Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммуникаций в современной организации
1.1 Понятие и сущность коммуникации в современной организации
1.2 Значимость коммуникации в организации
Глава 2. Анализ практики коммуникации в организации ООО «Вектор»
2.1 Анализ коммуникационного процесса в организации ООО «Вектор»
2.2 Предложения по совершенствованию коммуникационного процесса в организации
Как видно из таблицы 2, наибольшая доля документов приходится на бухгалтерию, производственно-сбытовой отдел, отдел материально-технического снабжения и комплектации, а также отдел делопроизводства. Очевидна высокая доля документов в бухгалтерии, так как практически каждый внутренний документ, а финансовый – обязательно, должен быть заверен в бухгалтерии для отслеживания движения финансово-материальных потоков предприятия. Сокращение документооборота бухгалтерии в основном вызвано большой долей автоматизации ее работы.
На производственно-сбытовой отдел в 2017 году пришлось 3723 документов или 48,9%. Увеличение как количества обращающихся документов данного отдела, так доли в общем объеме документооборота вызвано, прежде всего, расширением штата сотрудников. Количество документов растет также по причине того, что рост объемов заказов требует работы с большим количеством покупателей.
Что касается отдела материально-технического снабжения и комплектации, то доля документооборота в течение года выроста с 720 до 759, что вызвано: во-первых, необходимостью дополнительной закупки материалов и комплектующих в связи с ростом производства; во-вторых, с полным отсутствием в отделе вычислительной техники по причине отсутствия работников, умеющих владеть персональным компьютером и нежеланием работающих обучаться.
Произведем анализ объема документооборота в течение одного года на примере 2017 года (таблица 3).
Таблица 3
Объем документооборота ООО «Вектор»
Месяц |
Виды документов |
|||
Входящие |
Исходящие |
Приказы |
Внутренние |
|
Январь |
122 |
186 |
226 |
299 |
Февраль |
118 |
192 |
209 |
274 |
Март |
96 |
124 |
184 |
235 |
Апрель |
107 |
149 |
211 |
219 |
Май |
91 |
117 |
107 |
210 |
Июнь |
94 |
163 |
192 |
308 |
Июль |
102 |
195 |
168 |
312 |
Август |
43 |
101 |
185 |
175 |
Сентябрь |
90 |
109 |
132 |
243 |
Октябрь |
99 |
136 |
191 |
257 |
Ноябрь |
93 |
115 |
189 |
251 |
Декабрь |
85 |
142 |
179 |
222 |
Итого |
1140 |
1729 |
2173 |
3005 |
Наибольший поток входящих документов пришелся на январь, февраль апрель и июль.
Составим карточки-анкеты связей всех подразделений, включенных в спроектированную организационную структуру при выполнении функций планирования и оперативного учета (Приложение).
Таким образом, коммуникационные связи ООО «Вектор» достаточно налажены: движение потоков документов практически не затруднено. Однако, при передаче данных директору для формирования производственной программы и оперативного учета, у производственных подразделений нет возможности обрабатывать их для предоставления в желаемом виде.
2.2 Предложения по совершенствованию коммуникационного процесса в организации
В настоящее время, большое количество российских компаний стремится расширять свой бизнес не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом.
Многие из них часто сталкиваются с проблемой высокой конкуренции со стороны местных фирм, с которой сложно справиться, применяя стратегии, которые эффективно работают на российском рынке.
Каждая страна индивидуальна в экономическом и политическом плане. Так же на рынке каждой страны действуют свои законы, которые необходимо знать для эффективного ведения бизнеса и получения прибыли. Деятельность любой компании направлена на победу в конкурентной борьбе. Причем не случайную, а достигнутую путем грамотных усилий. При выходе на зарубежный рынок компаниям приходится приумножать свои усилия.
