Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-политической природы – она осуществляет связь между государством и населением. Поэтому институт местного самоуправления является, с одной стороны, институтом власти, с другой стороны – общественным институтом.
В России система организации власти на местах имела свои особенности. Историческим предшественником современной системы местного самоуправления в Российской Федерации считается земство, а затем система местных советов. Органы местной власти (и земства, и местные советы) входили в централизованную систему государственной власти. По Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления стали независимыми от органов государственного управления. Осуществляя властные полномочия, органы местного самоуправления имеют свои полномочия, отличающиеся от полномочий органов государственной власти. Отмечается четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти. Самоуправление в отличие от государственной власти, действует в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти. Для реализации полномочий по предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы – самостоятельный бюджет и муниципальную собственность. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением
Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. №1313-р, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по следующим сферам: экономическое развитие, доходы населения, здоровье населения, дошкольное и дополнительное образование детей, общее образование, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления строится на основе ежегодных докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, представляемых в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является деятельность исполнительного органа местного самоуправления – Администрации Целинного района Курганской области.
Предметом исследования является система исполнительных органов местного самоуправления.
Цель исследования – изучение системы органов местного самоуправления на примере Администрации Целинного района Курганского области.
Задачами работы являются:
изучение понятия и структуры органов местного самоуправления;
изучение опыта совершенствования деятельности исполнительного органа местного самоуправления;
анализ показателей деятельности исполнительного органа местного самоуправления Целинного района Курганской области.
В данной работе были использованы следующие методы научного исследования рассматриваемой проблемы:
Методы эмпирического исследования (сравнение, наблюдение, описание)
Методы теоретического познания (аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному)
Общелогические методы и приёмы исследования (анализ, обобщение, классификация, системный подход, структурно-функциональный метод)
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, различные федеральные и региональные законы о местном самоуправлении.
Проблемам местного самоуправления посвящены многие работы таких выдающихся ученых, как Атаманчук, Г.В. Никитов, В.А, Кудилинский М.Н., Гричук А. Г., Яхонтова, Е.С. и другие.
Теоретические основы анализа деятельности исполнительного органа местного самоуправления
Понятие и структура органов местного самоуправления
Особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть.
В Российской Федерации местное самоуправление возниклои работает на основании статей Конституции России (12.12.1993г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 6.10.2003 г).
Современное Российское местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, которые установлены в Конституции России, ФЗ, и еще законами субъектов России в случаях, которые установлены ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов возникающих наместном уровне, беря во внимание интересы населения данного субъекта, а так же исходя из исторических и других местных традиций.
При этом под вопросами местного значения понимают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение чего в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и / или органами местного самоуправления самостоятельно.
Последние рассматривают как органы которые избираются населением того или иного субъекта и образуется представительным органом муниципального образования, они наделены особой компетенцией для решения вопросов местного значения.[1] Здесь под муниципальным образованием понимается городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения.
Во-первых, местное самоуправление будет одной из форм осуществления народовластия в РФ, а, во-вторых, является организацией независимой от государства, которая признаётся и гарантируется Конституцией России и представляет собой определенную систему власти, которая создается для решения населением субъектов РФ соответствующих вопросов, возникающих на местном уровне, исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.
Для того чтобы подробно рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления, нужно рассмотреть его отличительные признаки и черты, а именно:
1)предмет ведения;
2)его полномочия;
3) из чего состоит;
4)как формируется;
5) основные формы, порядок и организация работы.
Положения Конституции РФ отражают особенности правового статуса местного самоуправления:
1. Они, во-первых, не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ);
2. Во-вторых, они самостоятельно решают местные вопросы (ч. 1 ст. 132 Конституции) (Например, вопросы, касающиеся местного бюджета, управляют муниципальной собственностью, регулируют налоги и сборы, следят за общественным порядком и прочие вопросы);
3. В-третьих, наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции )
Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового статуса органов местного самоуправления, а именно их не относят к государственными органами, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти.[2]
В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическими лицам. Они приобретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномочий.
Органы местного самоуправления играют особую роль в демократической системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Структура утверждается на референдуме в конкретном субъекте РФ. Решение принимается представительным органом субъекта и закрепляется в уставах муниципальных образований (ст131 Конституции).
В решении о структуре местного самоуправления прописывается:
• Перечень органов;
• Наименования органов;
• Порядок избрания главы муниципального образования;
• Полномочия главы муниципального образования. Структура органов местного самоуправления состоит из:[3]
1. Представительного органа субъекта;
2. Главы муниципального образования;
3. Местной администрации;
3.1. отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
3.2. территориальные органы местной администрации.
4. Контрольного органа субъекта;
5. Иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают компетенцией по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 34).1
Структура органов местного самоуправления может изменяться, происходит это если внесется изменения в устав муниципального образования. В целом система органов местного самоуправления состоит из различных элементов и отношений между ними.
Таким образом, действующее законодательство, к сожалению, не придает местному управлению статуса полноправного субъекта управленческих отношений, субъекта собственных компетенций, наделенного властными полномочиями для наиболее эффективного решения вопросов местного значения. Немаловажен и тот факт, что отнесение тех или иных вопросов к разряду «местного значения» происходит не на местном уровне, вызванном необходимостью обеспечения жизнедеятельности местного населения, а устанавливается и «спускается» сверху, от государства.
Методика анализа показателей деятельности исполнительного органа местного самоуправления
В 2007 г. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был дополнен статьей 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления», в соответствии с которой в порядке, определяемом Президентом РФ, осуществляется утверждение перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. При этом указывается, что нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
Система оценки эффективности включает в себя несколько перечней показателей. Первый Перечень был утвержден Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607, второй – Перечень дополнительных показателей – распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р. Кроме того, в Указе Президента РФ дана рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установить перечень дополнительных показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизациии переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения, освещения улиц.[4]