Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Жизнестойкость как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
2.3 Анализ результатов исследования
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С ДРУГИМИ ПОЗИТИВНЫМИ ХАРАКТЕРИТИСКАМИ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
2.1 Цель и гипотеза исследования
Помимо функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, жизнестойкость может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей. С целью показать позитивную связь жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями в практической части курсовой работы проведено исследование влияния жизнестойкости на преодоление профессиональных трудностей (кризисов) у бухгалтеров.
По роду своей профессиональной деятельности большинство бухгалтеров постоянно сталкивается с переживанием (личным и со стороны клиентов) стресса и тревоги. В связи с этим, отличительную особенность участников этого исследования можно охарактеризовать как частое столкновение с объективно и/или субъективно стрессовыми ситуациями и переживаниями при сохранении способности к продуктивному совладанию (по крайней мере, в виде сбора информации).
Каждому типу профессионального кризиса бухгалтера свойственен свой возрастной период. В рамках данного исследования более детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры (средний возраст 30–33 года).
Цель исследования: выявить личностные ресурсы бухгалтеров, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Гипотеза исследования: для успешного преодоления профессиональных кризисов, бухгалтеру необходимо обладать такими личностными ресурсами, как: жизнестойкость, внутренний локус контроля, высокий уровень профессиональной ответственности, а также ориентация на разрешение проблемы, выбор проблемно-ориентированной стратегии совладания.
2.2 Методология проведения исследования
Под способами преодоления профессиональных кризисов, подразумевается индивидуальный способ взаимодействия бухгалтера с ситуацией (или множеством ситуаций) в соответствие с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Эффективность преодоления профессионального кризиса оценивается при его завершении.
Из числа внешних характеристик эффективного преодоления бухгалтерами изучаемого кризиса, были отобраны такие, как:
- профессиональный рост (выражающийся в повышении бухгалтером уровня свой квалификации)
- освоение новой специальности в рамках той же профессии (например, бухгалтер, может пройти профильное обучение, для специализации: «Бухгалтерский учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности»; «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза»)
- расширение спектра оказываемых услуг (консультативные услуги, сопровождение и т. д.).
Яркими способам не эффективного преодоления кризиса является уход из бухгалтерской профессии, по следующим мотивам:
- потеря интереса к выполняемой работе – мотивационный конфликт
- неудовлетворенность содержанием и способами осуществления профессиональной деятельности – когнитивно – деятельностный конфликт
- неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты – поведенческий конфликт.
Для успешного выполнения профессиональной деятельности, и тем более в условиях преодоления профессионального кризиса, человек вынужден прибегать к мобилизации личностных ресурсов. Ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды.[4]
В общем виде, личностные ресурсы можно определить как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Из личностных особенностей главными (в чем и заключается гипотеза исследования) для преодоления кризисных ситуаций являются жизнестойкость (вовлеченность, контроль и принятие риска) и уверенность в своих силах, проявляющаяся в интернальном локус-контроле.
Как было указано выше, в рамках данного исследования более детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры (средний возраст 30–33 года).
Для достижения цели исследования в выборку исследования вошли 8 бухгалтеров, продолжающих на момент исследования свою профессиональную деятельность, и 6 бухгалтеров, на момент исследования не занимающихся бухгалтерской практикой. Бухгалтера, выбравшие один из названных способов эффективного преодоления кризиса, вошли в группу «А» – «преодолевших» кризис профессиональной карьеры.
В группу Н – «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры, вошли бухгалтера, испытывающие все выше перечисленные виды конфликтов не эффективного преодоления кризиса одновременно на момент ухода из бухгалтерской профессии, средний стаж работы в которой составил 2–5 лет.
Этапы исследования включали в себя:
- на первом этапе при помощи беседы, осуществляемой с использованием вопросов теста «Удовлетворенность работой» Розановой были сформированы группы исследования;
- второй этап был посвящен изучению стратегий поведения и способов преодоления критических ситуаций бухгалтерами исследуемых групп
- в рамках третьего этапа посредством сравнительного статистического анализа, были выявлены различия в личностных ресурсах бухгалтеров обеих групп.[5]
Описанное выше построение исследования, способствовало подтверждению гипотезы исследования.
Основными методами исследования явились:
- Методы беседы использовался для разбиения выборки бухгалтеров, на «преодолевших» и «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры.
- Методики: «Удовлетворенность работой» (Розанова), «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин), «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эдлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой), «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), Стандартизированное интервью «Компоненты ответственности» (Л.И. Дементий).
- Методы статистической обработки результатов исследования (MS Excel).
2.3 Анализ результатов исследования
Анализ результатов беседы и изучения документов бухгалтеров, входящих в выборку, позволил выделить две подгруппы, характеризующиеся различной степенью преодоления кризиса профессиональной карьеры.
В группу А – 8 человек (53% выборки) – вошли бухгалтера, занимающиеся в момент исследования своей профессиональной деятельностью. Возрастной диапазон испытуемых составляет 33–35 лет. Респонденты данной группы, эффективно преодолели кризис профессиональной карьеры, о чем свидетельствуют:
- наличие высокого уровня удовлетворенности своей профессиональной деятельностью на сегодняшний день (средний балл - 4,9)
- все члены данной группы, ежегодно, по собственной инициативе, проходят курсы повышения квалификации
- 40% бухгалтеров этой группы, за последние 1-2 года, прошли дополнительное обучение, в целях получения новой специализации
- 75 % начали оказывать бухгалтерские консультации, в иных для себя сферах, с целью расширения своей профессиональной компетенции.
В группу Н - 6 человек (47%) вошли бухгалтера 33-35 лет, выбравшие неэффективный способ преодоления кризиса - уход из осуществляемой бухгалтерской деятельности. Из беседы с респондентами данной группы, выяснилось следующее:
- 100% респондентов данной группы имели низкий уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью (средний балл - 2,1), будучи практикующими бухгалтерами
- 100% - испытывали мотивационный конфликт к своей профессиональной деятельности, что нашло свое выражение в потери интереса к выполняемой работе
- 98% - бухгалтеров, были не довольны своим социально - профессиональным статусом и уровнем зарплаты, что вылилось в поведенческий конфликт профессионального развития их личности
- 87% - были неудовлетворенны содержанием и способами своей работы, что породило когнитивно - деятельностный конфликт.
Статистический анализ полученных данных, проводимый с использованием t-критерия Стьюдента, позволил подтвердить полученные различия в уровне удовлетворенности профессиональной деятельностью между двумя группами (p<0.001).
Изучение в выделенных группах наиболее предпочитаемого копинг-поведения и способа преодоления критических ситуаций, рассматриваемые как наиболее рациональное поведение бухгалтеров, направленное на устранение стрессовой (трудных) ситуации, и имеющие основной функцией - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия, позволили выделить следующие значимые различия.
Респонденты группы А (средний балл 15,1) чаще всего прибегают к такой стратегии выхода из трудных ситуаций, как ее решение (p<0.001). В ходе беседы, испытуемые данной группы, говорили о том, что в различных трудных ситуациях они стараются собраться, чтобы выйти из них победителями. Сосредотачиваясь на проблеме, они думают, как можно ее решить. Им присуще тщательное распределение своего времени. Бухгалтера, входящие в данную группу, умеют расставлять приоритеты, ориентируясь на собственный опыт решения аналогичных ситуаций.
Копинг, ориентируемый на эмоции (12,3), более предпочтителен для бухгалтеров группы Н (p<0.001). Для снятия напряжения в трудных ситуациях респонденты этой группы отыгрываются на других, раздражаясь, что не могут изменить случившегося и изменить своего отношения к случившемуся. Погружаясь в свои страдания, они часто обвиняют себя за нерешительность и слишком эмоциональное отношение к ситуации.
Помимо ориентации на эмоции бухгалтера, не сумевшие эффективно преодолеть кризис профессионального становления, часто прибегают к стратегии избегания (9,7) в трудных ситуациях (p<0.01). Сознательно отвлекаясь от стрессогенных ситуаций, респонденты данной группы стараются переключаться – больше спят, смотрят любимые кинофильмы, балуют себя покупками и т. д., тем самым надеясь, что эта ситуация разрешиться сама собой.
Различными оказались и способы преодоления бухгалтерами критических ситуаций.
- наличие высокого уровня удовлетворенности своей профессиональной деятельностью на сегодняшний день (средний балл - 4,9)
- все члены данной группы, ежегодно, по собственной инициативе, проходят курсы повышения квалификации
- 40% бухгалтеров этой группы, за последние 1-2 года, прошли дополнительное обучение, в целях получения новой специализации
- 75 % начали оказывать бухгалтерские консультации, в иных для себя сферах, с целью расширения своей профессиональной компетенции.
В группу Н - 6 человек (47%) вошли бухгалтера 33-35 лет, выбравшие неэффективный способ преодоления кризиса - уход из осуществляемой бухгалтерской деятельности. Из беседы с респондентами данной группы, выяснилось следующее:
- 100% респондентов данной группы имели низкий уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью (средний балл - 2,1), будучи практикующими бухгалтерами
- 100% - испытывали мотивационный конфликт к своей профессиональной деятельности, что нашло свое выражение в потери интереса к выполняемой работе
- 98% - бухгалтеров, были не довольны своим социально - профессиональным статусом и уровнем зарплаты, что вылилось в поведенческий конфликт профессионального развития их личности
- 87% - были неудовлетворенны содержанием и способами своей работы, что породило когнитивно - деятельностный конфликт.
Статистический анализ полученных данных, проводимый с использованием t-критерия Стьюдента, позволил подтвердить полученные различия в уровне удовлетворенности профессиональной деятельностью между двумя группами (p<0.001).
Изучение в выделенных группах наиболее предпочитаемого копинг-поведения и способа преодоления критических ситуаций, рассматриваемые как наиболее рациональное поведение бухгалтеров, направленное на устранение стрессовой (трудных) ситуации, и имеющие основной функцией - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия, позволили выделить следующие значимые различия.
Респонденты группы А (средний балл 15,1) чаще всего прибегают к такой стратегии выхода из трудных ситуаций, как ее решение (p<0.001). В ходе беседы, испытуемые данной группы, говорили о том, что в различных трудных ситуациях они стараются собраться, чтобы выйти из них победителями. Сосредотачиваясь на проблеме, они думают, как можно ее решить. Им присуще тщательное распределение своего времени. Бухгалтера, входящие в данную группу, умеют расставлять приоритеты, ориентируясь на собственный опыт решения аналогичных ситуаций.