Файл: Теория государства и права..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тех случаях, когда определен­ные виды дисциплинарных проступков представляют собой значительную, не­посредственную и реальную опасность для жизни и здоровья людей, они могут за конодательно превращаться (транс­формироваться и квалифицироваться) в противоправные и общественно опасные и уголовно наказуемые деяния - пре­ступления. Например, если совершенное трудовое правонарушение в сфере правил должного соблюдения техники безопас­ности труда со стороны ответственного за их соблюдение лица причиняет здоровью людей тяжкий вред или профессиональ­ную болезнь, то оно уже образует соглас­но ст. 157 Ук РФ отдельный состав престу­пления, за совершение которого виновные правонарушители привлекаются к такому виду уголовного наказания, как двухлет­нее лишение их личной свободы.

Обычно совершение дисциплинар­ного правонарушения влечет за собой наложение дисциплинарного взыскания со стороны администрации соответствую­щего учреждения, предприятия или орга­низации, в которых трудится уличенный правонарушитель, либо он привлекается к дисциплинарному взысканию со стороны вышестоящего в порядке служебной под­чиненности органа. Предусмотренные зако­ном формы дисциплинарной ответственно­сти и мер взыскания представляются в виде замечания, выговора, строгого выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев, или смещения на низшую должность на тот же временной срок*. При систематическом совершении правонарушений, таких как прогулы, по­явление на работе в нетрезвом состоянии и т.п., возможно также последующее уволь­нение виновного правонарушителя. Все вопросы наложения дисциплинарных взы­сканий, равно как и порядок их законного обжалования и снятия, регулируются зако­нодательством о государственной службе, о труде, типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, специальными по­ложениями и соответствующими служеб­ными и дисциплинарными уставами.

В российском законодательстве дей­ствуют такие положения, в которых сразу предусматриваются похожие виды дис­циплинарного, административного или уголовно-правового наказания. Например, ст. 183 Ук РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» устанавливает: «собирание све­дений, составляющих коммерческую, на­логовую или банковскую тайну, путем по­хищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом нака­зывается взысканием денежного штрафа, либо исправительными работами, либо в уголовно-правовом порядке посредством лишения виновного лица свободы».


Подобно гражданскому правона­рушению (деликту), административному и дисциплинарному проступку, предус­мотренное уголовным законодательством преступление также является противоправ­ным, общественно опасным, виновным поступком тех или иных предусмотренных законом лиц, которые несут правовую от­ветственность и к которым применяются определенные санкции, соответствующие и соразмерные с совершенными ими проти­воправными деяниями. Тем не менее оче­видно, что в отличие от гражданско-право­вых правонарушений, административных, дисциплинарных и иных проступков пре­ступление связано с установленной зако­ном уголовно-правовой ответственностью, с существенно и качественно более стро­гими мерами правового воздействия на личность правонарушителя и наказанием, поскольку при совершении преступления нарушаются наиболее важные правоохра­няемые объекты, ценности и обществен­ные правоотношения, что неизбежно рас­шатывает установленный общественный и государственный правопорядок.

На фоне иных рассмотренных нами разных видов правонарушений можно за­ключить, что в правовом контексте всякое преступление представляет собой пре­жде всего противоправное, общественно опасное и виновное деяние, совершенное определенными законом правовыми субъ­ектами (вменяемыми и совершеннолетни­ми лицами, достигшими определенного возраста, либо являющимися по закону конкретными должностными лицами) в нарушение системы правоохраняемых уголовным законодательством объектов, правомерных ценностей и целей (жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества, прав и свобод людей, их безопасности, собственности, законной деятельности, со­циального мира и здоровой окружающей среды) и целостности социальных право­отношений, составляющих и образующих надлежащий общественный правопорядок.

Как видим, существенным и отличи­тельным моментом в верном определении понятия уголовно наказуемого престу­пления после противоправности является определенная степень общественной опас­ности, проявление свободной и злой воли в форме неправды, обмана, насилия или грубой неосторожности, от которых следу­ет избавить обезличенную, отчужденную или искаженную (деформированную) и расщепленную душу виновного правона­рушителя как предусмотренного законом субъекта совершенного вида преступле­ния, духовно и нравственно преобразить, исправить ее и восстановить в нем до­брую, свободную и ответственную волю и правомерное поведение посредством определенного духовно-психологического, мировоззренческого и образовательно­культурного воздействия на его личность в форме уголовного наказания в соответ­ствующих пенитенциарных учреждениях государства. В таком контексте понятие уголовного наказания производно от по­нятия преступления, равно как и должный вид, размеры и режимы исполнения бла­готворного для преступника и общества наказания. Именно поэтому сами катего­рии тяжести преступлений необходимо теоретически и научно обосновать и вы­водить из самого характера преступления и степени его потенциальной и реальной общественной опасности и его фактиче­ских последствий и размеров причинен­ного вреда или ущерба.


Между тем не всегда правомерно и целесообразно различать разные виды пра­вонарушений от преступления только в за­висимости от размера причиненного вреда. Представляется, что одной из основных при­чин такого превратного подхода к решению теоретического, научного, законодательного и практического определения видов престу­плений и размеров видов взысканий и нака­заний является прежде всего недостаточная определенность или полное отсутствие в из­вестных нам действующих уголовных зако­нодательствах четкого определения самого понятия преступления, либо его довольно поверхностное, бездуховное, примитивное, необоснованно узкое, сугубо «фарисейское, книжническое и законническое», позити­вистское понимание, в котором отсутствуют свойственные ему необходимые признаки противоправности и виновности обществен­но опасного деяния, что нередко является питательной почвой для законодательного, толковательного и правоприменительного произвола.

