Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Копинг, ориентируемый на эмоции (12,3), более предпочтителен для бухгалтеров группы Н (p<0.001). Для снятия напряжения в трудных ситуациях респонденты этой группы отыгрываются на других, раздражаясь, что не могут из­менить случившегося и изменить своего отношения к случившемуся. Погружаясь в свои страдания, они часто обвиняют себя за нерешительность и слишком эмоциональное отношение к ситуации.

Помимо ориентации на эмоции бухгалтера, не сумевшие эффективно преодолеть кризис профессионального становления, часто прибегают к стратегии избегания (9,7) в трудных ситуациях (p<0.01). Сознательно отвлекаясь от стрессогенных ситуаций, респонденты данной группы стараются переключаться – больше спят, смотрят любимые кинофильмы, балуют себя покупками и т. д., тем самым надеясь, что эта ситуация разрешиться сама собой.

Различными оказались и способы преодоления бухгалтерами критических ситуаций.

Тип способа и его характеристика

Группа А

Группа Н

Способ

Адаптивный

Смешанный (сочетание неадаптивного и относительно адаптивного)

Характеристика

Когнитивные копинг – стратегии: проблемный анализ (56%); сохранение самообладания (24%); установка собственной ценности (20%).

Когнитивные копинг – стратегии: растерянность (37%), религиозность (32%), игнорирование (31%).

Эмоциональные копинг – стратегии: оптимизм (76%), протест (24%).

Эмоциональные копинг – стратегии: эмоциональная разрядка (68%), пассивная кооперация (32%).

Поведенческие копинг-стратегии: сотрудничество (53%), обращение (47%).

Поведенческие копинг-стратегии: отвлечение (83%), активное избегание (27%).

Таблица 1 - Сравнительный анализ способов преодоления бухгалтерами критических ситуаций

Сравнительный статистический анализ полученных данных (критерий фи Фишера), показал, что респонденты группы А чаще выбирают адаптивный способ совладания с ситуациями влекущими повышенный уровень напряженности.

Характеризуя данный способ, в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности, можно заметить, что для бухгалтеров данной группы среди когнитивных копинг-стратегий наиболее предпочтительными являются: проблемный анализ, сохранение самообладания и установка собственной ценности (фи=6,8; p<0.001). Перечисленные формы поведения, направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.


В ходе беседы бухгалтера данной группы, подчеркивали, что они всегда стараются анализировать возникшие сложности, все взвешивать и объяснять себе причины возникновения и пути разрешения данной ситуации. В тяжелые минуты они стараются никому не показывать своего состояния. Умение расставлять приоритеты, помогает респондентам данной группы в соответствие со своими силами и возможностями планировать решение трудностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий, бухгалтерам группы А, свойственны оптимизм и протест (фи =5,7; p<0.001). Активное возмущение и протест по отношению к трудностям у респондентов данной группы сопряжены с уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.

Сотрудничество и обращение, являются ведущими стратегиями поведенческого копинга бухгалтеров группы А (фи =6,3; p<0.001). В трудных ситуациях респонденты данной группы, могут вступать в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми или искать поддержки в ближайшем социальном окружении.[6]

В отличие от бухгалтеров группы А, респонденты группы Н, предпочитают неадаптивный или относительно адаптивные варианты копинг – поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.

Растерянность (хи =3,8; p<0.001), религиозность (хи =2.7; p<0.01) и игнорирование (хи =2,9; p<0.01) являются ведущими когнитивными копинг-стратегиями у бухгалтеров данной группы. Данные формы поведения являются пассивными с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Они уверены, что все происходит не случайно, поэтому необходимо вовремя сказать себе: «… есть что-то важнее, чем трудности…». Тем самым, происходит переориентация бухгалтера с карьеры на досуговые формы увлечения.

Среди эмоциональных копинг-стратегий респондентов группы Н, наиболее предпочтительными являются: эмоциональная разрядка (хи = 3,7; p<0.001) и пассивная кооперация (хи = 2,9; p<0.01). Поведение бухгалтеров данной группы направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Сталкиваясь с проблемой, бухгалтера группы Н стремятся временно отойти от решения проблем, забыть трудности, с помощью погружения в любимое де­ло, путешествия, исполнения своих заветных желаний (фи=4,6; p<0.001). Помимо реального ухода от проблемы, они активно избегают и мыслей о неприятностях, отказываются от решения проблемы (фи=4,9; p<0.001).


Дальнейшее исследование было направлено на изучение такого личностного ресурса как жизнестойкость. Жизнестойкость в большей степени связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться. По мнению С. Мадди и других психологов, жизнестойкость является результатом социализации человека, и ее уровень может меняться в любом возрасте.

В различных исследованиях подчеркивалось позитивное влияние жизнестойкости на выбор эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. Представляя собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Параметры жизнестойкости

группа А

группа Н

t-критерий Стьюдента

уровень значимости

жизнестойкость

90,7 /средний

73,1 /средний

2

вовлеченность

39,0 /средний

37,4 /средний

0,8

контроль

47,7 /высокий

39,9 / средний

3,8

0,001

принятие риска

12,0 /средний

9,8 / низкий

2,3

0,05

Таблица 2. Сравнительный анализ жизнестойкости у бухгалтеров с разной степенью преодолевших профессиональный кризис

Статистический анализ выявленных различий, позволяет сделать вывод о том, что бухгалтерам обеих групп, свойственен средний уровень жизнестойкости и вовлеченности. Они убеждены в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для себя, получают удовольствие от собственной деятельности.

