Файл: Понятие и виды правосознания (изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие ученые уделяют значительное внимание в своих исследованиях правосознанию. Вопросы правосознания актуальны на сегодняшний день в результате развития российской государственности, изменения ценностей и востребованности права. Изучение правосознания особенно важно в связи с кардинальной трансформацией системы политико-правового мышления в современной России.
Демократические преобразования нашего государства, достижения мира, общественного спокойствия неразрывно связанно с правосознанием народа. Для реализации своих возможностей человеку необходимо овладеть правовой культурой, понять ценности права, осознать связь гражданских прав и обязанностей, на основе закона и в соответствии с ним защищать демократические преобразования. Следовательно, без высокого уровня правосознания невозможно построить сильное правовое демократическое государство.
Несомненно, правосознание является одним из ключевых категорий при характеристике права с точки зрения комплексного подхода. Проблема правового сознания во все времена была и остается на сегодняшний день под пристальным вниманием историков, социологов, философов и правоведов. Обязательность изучения данного вопроса выливается из того, что сама процедура осмысления действительности представляется неосязаемой и многоплановой, а таким образом, требует комплексного рассмотрения. И это не случайно, потому как правосознание в качестве одной из форм общественного сознания решает значительные задачи, материализует значимые цели в системе общественных отношений.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность исследования в данной курсовой работе вопросов правосознания как категории теории государства и права.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате влияния правового сознания на построение демократического общества и правового государства.
Предметом исследования являются теоретические аспекты правосознания и его видов, научные труды исследователей вопросов правосознания в отечественной теории государства и права.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и основные свойства правосознания;
- охарактеризовать функции правосознания;
- рассмотреть структуру правосознания;
- выделить особенности отдельных видов правосознания;
- определить проблемы деформации правосознания.
Теоретическую основу работы составили научные труды таких исследователей, как: Ярмонова Е.Н., Оздамирова Л.М., Сенин И.Н., Кумышева М.К., Замышляев Д.В. и других.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
1.1. Понятие и основные свойства правосознания
В исследовании такой теоретической проблемы, как правосознание, российская наука продвинулась далеко вперед, а между тем до сих пор отсутствует единое понимание этого феномена. Многие философы не отграничивают правосознание от такого явления общественной жизни, как право, считая последнее одной из форм общественного сознания. Другие не усматривают по сути дела различия, существующие между философией, с одной стороны, и правовым сознанием как формой общественного сознания – с другой.[25, с. 153]
Представители юридической науки также не имеют единого мнения по данному вопросу. Одни понимают под правовым сознанием часть нравственных идей, другие полагают, что оно является отражением как правовой, так и политической практики, третьи же в данном вопросе не всегда занимают последовательную позицию: в одном месте они утверждают, что правовое сознание как сознание общественной действительности непосредственно входит в состав политических взглядов, а несколько ниже пишут, что общественное моральное сознание включает в себя и правовые взгляды, то есть растворяют правовое сознание в системе нравственного сознания. [25, с. 155]
Исследованием правосознания занимались многие отечественные ученые, среди которых можно назвать таких авторов, как Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.
В трудах названых ученых превалировали взгляды о том, что правосознание является осознанием правомерного поведения конкретного индивида.
Одной из первых попыток изучения понятие правосознание, относящегося к правовому полю, а не к мотивации индивидуального характера, является учение о правосознании П.И. Новгородцева. Но, к сожалению, концептуального определения этого понятия он так и не выработал.
По мнению И.А. Ильина, правосознанием является «инстинктивное правочувствие», в котором реализуется собственная духовность и признается духовность других людей. Источниками правосознания могут являться религиозные чувства, совесть, мораль, запреты и дозволения. Без этих категорий правосознание приобретает «черствую форму», которое лишено «дара любви и дара созерцания». [17, с. 215]
В дальнейшем в отечественной материалистической литературе превалировали немного другие взгляды по поводу рассмотрения понятия правосознания. Основная из них связывалась с процессом изучения правосознания в качестве «классовой категории», в которой находили отражение различные экономические отношения, складывающиеся на конкретном историческом этапе развития общества и государства. [22, с. 188] Другие же исследователи обращали внимание на то обстоятельство, что основой правосознания является ни что иное, как правопонимание, то есть личное субъективно отношение людей к таким категориям, как право и правопорядок. [24, с. 318]
А.Р. Киямова считает, что под правосознанием необходимо понимать совокупность воззрений, убеждений, эмоций, настроений, оценок в сфере права и государства. [11, с. 41]
В современной юридической науке также нет единого определения правосознания. Встречаются крайне сжатые определения его. Так, И.Х. Багиров считает, что правосознание – это субъективное восприятие правовых явлений людьми. [3, с. 75]
Согласно А.В. Мелехину, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. [18, с. 244]
Т.Н. Радько под правосознанием понимает совокупность идей, принципов и взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношения людей к правовым явлениям в общественной жизни. [22, с. 316]
Таким образом, представители юридической науки также не отличаются единством по данному вопросу. Одни понимают под правовым сознанием часть нравственных идей, другие считают, что оно является отражением как правовой, так и политической практики.
