Файл: Специфика стратегического управления персоналом в организациях партисипативного типа на примере ООО «Элекснет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кз 2016 = (446 – 377) / 692 = 0,1

Кз 2017 = (352 – 594) / 852 = - 0,28

Кз 2018 = (201 – 379) / 463 = - 0,38

Резкое снижение коэффициента замещения свидетельствует о том, что сокращаются рабочие места, и если при этом речь идет не об отдельном предприятии или отрасли, а об экономике в целом, то эта ситуация приводит к увеличению безработицы. В 2018 г. коэффициент имел критическое значение, - 0,38.

5. Коэффициент постоянства состава кадров на предприятии показывает уровень изменения состава работников предприятия в течение анализируемого периода. Коэффициент постоянства кадров[54]:

Кпк = Чвп /Чкп (2.5)

где Кпк – коэффициент постоянства кадров;

Чвп – число работников, проработавших весь отчетный период;

Чкп – число работников на конец этого периода.

Кпк 2016 = 588 /692 = 0,85

Кпк 2017 = 639 / 852 = 0,75

Кпк 2018 = 366 / 463 = 0,79

Коэффициент постоянства кадров показывают долю работников проработавших весь год к среднесписочной численности[55].

Среднесписочная численность персонала 2016 г. = (692 + 684 + 692 + 698 + 697 + 700 + 725 + 728 + 754 + 749 + 801 + 783) / 12 = 692 чел.

Среднесписочная численность персонала 2017 г. = (890 + 894 + 927 + 939 + 951 + 915 + 896 + 859 + 838 + 764 + 655 + 698) / 12 = 852 чел.

Среднесписочная численность персонала 2018 г. = (558 + 444 + 431 + 423 + 434 + 442 + 446 + 448 + 459 + 475 + 489 + 506) / 12 = 463 чел.

Таблица 2.4

Данные о движении персонала ООО «Элекснет»[56]

Показатель

2016 год

2017 год

2018 год

Численность персонала на конец года

783

655

506

Приняты на работу

446

352

201

Выбыли

377

594

379

В том числе: по собственному желанию

167

324

106

За нарушение трудовой дисциплины

28

41

7

Сокращение

4

31

194

Временные работники

160

110

54

прочие

18

88

18

Среднесписочная численность

692

852

463

Коэффициент оборота по приему работников

0,64

0,41

0,43

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,54

0,7

0,82

Коэффициент текучести кадров

0,28

0,43

0,24

Коэффициент постоянства кадров

0,85

0,75

0,79

Коэффициент замещения кадров

0,1

- 0,28

- 0,38


Наибольшее значение показателя наблюдается в 2016 г. – 85 %, а наименьшее в 2017 г. – 75 %, в 2018 г. показатель начинает медленно расти. Поскольку изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание, данные о движении персонала предприятия приведены в таблице 2.4.

Таким образом, можно сказать, что угрожающей тенденции в динамике данного показателя нет, однако, снижение значения коэффициента в 2018 г. является тревожным сигналом.

3. Повышение эффективности стратегического управления персоналом в организациях партисипативного типа

Повышение эффективности стратегического управления персоналом в организации партисипативного типа ООО «Элекснет» возможно двумя направлениями:

    1. Оптимизация затрат на персонал организации.
    2. Улучшение деятельности профсоюза организации.

Охарактеризуем каждое направление.

Для предприятия ООО «Элекснет» необходимо выделить несколько направлений оптимизации затрат на персонал в рамках стратегического управления персоналом в организациях партисипативного типа.

Первое направление связано с оптимизацией бизнес-процессов предприятия. Очевидно, что каждое предприятие в той или иной степени сталкивается с необходимостью оптимизировать свои бизнес-процессы и проводит те или иные мероприятия, направленные на их совершенствование. К сожалению, небольшой процент предприятий в России занимается данным вопросом системно, и тем более постоянно[57].

Оптимизировать процессы можно разными путями: привести бизнес-процессы в соответствие с изменяющимися требованиями внешней и внутренней среды, упростить бизнес-процессы, регламентировать бизнес-процессы, формализовав все операции процессов и закрепив ответственность за них, перепроектировать процессы, устранить дублирующие функции. Существует мнение, что оптимизацией бизнес-процессов должны заниматься исключительно руководители функциональных подразделений предприятия. Действительно, вовлеченность руководителей подразделений в проекты по оптимизации бизнес-процессов очень важна, но на предприятии обязательно должно быть независимое лицо, выполняющее функцию бизнес-аналитика.


Роль бизнес-аналитика процессов крайне значима, так как она позволяет получить независимый взгляд на эффективность протекания тех или иных процессов, предложить новые способы оптимизации, собрать максимум информации об опыте конкурентов[58]. Бизнес-аналитик также поможет сформировать все разрозненные бизнес-процессы различных подразделений в единое целое, формализовать и закрепить степень ответственности за несоответствие между процессами.

Второе направление работ по повышению эффективности бизнес-процесса - автоматизация бизнес-процессов тесно связана с оптимизацией бизнес-процесса. Автоматизацию можно рассматривать как один из способов оптимизации бизнес-процессов, однако его основное отличие от других способов оптимизации заключается в том, что он позволяет не только повысить эффективность работы персонала (за счет высвобождения людских ресурсов, автоматизации бизнес-процессов и отчетов, выполняемых «вручную», сокращения времени выполнения операций и т.п.), но в то же время играет ключевую роль в повышении эффективности управленческих решений. Правильно настроенная система отчетов позволяет руководителям предприятий получать весь объем необходимой информации для своевременного принятия управленческих решений в нужное время и в нужном виде.

