Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синтезный путь

Такие государства не знали рабства, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты, как Востока, так и Запада[7]. С Востоком их объединяет существование - общины, но причина создания государства – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их роднит наличие этапа феодального землевладения.

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным[8] взаимоотношениям в обществе.

Таким образом, выделим основные черты синтезного пути:

  • огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  • преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  • государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы, что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  • господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  • активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

Из этого следует, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

1.3 Современные теории происхождения государства

И в прошлом и в настоящем, ученые умы всегда стремились понять то, каким же образом шел процесс образования государства. Каким законам подчиняется генезис[9] государства? Что является основополагающим элементом в этом сложном и непростом процессе?


Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства[10].

По мнению такого ученого, как Марченко Михаила Николаевича: «Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства».

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. А споры о природе государства продолжаются и в настоящее время. Рассмотрим современные теории.

К числу современных теорий происхождения государства можно отнести  кризисную теорию, дуалистическую теорию, теорию специализации.

Кризисная теория происхождения государства  была разработана профессором А.Б. Венгеровым[11]. Он считает, что причиной возникновения государственности являются экологические катаклизмы. А именно: примерно 12 000 лет назад происходит наступление ледникового периода и связанное с ним резкое похолодание климата, исчезновение представителей мегафауны, замерзание рек и озер богатых рыбой, сокращение количества плодово-ягодных и иных растительных пищевых ресурсов, и т.п. Это привело человечество к кризису и необходимости к дальнейшему выживанию. В первобытном обществе происходит так называемая «неолитическая революция», переход человека от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к экономике производящей (подсечно-огневому, поливному земледелию, пастбищному и кочевому скотоводству). Развитие земледелия, скотоводства, ремесел в общине приводит к созданию пищевых запасов, позволяющих пережить тяжелые времена года и в свою очередь к развитию экономических отношений между родами (племенами), происходит социальное расслоение общества, возникновению классов и политических институтов, а затем и государства.


Дуалистическая теория происхождения государства была выдвинута проф. А.Я Малыгиным и проф. В.С. Афанасьевым[12]. Происхождение государств согласно теории шло двумя путями: восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство (уникальный путь).

Для восточного (азиатского) государства характерно преобладание поливного земледелия, что требовало проведение огромных ирригационных работ, и определяло необходимость объединения общин под единым началом и централизованным управлением. В общине для управления различными фондами и ресурсами происходит появление администраторов, казначеев, контролеров и других должностных лиц, которые постепенно превращаются в обособленную социальную группу (касту, сословие, класс), имеющую свои интересы. Власть носит централизованный характер в форме деспотии, где личность правителя обожествляется и носит сакральный характер («Власть от Бога», правитель сын Бога, наместник Бога на земле). Сложившийся государственный механизм представляет собой пирамиду: наверху — неограниченный монарх, деспот; ниже — его ближайшие советники, визири; далее—чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Частная собственность существует (государственная знать имела дворцы, драгоценности, рабов; купцы и ремесленники также обладали своей собственностью), но не оказывает существенного влияния на экономические процессы. Основное средство производства - земля находится в царской, храмовой и общинной собственности. Земельные наделы выделялись чиновникам за службу, но только на праве пользования и на срок государственной службы. Денежное содержание и продукты чиновники получали из государственной казны и с царских складов.

В отличие от восточного пути, западный путь возникновения государства носил универсальный характер и нашел свое применение в Европе (Древняя Греция, Древний Рим). Ведущим государство образующим фактором здесь также стало классовое разделение общества, но на основе частной собственности на землю, а также средства производства — скот, рабов. Знать изначально занимали главенствующее положение в общине, а затем и в государственном аппарате.

В отличие от Восточной деспотии должность правителя в Западном государстве не носит абсолютно безграничный и сакральный характер.


Однако западный путь носит более прогрессивный характер, необходимость защиты частной собственности, удержания в подчинении огромного количество рабов и больших территорий потребовало создание эффективного и разветвленного бюрократического аппарата. В свою очередь торгово-денежные отношения не сдерживались, а даже поддерживались государством, что явилось мощным стимулом в развитии ремесел, технологий, науки, искусства. Дальнейшее развитие экономики заложило в Европе основы для возникновения феодального государства и общества.

Именно возникновение западного типа государства дало миру различные формы демократии, местное самоуправление и знаменитое римское право.

Теория специализации

Была разработана проф. Т.В. Кашаниной[13], согласно данной теории государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономиче­ской специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Изначально в обществе происходит специализация труда в экономической сфере: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли.

Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда, которая уже вышла за рамки сферы производства. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском (политическая специализация). Политическая специализация, которая привела к появлению государства, представляет выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага.

В политической сфере общества произошло разделения труда на законодательную, исполнительную, правоохранительную (судебную) и военную деятельность. Должностные лица и государственные служащие, которые осуществляют эти виды деятельности, представляют собой обособленные социальные группы со своими интересами, которые нередко идут вразрез с интересами народа.


По мнению Т.В. Кашаниной ее теория носит универсальный характер, т.к. закон специализации — это всеобщий закон развития окружающего мира, а в социальном мире также действует закон специализации[14].

Таким образом, не смотря на большое количество теорий о происхождении государства, ни одна из них не может претендовать на универсальность. Так как в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов (религиозных, культурных, исторических, экономических, насильственных и т.д.).

В свою очередь ни одна из теорий не может объяснить, почему у некоторых народов, чья история насчитывает века и даже тысячелетия, государственность так и не наступила.

Глава 2. Понятие государства

2.1 Государство – сложное общественно-политическое явление

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих, спорных и риторических в юриспруденции.

На это имеется ряд причины[15]:

  1. данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений;
  2. никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества;
  3. государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Любое государство рождено обществом, а общество - состоит из индивидов, у каждого из которых имеется свое мировоззрение, поэтому общество по своей сути противоречиво - в нем постоянно кипят страсти противоречий и конфликтов. Следовательно, государство как детище общество унаследовало все эти противоречия, противоречивы - его деятельность и социальная роль.

По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможен ни общественный прогресс, ни существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее ярко проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.