Правосознание носит двойственное структурное строение, которое обусловливает его место и роль при создании и реализации норм права и, как итог, формировании правового государства.
Современная российская действительность требует глубокого переосмысления ценностей и установок сознания, в том числе и правового. Несмотря на это, первоочередная заинтересованность должна принадлежать смене приоритетов: от ранее признанной системы «государство - общество -личность» к абсолютно противоположной системе отношений «личность -общество – государство».
Исходя из этого, краеугольным камнем должна стать личность, осуществление и защита ее прав и свобод. И для этого требуется воспитание таких личностей, которые бы понимали обязательность верховенства права, потребность создания передовой системы законодательства, соотношение правовых ценностей с общечеловеческими.
Правосознанию принадлежит особая роль в системе ценностей современного российского общества. К сожалению, приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время сложился неустойчивый тип правосознания. В правосознании переходного периода сохранены черты прежней и отражены реалии новой правовой системы. В силу этого возникают различные трансформации, которые влияют на процессы правотворчества и правоприменения.
Современная разновидность правосознания, как считают многие авторы, объединяет в себе признаки формирующейся общественной активности в многообразных сферах гражданского общества и государства.
Вместе с динамизмом, правосознание характеризуется такими свойствами, как устойчивость и сопротивляемость свежим взглядам и убеждениям. Устойчивость может быть охарактеризована в качестве определившейся мотивации. Для преодоления устойчиво вошедших в сознание людей правовых идей, принципов и взглядов требуется существенное количество времени, иногда может большего, чем для процедуры обновления нормативных правовых актов и системы законодательства в целом. [14, с. 46]
Правосознание – динамическое явление, что обусловлено способностью претерпевать определенные изменения за счет воздействия соответствующих факторов. Наряду с этим оно может быть охарактеризовано в статике как качественное состояние его структурных элементов. Замеры состояния правосознания имеют важное значение, что позволяет с использованием метода сравнительного анализа дать характеристику состояния правосознания, диагностировать в дальнейшем его изменение, предвосхищать и своевременно нейтрализовать негативные факторы воздействия и активизировать положительные.
Изменение процесса правообразования, системы права и системы законодательства может быть осуществлена в относительно сжатые сроки, в то время как правовое сознание общества, которое было сформировано в течение долгого исторического периода, не может быть подвергнута скорым переменам. Это необходимо учитывать в ходе формирования и реализации государственных программ по повышению уровня правосознания в российском обществе.
Правосознанием можно считать сложную социально-правовую категорию, играющую существенную роль в регулировании поведения лица в ситуациях, имеющих юридическое значение.
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное отношение людей к праву, юридической практике, противоправному и правомерному поведению, к их прошлому, настоящему и будущему.
В системе правового поведения правомерное поведение превалирует над поведением неправомерным (противоправным). Распространенность такого явления как правомерность поведения вполне закономерна, ведь общество и его политическая организация – государство – не могли бы функционировать и развиваться без массового соблюдения гражданами нормативных требований.
Несмотря на наличие общих признаков, характерных для каждого вида правового поведения, принципиальное значение имеют именно специфические признаки, позволяющие дифференцировать поведение на противоправное и правомерное, в особенности такой отличительный признак как соответствие деяния правовой норме.
Можно выделить следующие основные черты, присущие правомерному поведению: общественная полезность; массовость проявления; сознательность; активность в выполнении требований, установленных правом.
Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в следовании его требованиям. Правомерное поведение – общественно полезное, общественно необходимое, одобряемое социумом явление; именно в этом проявляется его позитивная социальная значимость. Правомерное поведение не противоречит общественным интересам и целям, что, составляет содержательный аспект правомерного поведения. Интересным является то обстоятельство, что правомерность и общественная полезность не всегда совпадают. К примеру, развод является правомерным с точки зрения соответствия праву (возможность и порядок расторжения брака предусмотрены действующим законодательством) и социально допустимым явлением, однако он не является общественно полезным. В большинстве же случаев правомерная направленность поведения и общественная полезность (позитивная социальная значимость) совпадают, что отражает положительную реакцию общества на правомерный поступок.
Массовость свидетельствует о том, что правомерное поведение характерно для большинства людей.
Сознательность сводится к возможности выбора человеком направленности поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании соответствующую модель (программу) поведения.