Если у предприятия нет достаточного количества времени на то, чтобы системно заняться оптимизацией бизнес-процессов, а требуется достаточно быстро оптимизировать издержки на персонал, следует провести экспресс-анализ функций организации и системы отчетов. Для этого достаточно составить простейшую матрицу функций по каждому подразделению, по вертикали, которой отобразить выполняемые подразделением функции, а по горизонтали - должности. На пересечении клеток матрицы следует отметить функции, закрепленные за той или иной должностью, если необходимо, среднемесячное количество времени, необходимое для выполнения функции, и нормативное время для ее выполнения, а также количество операций в месяц. Полезно также провести анализ и отобразить на матрице роль каждой должности при выполнении той или иной функции (контролер, ответственный исполнитель, соисполнитель, заказчик, участник, эксперт и т.д.). Составление и анализ функций предприятия по всем его должностям не только делает прозрачной ситуацию с нагрузкой персонала в организации, но также позволяет сразу выявить дублирующие функции в различных отделах предприятия.


Матрица функций также позволяет сформировать предложения о том, какие функции и какие должности можно объединить без ущерба течению бизнес-процесса[59].

Второй шаг, который можно предпринять, это проанализировать и проранжировать функции и бизнес-процесс на предмет создания ценности для клиента предприятия. О необходимости сохранения тех бизнес-процессов и функций, которые не создают дополнительной ценности для клиента предприятия, нужно задуматься в первую очередь. Также очень полезным является анализ существующей системы отчетности на предприятии в области стратегического управления персоналом[60]. Часто при составлении и анализе внешней и внутренней отчетности предприятия выясняется, что часть отчетов по инерции продолжает готовиться персоналом, однако эти отчеты не востребованы их пользователями. Часто информация в различных отчетах дублируется, в этом случае некоторые отчеты можно объединить в один сводный отчет или упростить, и тем самым значительно сократить ресурсы на их подготовку.

Еще одна важнейшая задача в рамках стратегического управления персоналом в организации партисипативного типа – это стимулирование инноваций, так как искать пути достижения стратегических целей нужно не только руководству, но и самому персоналу.

Задача - максимально активизировать и интенсивно использовать «уснувший» интеллектуальный и творческий потенциал персонала, стимулировать рационализаторство, новаторство на всех уровнях организации. Я предлагаю организовать сбор идей от всех сотрудников и внедрить программы инновационных семинаров-тренингов для самых инициативных. Измерять эффективность работы по стимулированию инноваций можно по трем основным направлениям: количеству поданных инновационных предложений, количеству внедренных предложений в работу компании, а также по экономическому эффекту, полученному от внедренных предложений[61].

В последние месяцы активно говорят о малобюджетном обучении персонала. Это такие обучающие форматы[62]:

- создание резерва на предприятии;

- наставничество;

- технология «стань тенью» (наблюдение за работой);

- мастер-классы опытных сотрудников предприятия;

- «разбор полетов» - подведение итогов за неделю – метод обучения и развития сотрудников;

- планерка как форма развития персонала;

- инструктаж сотрудников;


- конференция и выставки. Бенч маркетинг и обмен визитами;

- изучение кейсов предприятия (рабочих примеров);

- обучение, встроенное в рабочий процесс. Обмен опытом и внутренние семинары успешных сотрудников;

- обучение на личном опыте. Участие в проекте как метод развивающего обучения;

- внутренняя стажировка для новых сотрудников и ротация сотрудников;

- обучение действием («кружки качества»);

- самообразование сотрудников.

Очень важно, на мой взгляд, для предприятий партисипативного типа сохранение ключевого персонала, то есть той группы сотрудников, которая работает наибольшей самоотдачей и при этом демонстрирует высокий уровень лояльности к компании. Для того чтобы застраховать себя от рисков потери инвестиций в сотрудников, необходимо проводить внеплановую оценку персонала и выявлять наиболее эффективных сотрудников, на удержании и мотивации которых нужно будет концентрировать усилия[63].

Еще одно важное направление в повышении эффективности стратегического управления персоналом в организациях партисипативного типа - работа по определению целей и целевых показателей деятельности предприятия в целом, с последующей декомпозицией целей с уровня предприятия до уровня подразделений и в конечном итоге - до каждого сотрудника.

Следующим этапом должна стать разработка системы мотивации на достижение целей для каждого сотрудника. Если ресурсы на материальное стимулирование у предприятия ограничены, то следует выделить группу самых «ключевых» сотрудников, в большей мере влияющих на конечный результат деятельности предприятия, и направить ресурсы именно на эту группу[64].

Среди 70% линейных сотрудников необходимо провести внеплановую аттестацию с целью оценки успешности работы каждого из них. По результатам аттестации персонально принимать решения о сохранении сотрудника на предприятии, переводе его на более низкую должность (категорию), уменьшении заработной платы или увольнении. Сотрудников, составляющих балласт, рекомендую уволить.

Трудовые отношения играют большую роль на ООО «Элекснет» в рамках стратегического управления персоналом.

Сотрудникам необходимо предоставить на участие в процессе принятия управленческих решений. Поэтому одним из направлений работы руководства компании должна стать разъяснительная работа с персоналом, в соответствии с которой информация для сотрудников должна содержать[65]: