Файл: Анализ и оценка реализации структурных методов анализа и проектирования экономических информационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс разработки программного обеспечения осуществляется в несколько этапов. При разработке программных продуктов основная часть временных затрат приходится не на осуществление непосредственного кодирования продукта, а на разработку проекта системы. Это обусловлено тем, что в процессе проектирования разрабатывается ряд проектных решений:

  • выбор технологической платформы, на которой будет функционировать будущее программное средство;
  • выявляются требования к интерфейсу системы;
  • выбор СУБД для реализации базы данных проекта;
  • проектируется архитектура системы;
  • разрабатываются требования к аппаратному обеспечению;
  • составляется план мероприятий для ввода в эксплуатацию программного средства;
  • разрабатывается пакет проектной документации.

На основании вышеизложенного становится понятным, почему проектирование информационных систем является трудоемким этапом. Важность процесса проектирования заключается в том, что только определив требования к разрабатываемому продукту, руководитель проекта получает четкий план работ проекта, график сроков и поступлении оплаты работ. После процесса проектирования информационной системы руководитель проекта получает возможность:

  • сократить или увеличить время разработки;
  • повысить качество системы;
  • провести оценку стоимости разработки;
  • провести оценку временных затрат на реализацию проекта;
  • оптимально распределить трудовые и временные ресурсы проекта;
  • управлять рисками проекта;
  • избежать разногласий между заказчиком и исполнителем;
  • устранить неудовлетворенность клиента.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости процесса проектирования для разработки экономической информационной системы (ЭИС).

Объектом исследования является структурные методы анализа и проектирования ЭИС.

Предметом исследования являются методы реализации структурного подхода к проектированию ЭИС.

Целью работы является анализ и оценка реализации структурных методов анализа и проектирования ЭИС.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать определение экономической информационной системы.
  2. Рассмотреть жизненный цикл ЭИС.
  3. Изучить структурные методы анализа и проектирования ЭИС.
  4. Проанализировать программные продукты, автоматизирующие структурные методы анализа и проектирования ЭИС.
  5. Описание структурных методов анализа и проектирования экономических информационных систем
  6. Определение экономической информационной системы

Чтобы повысить производительность и эффективность труда сотрудников организации, улучшить качество информационной продукции и услуг, а также повысить сервис и оперативность обслуживания пользователей осуществляют процесс автоматизации. Автоматизация основывается на использовании средств вычислительной техники и внедрении программного обеспечения.

Основными задачами процесса автоматизации деятельности организации являются:

  1. Минимизация трудозатрат при осуществлении рутинных информационных процессов и операций.
  2. Устранении рутинных операций.
  3. Оптимизация процессов обработки и преобразования информации.
  4. Расширение возможностей осуществления статистического анализа и повышение точности учетно-отчетной информации.
  5. Повышение оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей.
  6. Модернизация или полная замена элементов традиционных технологий.
  7. Расширение возможностей организации и повышение эффективности использования информационных ресурсов.
  8. Упрощение возможностей процессов обмена данными, участия в корпоративных и других проектах, способствующих интеграции [16].

Автоматизированной системой (АС) называется система, которая состоит из персонала и комплекса средств, автоматизирующих его деятельность, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций [20].

Автоматизированные системы включают в состав взаимосвязанную совокупность отделов компании и комплекс средств автоматизации их деятельности. АС также предназначена для реализации автоматизированных функций отдельных видов деятельности. Одним из вариантов АС являет информационная система (ИС). Основная цель создания ИС - хранение, оптимизация поиска и передачи информации в зависимости от запросов пользователей.

Информационная система представляет собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и человеческих ресурсов, которые используются для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Существует так же понятие автоматизированной информационной системы (АИС), которая представляет собой область информатизации, механизмов и технологий, является эффективным средством обработки, хранения, поиска и представления информации пользователю. АИС основана на совокупности функциональных подсистем сбора, ввода, обработки, хранения, поиска и распространения данных. Процессы сбора и ввода данных в АИС не являются обязательными, т.к. все необходимые и достаточные для функционирования АИС данные могут уже находиться в базе данных АИС.


База данных представляет собой именованную совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в конкретной предметной области. Базой данных является совокупность размещенных в таблицах однородных данных, в которых состояния объектов системы и их отношения отображаются в рассматриваемой предметной области. Управление информационными процессами в базах данных осуществляется с помощью систем управления базами данных (СУБД) [15].

Совокупность нескольких баз данных называют банком данных. Банки данных представляют собой логическую и тематическую совокупность баз данных.

Таким образом автоматизированная информационная система представляет собой совокупность программных и аппаратных средств, которые предназначены для хранения и манипулирования данными и информацией, а также для осуществления вычислений.

Основной целью АИС является хранение, обеспечение оптимального поиска и передачи данных в зависимости от запросов пользователей для обеспечения наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей.

Процесс автоматизации информационных процессов основан на соблюдении следующих принципов:

  • Окупаемости;
  • Надежности;
  • Гибкости;
  • Безопасности;
  • Дружественности;
  • Соответствия стандартам.