Самостоятельно выходить на иностранный рынок сложно. Поэтому нужно общаться, поддерживать контакты с экспертами по логистике, международному банковскому делу, с экспертами-юристами по контрактам в международной торговле и, возможно, по международному бухгалтерскому учету. Это помогает и психологически, потому что предприниматель знает, что в случае необходимости может обратиться за помощью.
Рассмотрим особенности организации в ООО «Вектор» отдела внешнеэкономической деятельности.
Крайне важно, чтобы структура отдела ВЭД соответствовала дистрибуционной политике компании, т.е. деятельности, связанной с получением продукции, её сохранением к моменту получения заказа и последующей доставке к клиенту, и позволяла наиболее эффективно реализовать важнейшие стратегические приоритеты в развитии бизнеса.
Основная компетенция ВЭД-отдела:
- организация международных перевозок товаров с учетом требований таможенного и валютного законодательства;
- совместной деятельности специалистов основных подразделений компании с целью управления материальным внешнеторговым потоком.
Требования к квалификации (методологическому аппарату) сотрудников ВЭД-отдела:
- Управление рисками, риск-менеджмент – процесс принятия и выполнения управленческих решений, снижающих вероятность неблагоприятного результата и потерь от его реализацией;
- Способность работать с современными ПО и средствами связи и делопроизводства. Системы операционного управления предприятием ERP или CRM. Электронная система подачи документов с помощью ЭЦП. Продвинутое пользование базовыми программами: текстовыми редакторами, таблицами, программами коммуникаций;
- Основы делопроизводства и архивной работы для сохранения документов;
- Знание языков и национальных отличий страны контрагента.
Основные требования к квалификации специалиста ВЭД;
- Оферта / Коммерческое предложение.
- Контракт.
- Товаросопроводительные документы ТТН (CMR, СМГС, Air Waybill – AWB, Kоносамент / BOL); Упаковочный лист; Инвойс/счет-фактура; Страховой полис и условия страхования.
- Акты выполненных работ или акт приемки товара.
- Формы нетарифных документов (Карантинные сертификаты и сертификаты безопасности и соответствия стандартам страны импортера или экспортера.
- Знание таможенного законодательства и структуры таможенных органов. Фактическое наличие высшего образования в области логистики или международного права и прохождение дополнительных курсов подтвержденных аттестатом специалиста по таможенному оформлению.
Компетенции специалиста ВЭД:
- контроль валютных платежей и соблюдения сроков валютного законодательства;
- расчет налоговых платежей через определение ИТС, прогнозирование суммы таможенных платежей;
- организация перевозок и обработки товара на терминалах, в т.ч.: бюджетирование перевозки, таможенное оформление и терминальной обработки, страхования;
- работа с отклонениями и авариями, через коммуникации с ТПП и аварийными комиссарами;
- организация юридической поддержки через управление судебными процессами и жалобами;
- обеспечение подтверждение безопасности товара и соблюдение мер нетарифного контроля (работа с органами сертификации).
Наиболее популярны следующие принципы организации отделов внешнеэкономической деятельности:
1. Географический. Предполагает наличие в каждом регионе отдельной сбытовой единицы. После расчета экономической эффективности деятельности первого представительства, возможно открытие филиалов в других городах.
2. Продуктовый. Предполагает наличие отдельной торговой команды для выделенной группы продуктов. Часто смежные торговые команды конкурируют друг с другом на одних и тех же рынках.
3. Клиентский. Отделы, сформированные по клиентскому принципу, состоят из нескольких подразделений, специализирующихся на работе с конкретными категориями клиентов.
4. Функциональный. Процесс продаж состоит из следующих последовательных этапов:
- Поиск и разработка потенциальных клиентов;
- Согласование условий работы и пробная (первая) продажа;
- Организация повторных продаж и послепродажного обслуживания.
Функциональная специализация предполагает наличие отделов, задействованных на различных этапах процесса продаж. Наиболее популярно деление на «настоящих продавцов»-менеджеров, занимающихся поиском и разработкой клиентов, и «бэк-офиса»-специалистов, сопровождающий повторные продажи и организующих клиентский сервис.
