Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки государства - это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Современная наука характеризует государство как политическое образование, представляющее собой определенную форму или определенную форму организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию применения силы. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти, или обеспечиваются им.

С этих позиций:

Государство - это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории, на которой поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения[20].

Таким образом, в обобщенном виде под государством понимается трех главных признаков:

  • Территории;
  • Население;
  • Публичной суверенной власти.

В литературе признаки государства делят на две группы: основные и дополнительные[21].

Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от до государственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?[22]

Прежде всего, это наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства[23]. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится подданными или гражданами данного государства. Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать также права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.


Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на правовых началах. Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Наличие публичной власти, так же является неотъемлемым признаком любого государства. Публичная власть учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и анти правовыми средствами.

Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, т. е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность – в рамках права (правового закона).

Важнейшим признаком государства является - система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.


Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

  • распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
  • только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
  • возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета.

Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.


Наличие аппарата публичной власти. Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств[24].

Государственный аппарат вырос из общественной власти, тогда, когда власть оказалась в руках родоплеменной знати. Из политических сил, находящихся у власти образовывались либо выделялась обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Иными словами, налицо появление особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало.

Еще одним немало важным признаком государства является - существование особого аппарата принуждения. Для подчинения воли подданных (граждан) только государство создает такие структуры, которых не было в первобытнообщинном обществе: суд, прокуратура и т.п., а так же и материальные придатки государства (армия, милиция, полиция, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами. Вместо старого ополчения возникают особое войско — новая военная организация из военных-профессионалов (армия) и другие орудия принуждения (типа полиции)[25].

Иными словами государство обладает монополи ей на применения насилия по отношению к гражданам, которое осуществляет специальный аппарат принуждения, но строго в рамках закона.

Налоги, сборы и займы. Для содержания и поддержания аппарата управления и принуждения нужен самостоятельный фонд материальных средств. Этим аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытнообщинного строя, так как для его содержания и поддержания аппарата управления и принуждения вводятся налоги, сборы, займы.

Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.


Таким образом, взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.

Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.

Так же общеизвестно, что у каждого государства есть свои гимн, флаг и установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной - с другой.

Заключение

Подводя итог, я пришел к следующему выводу.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Причинами появления государства стали, следующие события в истории развития человечества:

  • три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);
  • появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;
  • образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;
  • несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Существует три способа возникновения и развития государства: Западный, Восточный и Синтезный. Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства. Но нужно всегда учитывать тот факт, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

Говоря о теориях происхождения государства, я хочу выделить самые современные из них, а именно кризисную, дуалистическую и теорию специализации.