Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения. Аналитические аспекты коммерческих рисков на примере ООО «Паола».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
Введение
Риск - это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.
В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности.
Добиваясь наибольшей эффективности и осуществления актов -продажи, предприниматель- постоянно сталкивается с не только получить ожидаемую , но и потерять , что он имеет. Это быть вызвано причинами: и неблагоприятными условиями, и деятельностью , и неумелыми действиями предпринимателя и др.
, возникает необходимость риск, постараться предвидеть и снизить минимума возможные последствия. Если , сопряженные с риском, неизбежными, то научиться разумно .
Под термином « риск» подразумевается , связанный с хозяйственной предприятия и с ее финансовым результатом. словами, коммерческий - это угроза , что предприниматель возможный ущерб убытки (потери) в дополнительных расходов получит доходы тех, на он рассчитывал.
В время проявляется больший интерес к , изучению приемов и управления риском и безопасностью.
Актуальность данной тематики обусловлена как внешними, так и внутренними причинами. К числу внешних причин следует отнести усиление глобализации рыночных процессов и вследствие этого рост конкуренции в достаточно жесткой форме, сокращение жизненного цикла товаров, индивидуализацию потребительских качеств товаров, вовлечение все большего числа мелких и средних предпринимателей, увеличение количества видов рисков и тяжести их последствий.
К внутренним причинам можно отнести неумение адаптироваться к переменам, отсутствие реалистического прогнозирования, отсутствие стратегической фокусировки, разрозненность информационных систем и т.д.
Объект исследования ООО «Паола».
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть понятие коммерческого риска в деятельности фирмы и пути его снижения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность коммерческого риска;
- рассмотреть основные методы оценки коммерческого риска;
- проанализировать коммерческие риски на предприятии;
- исследовать пути снижения коммерческого риска.
1. Теоретические аспекты управления коммерческими рисками
1.1 Понятие и виды коммерческих рисков
Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск является составной частью и разновидностью общего понятия «финансовый риск» и определяется экономистами как риск, являющийся неотъемлемой составляющей процесса операций по реализации (то есть купле-продаже) товаров и услуг. [1]
сделка, подразумевающая -денежные отношения, в себе определенную коммерческого риска.
говорить конкретнее, риск заключается в , что из- резкого изменения или вследствие факторов стоимость товаров и услуг меняется и в этом в убытке остается продавец (который товар по , меньшей его стоимости), либо (который переплатил товар).[2]
Коммерческие порождаются рядом :
- снижение объемов из-за спроса,
- повышение цены,
- утрата ,
- повышение издержек, в стоимость товара,
- стоимости или товара в связи с транспортировки или .[3]
При этом понимать, что риски - это вполне экономическое, анализу и прогнозированию, а вовсе не нечто фатальное вроде риска, присутствующего в азартных играх.
Существуют различные методики оценки рисков (или, как еще их называют, методы управления рисками), суть которых состоит в оценке степени риска (допустимый, критический, катастрофический) и разработке мер по диверсификации (предотвращению) рисков путем снижения их вероятности. [4]
Впрочем, коммерческие риски сами по себе не являются чем-то единым и предсказуемым по одному и тому же сценарию. Ведь то, что коммерческие риски связаны с товарно-денежными операциями, лишь выделяет эту группу финансовых рисков, но суть коммерческих рисков этим не исчерпывается. Поэтому существует классификация коммерческих рисков, включающая в себя основные факторы, которые могут негативно повлиять на успешность коммерческой деятельности.
Так, среди коммерческих рисков выделяют имущественные риски, к которым относятся ситуации, чреватые потерей имущества по независящим от него напрямую причинам (неисправность или перенапряжение той или иной технической или технологической системы), кража, хищение, диверсия и так далее.[5]
Когда говорят о производственных рисках в применении к коммерческой составляющей, то подразумевают риски, обусловленные возможной остановкой производства из-за форс-мажорных обстоятельств: повреждение или разрушение оборудования, транспортных средств, запасов сырья и тому подобного или неудача при внедрении в производственный цикл новых технических средств и технологических действий.[6]
Куда более распространены торговые коммерческие риски, связанные с непосредственно торговыми операциями, и способные принимать такие конкретные формы, как задержка платежей одной из сторон сделки, отказ покупателя от покупки при предоставлении товара, банальное непоступление полностью или частично оплаченного товара и так далее.
У коммерческих рисков есть и собственно финансовая составляющая, отражающая вероятность потерь в результате коммерческих операций из-за снижения покупательной способности денег (инфляции) или не оправдавшими себя инвестиционными вложениями.[7]
Однако наиболее распространены среди коммерческих рисков риски, связанные с транспортировкой товаров, транспортные риски.