Завышенные показатели по компоненте «Контроль», в группе А, по сравнению с группой Н, характеризует убежденность бухгалтеров, успешно преодолевших кризис профессионального становления, в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Респондентам группы «Н» присуще ощущение некоторой беспомощности в контроле происходящего.

Бухгалтера группы А рассматривают жизнь как способ приобретения опыта. Они готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, что способствует их развитию, через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. В отличие от них, респонденты другой группы убеждены в обратном: не все, что с ними случается, способствует их развитию.


Выраженность всех трех структурных компонентов жизнестойкости у бухгалтеров группы А, препятствуют возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Не выраженность компонента принятия риска в группе «Н», свидетельствует о стремлении респондентов этой группы, к простому комфорту и безопасности. Они выбирают бездействие в отсутствии надежных гарантий успеха. Кро­ме того, согласно Мадди слабое звено в структуре жизнестойкости, может влиять на уровень работоспособности и активности в стрессогенных условиях.[7]

Области интернальности

Группа А

Группа Н

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости

Общая интернальность

75

55,2

2,8

0,01

Интернальность в области достижений

22,5

13,2

2,7

0,01

Интернальность в области неудач

18,5

14,7

2,5

0,05

Интернальность в межличностных отношениях

7,7

4,8

2,3

0,05

Интернальность в отношении здоровья

6,8

4,7

2,3

0,05

Изучение локуса контроля, рассматривалось в рамках нашего исследования, в качестве предиктора эффективных форм поведения человека.

Таблица 3 - Сравнительный анализ уровня субъективного контроля у бухгалтеров, с разной степенью преодолевших профессиональный кризис

Статистический анализ уровня субъективного контроля в группах бухгалтеров, проводимый с использованием t-критерия Стьюдента, позволил выделить значимые различия между ними. Общий уровень интернальности у бухгалтеров группы «Н» значительно ниже (t = 2.8; p<0.01), чем у респондентов второй груп­пы. Они не всегда видят связь между своими действиями к значимым для них со­бытиям их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие.

Заниженный уровень интернальности в области достижений у респондентов группы «Н», в отличие от бухгалтеров группы «А» (t = 2.7; p<0.01), свидетельствует о том, что им свойственно приписывание своих успехов и достижений обстоятельствам, везению, помощи других людей.

Уровень интернальности в области неудач у бухгалтеров группы «Н», также снижен, но уже в меньшей степени, нежели у респондентов второй группы (t = 2.5; p<0.05). Они в равной степени разделяют ответственность за отрицательные между собой и другими людьми. Им свойственна склонность к самообвинению, и к обвинению других.


Различия интернальности в области здоровья, выявленные между группами бухгалтеров(t = 2.3; p<0.05), свидетельствуют об ожидании помощи и некотором бездействие респондентов группы Н, в случае болезни.

Для респондентов группы Н, характерен заниженный уровень интернальности в области межличностных отношений (t = 2.3; p<0.05). Данный факт свидетельствует о том, что они не склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими людьми.

Таким образом, бухгалтера, не преодолевшие кризис профессионального становления, более экстернальны, нежели респонденты группы «А».

Следующим шагом настоящего исследования, было изучение профессиональной ответственности бухгалтеров, с разной степенью преодоления кризиса профессионального становления. Полученные данные были подвергнуты статистическому сравнительному анализу, позволяющему с высоким уровнем значимости констатировать следующие различия в изучаемых группах (p<0.01).

Высокий уровень профессиональной ответственности бухгалтеров группы «А» (21,9), характеризуется выраженностью когнитивного (7,6) и поведенческого компонента (8,9), и средним уровнем эмоционального компонента (5,4). Респонденты этой группы рассматривают ответственность как способность самостоятельно планировать и осуществлять деятельность при учете внешних требований. Они осознают значимость собственной деятельности для других. Бухгалтера рассматриваемой группы качественно и своевременно выполняют свою профессиональную деятельность, перед началом осуществления которой, стреляться четко ее спрогнозировать. Кроме того, им свойственно доведение деятельности до логического завершения качественно и в срок. В случае возникновения трудностей стремятся сразу же самостоятельно с ними справиться в рамках соей компетенции. Практически всегда выполняют свои обещания, однако в случае их не выполнения переживает недолго. Новые обязанности принимает только в том случае, если видят в них смысл для себя.

В группе «Н», бухгалтера имеют преимущественно средний уровень ответственности (10,7). Изучение трех ее компонентов, в данной группе показало низкие значения выраженности когнитивного компонента (1,8). респонденты выполняют свою профессиональную деятельность согласно внешней необходимости. Готовы отвечать только за совершенное. Осознают важность своевременного (во избежание административной, дисциплинарной и других видом юридической ответственности) выполнения ответственной деятельности.