Преимущества и недостатки этих типов структур перечислены в таблице 4.
Таблица 4
Преимущества и недостатки структур различных типов
Принципы организации |
Преимущества |
Недостатки |
Географическая |
Простая структура и близость к клиентам; Низкая стоимость продаж и относительно небольшие административные затраты. |
Теряются преимущества специализации; Ограниченный управленческий контроль над распределением усилий продавцов; Сложно работать с широким взаимозаменяемым ассортиментом; Результативность региона сильно зависит от представителя. |
По продуктам |
Легче передавать специальные знания по видам продукции; Легче планировать поставки клиентам; Высокая степень контроля над распределением усилий продавцов; В случае конкурирующих отделов – высокое покрытие территории. |
Дублирование усилий: один клиент – несколько продавцов; Большие административные затраты; Требуется высокая степень координации работы. |
По клиентам |
Позволяет лучше учитывать интересы и потребности клиентов; Высокая степень контроля над распределением усилий продавцов |
Большие затраты на продажи и администрирование; Существует опасность «упустить» потенциально интересную клиентскую нишу |
Функциональная |
Низкая зависимость клиентов от конкретного продавца; Специализация на продажах позволяет продавцам сосредоточиться на том, что они делают лучше всего; Сильных продавцов можно «разгрузить» с помощью менее дорогого персонала |
Требуется высокая степень координации работы (особенно для подразделений с различными функциями); Необходимо несколько самостоятельных подразделений мотивировать на общий результат в работе с клиентом. |
Ключевые принципы организационного дизайна (для отдела ВЭД):
- Структура должна соответствовать системе долгосрочных целей предприятия. Например, рыночной стратегии.
- Структуру нужно строить вокруг конкретных действий (функций), а не людей.
- В структуре нужно фиксировать не только обязанности и ответственность, но и полномочия.
- Степень управленческого контроля необходимо устанавливать в зависимости от масштаба продаж и от самостоятельности продавцов при совершении сделок.
- Структура должна быть гибкой – наличие структурных решений по продуктам / рынкам / сезонным колебаниям
- При построении структуры необходим баланс интересов и координация с другими подразделениями:
- Продажи и Производство (Поставки): прогнозы и планы;
- Продажи и Финансы: затраты, калькуляции цен, кредиты;
- Продажи и Маркетинг: поиск и сегментация клиентов, рыночная цена.
Таким образом, мы видим, что для ООО «Вектор» лучшим решением будет создание отдела ВЭД при использовании клиентского и корпоративного принципов.
Рассмотрим ниже предлагаемую структуру отдела (Рисунок 3). Основной плюс данной структуры в ее простоте. Она часто используется в крупных компаниях-производителях, предлагающих на рынке однородную продукцию, предназначенную для вполне определенного сегмента клиентов.
Менеджер по продажам (поиск и разработка потенциальных клиентов) должен лично контактировать с клиентами в день.
Рисунок 3. Организационная структура отдела ВЭД
В его обязанности входит: привлечение новых клиентов, напоминание о компании, доставка свежего прайс-листа или каталога, демонстрация товара, целевое представление новой продукции, оповещение о проходящих акциях продвижения товара или конкурсах и т. д.
Также следует отметить, что продажи можно увеличить в несколько раз, если менеджер по продаже приедет к клиенту подготовленным, например, имея на руках образцы товаров компании или же, изучив особенности деятельности компании клиента. Таким образом образовываются личные коммуникации, завязываеются личные взаимоотношения менеджера с клиентом и повышается лояльность к компании.
Зарплата этого менеджера должна зависеть только от результатов продаж по закрепленным за ним клиентам.
Кроме того, можно начислять ежемесячный бонус за привлечение новых клиентов в виде дополнительного фиксированного процента от продаж клиенту в течение определенного срока.