Все эти основные правомерные и це­лесообразные критерии научно-правового и законодательного определения системы соответствующих друг другу правонаруше­ний, преступлений, взысканий и наказаний должны в полной мере быть законодатель­но учтены при установлении отдельной нормы и все системы гражданско-право­вой, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности вместе с конкретными видами и размерами под­лежащих практическому применению вос­становительных, предупредительных или карательных санкций закона. Именно эти правомерные критерии верного определе­ния различных видов правонарушений и преступлений, а также взысканий и наказа­ний впоследствии должны определять вид, порядок и особенности процесса дознания, следствия и судопроизводства, применения тех или иных взысканий и исполнения со­ответствующих наказаний, включая поря­док, режим и сроки оставления виновного или осужденного лица в состоянии огра­ничения или лишения свободы и положе­ния его судимости на определенный срок. Есть надежда, что такой подход к решению указанных проблем в какой-то мере убе­режет законодателей, правоприменителей и судей от неосознанного или предумыш­ленного безответственного произвола, даст им определенные духовно-правовые осно­вания для правомерного узаконения, необ­ходимой и целесообразной криминализа­ции или декриминализации совершаемых правонарушений.

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод о том, что для верного раз­деления сфер действия разных отраслей права и законодательства (гражданского, трудового, административного, уголов­ного) необходимы также основательная теоретическая и научная разработка пра­вомерных и целесообразных критериев различения схожих по своим внешним признакам и составам (элементам) право­нарушений и преступлений, уточнение их характерных общих и особых признаков и элементов, а также правомерных целей, видов и размеров необходимого и доста­точного организационного и материаль­ного воздействия на правонарушителей и преступников посредством своевременно­го применения к ним справедливых и за­конных взысканий и личных (особенно уго­ловных) наказаний для предупреждения и пресечения подобных правонарушений и преступлений, законное установление и постоянное поддержание надлежащего устойчивого социального правопорядка.


Заключение

Правонарушение - это вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое нормами права предусмотрена юридическая ответственность. Правонарушение является юридическим фактом в виде неправомерного поступка, влекущим возникновение охранительного правоотношения между нарушителем и государством.

К признакам правонарушения относятся 1) вредность, 2) противоправность, 3) виновность, 4) реальность и 5) наказуемость. Эти признаки отличают правонарушение от нарушений иных социальных норм (морали, обычаев, религии, корпоративных норм).

Состав правонарушения представляет собой совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как правонарушение Состав правонарушения включает четыре составляющих: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Если хотя бы один из этих элементов будет отсутствовать, не будет и самого факта правонарушения.

В различных источниках в зависимости от разных критериев существуют разные классификации правонарушений.

по сферам общественных отношений:

-в экономической;

политической;

социально-бытовой;

-и других сферах;

по видам юридической деятельности:

правонарушения в правотворческой деятельности;

правонарушения в правоприменительной деятельности;

по формам вины:

умышленные;

неосторожные правонарушения;

по отраслям народного хозяйства:

-совершаемые в промышленности;

-на транспорте;

-в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что самая распространенная классификация в зависимости от степени их социальной опасности (вредности) правонарушения делятся на преступления и проступки.(административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения )

Правомерные и це­лесообразные критерии научно-правового и законодательного определения системы соответствующих друг другу правонаруше­ний, преступлений, взысканий и наказаний должны в полной мере быть законодатель­но учтены при установлении отдельной нормы и все системы гражданско-право­вой, административной, дисциплинарной или уголовной ответственности вместе с конкретными видами и размерами под­лежащих практическому применению вос­становительных, предупредительных или карательных санкций закона. Именно эти правомерные критерии верного определе­ния различных видов правонарушений и преступлений, а также взысканий и наказа­ний впоследствии должны определять вид, порядок и особенности процесса дознания, следствия и судопроизводства, применения тех или иных взысканий и исполнения со­ответствующих наказаний, включая поря­док, режим и сроки оставления виновного или осужденного лица в состоянии огра­ничения или лишения свободы и положе­ния его судимости на определенный срок. Есть надежда, что такой подход к решению указанных проблем в какой-то мере убе­режет законодателей, правоприменителей и судей от неосознанного или предумыш­ленного безответственного произвола, даст им определенные духовно-правовые осно­вания для правомерного узаконения, необ­ходимой и целесообразной криминализа­ции или декриминализации совершаемых правонарушений.


Исходя из изложенного выше можно сделать вывод о том, что для верного раз­деления сфер действия разных отраслей права и законодательства (гражданского, трудового, административного, уголов­ного) необходимы также основательная теоретическая и научная разработка пра­вомерных и целесообразных критериев различения схожих по своим внешним признакам и составам (элементам) право­нарушений и преступлений, уточнение их характерных общих и особых признаков и элементов, а также правомерных целей, видов и размеров необходимого и доста­точного организационного и материаль­ного воздействия на правонарушителей и преступников посредством своевременно­го применения к ним справедливых и за­конных взысканий и личных (особенно уго­ловных) наказаний для предупреждения и пресечения подобных правонарушений и преступлений, законное установление и постоянное поддержание надлежащего устойчивого социального правопорядка.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗм(ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)// Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018)//Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ(ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018) //Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016)//Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  7. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019)//Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019)// "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) //Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
  10. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) //Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3