Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налоги: понятие, функции, классификация).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Налоги: понятие, функции, классификация
1.2 Налоговая система государства: виды, принципы и элементы построения
1.3 Принципы и факторы развития налоговой системы государства
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Структура и особенности российской налоговой системы
2.2. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.2. Предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Данченко, М.А. Налогообложение: учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2015. - 148 с.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований. Вопросы совершенствования налоговой системы на сегодняшний день становятся все сложней и острее, отражая специфику современных требований. Основные задачи развития налогообложения всегда взаимосвязаны с достижением следующих противонаправленных целей: создать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов и обеспечить достаточный уровень фискальных изъятий одновременно. Это объясняется разнообразием большого количества функций налогов, а также функциональными особенностями механизма управления ими.
Налоговая система является важнейшей частью структуры экономики любого государства, и именно поэтому не следует недооценивать ее воздействие на стабильное и гармоничное развитие общества. На сегодняшний день при планировании и оценке налоговых реформ зачастую применяют модель, позволяющую оценить фискальный эффект от изменений, привносимых в налоговую систему. В свою очередь, оценка воздействия данных изменений на другие сферы (конкурентоспособность организаций, уровень налоговой нагрузки, социальная сфера и др.) в ряде случаев выступает второстепенной задачей.
Для эффективного планирования и прогнозирования налоговых реформ, а также оценки состояния налоговой системы на определенной территории требуется формирование и обоснование механизма, который способствовал бы грамотной системной оценке всех привносимые изменений, учитывая их воздействие на социально-экономическую ситуацию в целом. Это становится реальным при применении разнообразных критериев эффективности системы налогообложения, к примеру, относительное равенство налоговых обязательств, экономическая нейтральность, организационная гибкость, прозрачность и простота налоговой системы.
Степень разработанности проблемы. Исследования оценки эффективности налогообложения были предприняты еще в 20-е годы XX в. А.Меллон в своем труде «Налогообложение: народная обязанность» высказал гипотезу о том, что оптимум налоговых поступлений достижим при снижении налоговых ставок, а также путем вывода из «тени» части налоговой базы. Эта теория была развита в дальнейшем многими западными учеными.
Огромное количество исследований посвящено обобщению разнообразного опыта управления системами налогообложения (работы Гашенко И.В., Гудкова Ф.А., Денисаева М.А., Крюкова С.Е., Озерова Н.В., Саттаровой Н.А. Харланова И.И. и других).
Однако, в современной научной теории недостаточно исследованными остаются вопросы конкретных мероприятий по совершенствованию современной системы налогообложения.
Вышеизложенное послужило причиной выбора темы данной дипломной работы, определило содержание ее исследования, а также целевую направленность.
Цель ВКР – разработать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ.
В соответствии с поставленной целью, был предложен ряд следующих задач:
- исследовать сущность налогов и проблемы их классификации;
- рассмотреть структуру и целевую функцию налоговой системы;
- проанализировать правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации;
- представить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
- провести анализ современного состояния налоговой системы Российской Федерации;
- определить проблемы современной налоговой системы Российской Федерации;
- определить направления развития налоговой системы;
- сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации.
Объект исследования - налоговая система РФ.
Предмет исследования – современное состояние, проблемы и тенденции налоговой системы на современном этапе.
Методологической и теоретической базой исследования послужили научные публикации зарубежных и отечественных авторов, нормативная и законодательная база по вопросам налогового регулирования, методические материалы семинаров и научно-практических конференций по теме данного исследования.
Основные методы исследования. В целях решения отдельных задач в исследовании были использованы методы количественного, качественного, факторного и логического анализа, а также метод имитационного моделирования.
Информационной базой исследования выступили данные Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного комитета по статистике РФ, а также официальные материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных статьях, учебной литературе, периодической печати, сайтах и интернет-страницах.
Научная новизна исследования данной дипломной работы заключается в разработке системы оценки эффективности налогообложения как одного из факторов экономического роста.
В процессе исследования были получены следующие теоретические результаты, определяющие научный вклад и являющиеся предметом защиты:
- исследованы теоретические аспекты построения и функционирования налоговой системы государства;
- рассмотрены аналитические аспекты построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации;
- Выделены основные проблемы современной налоговой системы Российской Федерации;
- Определены направления развития налоговой системы и разработаны предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в процессе исследования были выявлены нерешенные экономические проблемы на основе анализа современного состояния налоговой системы, разработан очень важный на современном этапе подход, дающий методологические и методические основы решения стратегических проблем налоговой системы, что будет являться предпосылкой для стабильного развития налоговой системы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Налоги: понятие, функции, классификация
Налоги и сборы являются обязательными платежами, взимаемыми государством с граждан и хозяйствующих субъектов по ставкам, определенным в законодательном порядке. Налоги выступают в обществе необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства. Следует отметить, что налоги представляют собой основную форму доходов государства.
Основная сущность налогов заключается в безэквивалентном изъятии в свою пользу государством определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) организаций в форме обязательного взноса. Следовательно, сбор является платой государству за право пользования или реализации деятельности (к примеру, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет.
Взносы осуществляют главные участники производства, представленные на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Категории налогоплательщиков
По организационно-правовой форме следует различать собственно налоги, а также сборы.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса[1] — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований[2].
Характерными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.
Классифицирующие признаки:
-
- способ взимания;
- принадлежность к определенному уровню управления;
- субъект налогообложения;
- способ или источник обложения;
- характер применяемой ставки;
- назначение налоговых платежей;
- другой признак.
Виды налоговых и неналоговых платежей в РФ представлены на рисунке 1.2.
НК РФ содержит исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые образуют налоговую систему того или иного уровня.
Рисунок 1.2- Виды налоговых и неналоговых платежей в РФ
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
К региональным налогам и сборам относятся следующие:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог[3].
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются.
Региональным законом, как и нормативным актом «местного уровня», могут быть установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (если эти элементы налогообложения не определены НК РФ), а также особенности исчисления налоговой базы, налоговые льготы, основания для их применения. Другие элементы налогообложения (налоговый период, объект обложения и др.) должны быть прописаны непосредственно в НК РФ (п. 3,4 ст. 12 НК РФ).
Вместе с тем ни региональным законом, ни нормативным актом органа местного самоуправления нельзя установить налог, который не предусмотрен НК РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ).
Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор [4].
Еще один «вид налога» – это специальные налоговые режимы. Отдельно в отношении каждого из них Налоговый кодекс устанавливает порядок введения в действие и порядок применения. Если на то есть указание в НК РФ, региональные или местные власти могут определить по специальному режиму:
- виды предпринимательской деятельности, при ведении которых этот режим может применяться;
- условия перехода на специальный режим и условия его применения;
- ставки с разбивкой по категориям налогоплательщиков и видам предпринимательской деятельности;
- нюансы исчисления налоговой базы;
- налоговые льготы, основания, порядок их применения (п. 7 ст. 12 НК РФ[5]).
По оценкам Минэкономразвития в России действуют 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается количества предпринимателей (ИП), то их около 2,9 млн.
Таблица 1.1 – Налогообложение ИП
Развитие малого и среднего бизнеса способствует наполнению государственного бюджета. В России существует пять режимов налогообложения для ИП. Каждый хозяйствующий субъект может использовать один или несколько налоговых режимов, каждый из которых имеет свою процентную ставку.