АИС делятся на следующие типы:

  • АИС, которые охватывают один бизнес-процесс в организации;
  • АИС, объединяющие несколько бизнес-процессов в организации;
  • АИС, обеспечивающие функционирование одного бизнес-процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;
  • АИС, реализующие работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций [1].

Из перечисленных видов наиболее распространенными и обладающими большими перспективами считаются фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные) и гипертекстовые АИС.

Для функционирования АИС создаются рабочие места пользователей, которые называются автоматизированными рабочими местами (АРМ). АРМы представляют собой комплекс программно-аппаратных средств с применением периферийных устройств, которые предназначены для решения различных информационных задач.

АИС представляет собой комплекс автоматизированных информационных технологий, входящих в состав ИС, предназначенных для информационного обслуживания пользователей. Структура АИС представлена на рисунке 1


Рисунок 1 – Структура АИС [10]

АИС могут создаваться для решения различных задач. Одним из наиболее распространенных видов АИС являются экономические информационные системы. ЭИС представляет собой совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Экономические информационные системы разрабатываются для решения следующих задач:

  • обработки данных;
  • автоматизации офисных работ;
  • поиска информации;
  • управления.

Функционирование ЭИС построено на следующих принципах:

Принцип соответствия. ЭИС обеспечивает функционирование объекта с заданной степень эффективности.

Принцип экономичности. Затраты на обработку информации в ЭИС не должны превышать уровень экономического эффекта, полученного в результате использования этой информации [2].

Принцип регламентности. Большая часть информации, обрабатываемой в ЭИС должна поступать и обрабатываться согласно по расписанию.

Принцип самоконтроля заключается в непрерывности работы ЭИС по обнаружению и исправлению ошибок в данных и обрабатывающих их процессах.

Принцип интегральности заключается в однократном вводе информации в ЭИС и ее многократном и многоцелевом использовании.

Принцип адаптивности. ЭИС должна иметь возможность изменения своей структуры и функционирования для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях [14].

Особенностями ЭИС являются:

  • Обработка больших объемов информации по сравнительно простым алгоритмам;
  • высокий удельный вес логической обработки данных (сортировка, группировка, поиск, корректировка);
  • представление информации в виде документов.
  1. Модели жизненного цикла ЭИС

В начале создания информационных систем, они имели однородную структуру и каждое приложение являлось единым целым. Поэтому для разработки программных продуктов такого типа применялась каскадная модель жизненного цикла программного обеспечения [3].

Основной характеристикой этой модели является деление всего процесса разработки программного обеспечения на ряд этапов. При этом переходы между этапами осуществлялись только после полного завершения работ на текущем этапе. Каждый этап каскадной модели завершался выпуском полного пакета проектной документации, которой достаточно для продолжения процесса разработки другой командой разработчиков.


В начале практики программирования процесс кодирования осуществлялся следующим образом: вначале программист записывал программный код, а после этого осуществлял его отладку. Общепринятым было правило начинать работу не с планирования, а с ознакомления с программным продуктом. Поэтому программное обеспечение проектировалось, кодировалось, отлаживалось и тестировалось до того, как оно будет готовым к выпуску.

В 1970 году была разработана каскадная модель жизненного цикла программного обеспечения в качестве альтернативного метода разработки ПО, соответствующего принципу «кодирование - устранение ошибок» поскольку этот принцип являлся широко распространенным. Каскадная модель жизненного цикла программного обеспечения являлась первой моделью, которая формализовала структуру этапов разработки ПО, что придавало особое значение исходным требованиям к программному обеспечению и этапу проектирования системы, а также созданию документации на ранних этапах процесса разработки.

Структура каскадной модели представлена на рисунке 2. На приведенной схеме видно, что процесс разработки программного обеспечения выполняется с помощью упорядоченной последовательности шагов. Каскадная модель предусматривает начало каждой фазы только тогда, когда полностью завершается выполнение предыдущей фазы. При этом у каждой фазы есть определенные критерии входа и выхода: входные и выходные данные [11].

Переход от одного этапа проекта к другому осуществляется с помощью формального обзора проекта. При этом клиент получает общее представление о процессе разработки, а также происходит проверка качества программного продукта. Как правило, стадия обзора проекта указывает на присутствие договоренности между командами разработчиков и заказчиков о завершении текущей фазы. Окончание каждого этапа разработки АИС удобно принимать за стадию в процессе выполнения проекта.

Рисунок 2. Структура каскадной модели жизненного цикла программного обеспечения [13]

При завершении определенных фаз проекта происходит формировании базовой линии, которая в данной точке осуществляет фиксацию состояния АИС. При возникновении потребности во внесении изменения в проект, используется формальный процесс изменений [4].

В критических точках каскадной модели жизненного цикла программного продукта происходит формирование базовых линий, последняя из которых является базовой линией продукта. После формирования заключительной базовой линии производится обзор приемки.