Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налоги: понятие, функции, классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

1.1 Налоги: понятие, функции, классификация

1.2 Налоговая система государства: виды, принципы и элементы построения

1.3 Принципы и факторы развития налоговой системы государства

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Структура и особенности российской налоговой системы

2.2. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Направления развития налоговой системы Российской Федерации

3.2. Предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Данченко, М.А. Налогообложение: учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2015. - 148 с.

Турбина, Н.М. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития / Н.М. Турбина, Ю.Ю. Косенкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №4. - с.106-111

Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. - Тула: НОО ТИЭИ, 2015. - 161 с.

3.  В  п.  5  ст.  101  НК  РФ  освещаются  основания  для  произведения  отмены  решения  налогового  органа  через  суд.  Данная  формулировка  является  некорректной  с  юридической  точки  зрения,  так  как  суд  общей  юрисдикции  или  арбитражный  суд  не  могут  отменить  решения,  которое  было  принято  налоговым  органон.  Исключительно  решение,  которое  идет  в  разрез  с  действующим  законодательством,  может  подлежать  признанию  недействительным,  а  никак  не  отмене;

4.  В п.  6  ст.  94  НК  РФ употребляются  такие  понятия  как  «выемка» и  «изъятие». При всем  это не известно,  в  чем  все  таки заключается  различие между этими понятиями и  есть  ли  оно  вообще;

5.  В  ст. 125 НК РФ устанавливается,  что за  нарушение  порядка владения, пользования и (или) распоряжения  имуществом,  которое находится под арестом, лицо несет ответственность в виде  взыскания  штрафа  в  размере 30 тысяч  рублей.  Но  правомочие владения  никоим образом не зависит  от решения  налогового и  (или)  таможенного  органа и  может быть прекращено  лишь  только  в  том  случае,  если  прекратится  право  собственности.  Вследствие  того, что нарушить порядок владения  никак  не  возможно, то соответственно нельзя и привлечь к ответственности такого недобросовестного налогоплательщика;

6.  В  подпункте  1  п.  7  ст.  95  НК  РФ  говорится  о  том,  что  у  проверяемого  лица  есть  право  на  то,  чтобы  заявить  отвод  эксперту,  но  в  тоже  время  не  поясняет  оснований,  по  которым  такой  отвод  возможно  заявить,  и  не  характеризует  какими  будут  последствия  такого  отвода;

7.  Под сомнения  идут  также  и  положения подпункта 3  п.  1  ст.  112  и  п.  3  ст.  114  НК  РФ[40],  в  соответствии  с  которыми  налоговые  органы  могут  по  своему усмотрению  имеют  возможность расширить  перечень  обстоятельств,  которые  смягчили  бы  ответственность  и в безразмерно  уменьшать численное  значение  налоговых санкций.  Все  это вообще направлено не  на защиту  прав  налогоплательщика, а  на  самом деле  на использование этих  мер  должностными лицами  налоговых  органов в  своих  корыстных  целях.

Впоследствии  осуществления  данных  предложений  по  совершенствованию  налоговой  системы  в  России  по  прошествую  времени  сформируется эффективная  налоговая  система  и  конкурентоспособная  экономика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Становление налоговой системы Российской Федерации имеет многовековую историю. Современная налоговая система сложилась на рубеже 1990-1991гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Для глубокого анализа налоговых принципов требуется изучение исторических, социальных, политических и нравственных факторов. Выделяют такие важные принципы построения налоговой системы, как: принцип обязательности; принцип пропорциональности; принцип подвижности (эластичности); принцип однократности налогообложения; принцип стабильности; принцип оптимальности; принцип стоимостного выражения; принцип единства.

Роль налогов в формировании доходов бюджета велика. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, сбалансировать спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

В системе налогов и сборов наиболее значителен по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых растет. На втором месте по объему поступлений налог на добавленную стоимость. Однако, следует отметить, что доля налога на добавленную стоимость падает, как реализуемого на территории РФ, так и ввозимого на территорию РФ. Уменьшение доли налога на добавленную стоимость в сумме налоговых доходов федерального бюджета порождено существующей системой возмещения и возвратов по налогу, а также системой трансфертного ценообразования. Вместе с тем, в связи с убыточностью многих предприятий и организаций сокращается доля налога на прибыль организаций в общей сумме налоговых доходов. Менее значительна доля акцизов, хотя и повышается. Повышающая тенденция акцизов, в первую очередь, обусловлена индексацией ставок по подакцизным товарам. Удельный вес государственный пошлины сокращается.

Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы страны и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования всей налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения. Показатель собираемости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам. В целях повышения показателя собираемости налогов и сборов целесообразно разработать комплекс мер по борьбе с созданием так называемыми «фирмами-однодневками», усложнить процедуру их создания. Через эти организации производится нелегальный оборот наличных денег без уплаты налоговых платежей.


Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны (через налоговые проверки, налоговый учет). С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации..

Огромное значение имеет налоговая культура, а именно, то, как налогоплательщики относятся к своим обязательствам перед государством. Каждый гражданин должен понимать, что обязан уплачивать налоговые платежи в целях пополнения бюджетного фонда страны. Кроме того, существенную роль имеет материально-техническое и кадровое обеспечение налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, что, в свою очередь, способствует повышению налоговой культуры, грамотности и дисциплины населения.

На сегодняшний день сохраняется курс на совершенствование налогового администрирования с параллельным повышением прозрачности и стабильности налоговой системы в целом, снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков.

Таким образом, несмотря на то, что налоги гораздо чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одна страна существовать не сможет.

Федеральное налоговое законодательство РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Для современной налоговой системы Российской Федерации характерно:

1. Высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия. Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее, величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие - соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.


2. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС. А также с заменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды - вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.

3. Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц.

Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета.

4. Не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов.

наиболее доходной базой бюджетов разных уровней, выступают доли и суммы отчислений от налогов вышестоящих уровней и поддержка в форме дотаций, субвенций и трансфертов. На основании вышеизложенных фактов, можно с уверенностью заявить, что Федеральный бюджет РФ представляет собой ведущее звено всей бюджетной системы России, выступая главным финансовым планом и ориентиром государства, в котором объединены ключевые финансовые категории.

В современных условиях основным направлением совершенствования налоговой системы должно стать формирование таких законов, которые приведут к повышению эффективности налоговой системы как подсистемы государственной власти.

В настоящее время на законодательном уровне закреплены льготы для самых крупных налогоплательщиков и монополий. Необходимо, во-первых, расширить канал обратной связи - сбор, анализ, обобщение и передачу информации от плательщиков до законодательных органов.


Во-вторых, уменьшить возможности сотрудников органов законодательной власти использовать служебное положение в корыстных целях.

В-третьих, проанализировать совокупность действующих законов в сочетании со статистическими данными на предмет выявления лиц, имеющих возможность использования, и размеры использованных преференций.

На сегодняшний день важнейшей задачей, направленной на совершенствование налоговой системы РФ, выступает оптимизация системы налогообложения иностранных юридических лиц, а также наемных работников, имеющих имущество и получающих доходы непосредственно на территории Российской Федерации.

Кроме того, РФ следует включиться в систему международного обмена налоговой информацией с оффшорными зонам. В современных условиях соответствующих соглашений между РФ и оффшорами нет. Однако, именно на данных территориях часто создаются условия для ухода от налогообложения. Таким образом, международные налоговые отношения на сегодняшний день нуждаются в дальнейшем совершенствовании нормативно-правового обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно — правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28,29 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
  4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 527.

Научная и учебная литература

  1. Алиев, Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 439 с.
  2. Альбеков А.У., Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В., Шелепов В.Г. Налоговая система. Учебное пособие для магистрантов (продвинутый курс). - 2015.
  3. Афонина А.А., Абдрахманова З.К. проблемы современной налоговой системы Рф и пути её совершенствования // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: http://sibac.info/archive/economy/Economy05.11.2017.pdf.
  4. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2016. 319 с.
  5. Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/97/21802/.
  6. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. - М.: «Волтерс Клувер», 2014.
  7. Быкова Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 358-362. — URL https://moluch.ru/archive/132/36951/
  8. Власова Ю.А., Толкачева К.С. Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной системы России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С.111-115.
  9. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Основные направления налоговой реформы РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 76-78.
  10. Государственное регулирование экономики. Учебник / Под ред. проф. И.Е.Рисина. – М.: Кнорус, 2016.