правильным. Качество решения можно оценить в зависимости от степени его соответствия требованиям научной обоснованности, целеустремленности, количественной и качественной определенности, правомерности, оптимальности, своевременности, комплексности, гибкости, полноты оформления. В конкретных условиях функционирования организации возможны и другие критерии и показатели качества управленческих решений.
На рисунке 4 изображены все типы методов контроля качества принятия решений.
Рисунок 4 Типы методов контроля качества принятия управленческих решений [16, с.200]
Значительное место среди методов на этапе генерации идей, оценки и выбора вариантов занимают следующие: все эвристические, статистические, теоретико-игровые.
Улучшение решений достигается в результате применения научных инструментов и методов. Этой проблеме посвящены наработки в сфере экономики предприятий, математики, кибернетики, психологии и т.п. Наиболее эффективными методами разработки качественных решений является матрица экспертной оценки последствий реализации решения, метод теории игр, «дерева решений», аналитически-систематический, метод деловых игр. Математические методы исследования операций применяют относительно решений, содержания которых формализованы и подвергаются оптимизации.
Научный метод оптимизации управленческих решений в управлении предприятием предусматривает применение схемы, приведенной на рисунке 5
Матрица оценки последствий реализации решения - это простой, но наглядный метод выбора лучшего решения. Заключается он в том, что в матрицу заносят все возможные последствия (положительные и отрицательные) реализации решения (действия). Эффективность рассчитывают умножением вероятности наступления события на ее значение в составе всех событий, которые могут произойти в результате реализации решения. Эта матрица не гарантирует, что отобранный вариант решения будет высококачественным, поскольку при ее составлении возможные ошибки в оценке важности события или вероятности ее наступления.
Рисунок 5 Схема использования научного метода в процессе принятия и контроля реализации управленческого решения