Чрезвычайные ситуации на транспорте настолько распространены и, к , даже прогнозируемы, существуют государственные и официальные классификации транспортных рисков.
риски делятся несколько групп и особыми положениями, права и обязанности из задействованных в сторон в той иной ситуации. [8]
В практике транспортные разделены на группы:
- E (товар на складах );
- F (оговаривается порядок в морских грузоперевозок);
- C ( берет на обязанности по товара, но берет на риски);
- D (продавец товар с возложением себя всех транспортных рисков). [9]
образом, были различные виды риска, с которыми столкнуться предприниматель, которого очень иметь ясную по наиболее рискам для его фирмы и для конкретного проекта.
Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска.[10]
1.2 Методы оценки коммерческого риска
Условно можно выделить следующие подходы к оценке рисков:
1) на основе расчета показателей, характеризующих последствия воздействия рисков;
2) на основе расчета показателей, характеризующих факторы воздействия риска;
3) за счет определения показателей, отражающих не только последствия, но и возможности проявления воздействия рисков;
4) при учете вероятности изменения его воздействия;
5) на основе построения моделей, сценариев развития событий при различных вариантах и условиях внешней и внутренней среды функционирования предприятия.[11]
Различают, как правило, качественные и количественные методы оценки риска.
Качественная оценка (анализ рисков) направлена на установление существования различных видов риска, определяющих их факторов и причин. Результатом качественной оценки является система рисков.[12]
Количественная оценка проводится на основе результатов качественной оценки рисков.
Процесс количественной оценки в определении вероятности риска и характера влияния на деятельности предприятия.
виды количественной риска могут классифицированы по признакам:
Первый к оценке рисков достаточно простым и . Он применяется в для оценки «» риска и заключается в значений показателей, влияние риска деятельность предприятия. [13]
правило, в качестве показателей, отображающих риска, рассматривается связанных с ним и прибыль. При воздействие риска в случаев связывают снижением эффективности .
Основной вариант и оценки риска данном подходе на вычислении между планируемой и величиной показателей.
подход основан на оценке действующего или будущего воздействия риска. При этом анализируются показатели, характеризующие факторы риска; это так называемый факторный анализ риска. [14]
Оценка показателей, характеризующих факторы воздействия риска, позволяет определить основные источники возникновения рисков, их значимость в сложившейся ситуации.
В качестве методов ситуационного анализа внутренних факторов риска применяется аудит, анализ хозяйственной деятельности и финансовый анализ.
Наряду с финансовыми коэффициентами для оценки финансовых рисков применяются также и другие показатели.
В частности, оценить уровень коммерческого риска с достаточной степенью достоверности представляется возможным с помощью таких показателей, как уровень дебиторской и кредиторской задолженности; объемы (индексы) реализации продукции; уровень потерь при транспортировке продукции; индексы цен на продукцию.[15]
В системе управления рисками для получения более обоснованного результата оценки риска применяются экономико-статистические методы. Данный подход, предложенный в модели Марковица, основан на характеристике распределения социально-экономических явлений с помощью закона нормального распределения. [16]
Экономико-статистический метод базируется на изучении статистики показателей, характеризующих воздействие риска с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения конкретного результата. [17]
Риск оценивается на основании математического ожидания, дисперсии, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации.
На основе подхода, предложенного Марковицем, были разработан и другие методы оценки рисков, например, метод VaR (Value at Risk - рисковая стоимость; стоимость под риском).
Сутью данного метода является четкий и однозначный ответ на вопрос, возникающий при проведении финансовых операций: какой максимальный убыток рискует понести инвестор за определенный период времени с заданной вероятностью. Рассчитанное значение VaR будет характеризовать то, что с заданной вероятностью изменение величины изучаемого актива при установленном объеме вложений не приведет к убыткам большим, чем величина VaR.[18]
Трудности, возникающие при создании и исследовании экономико-статистических моделей, привели к возникновению и развитию имитационных методов и моделей, позволяющих моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействующих систем и объектов.
Под имитационной моделью понимают вычислительную процедуру, формализовано описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. К таким методам и моделям относятся, например, модели, построенные на графах, метод Монте-Карло и другие. [19]
Главная цель имитирования - использование некоего устройства для имитации реальной системы, чтобы ее исследовать, понять ее свойства, характеристики. Например, метод Монте-Карло основан на применении имитационных моделей, позволяющих создать множество сценариев развития событий.
Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполность и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели. [20]