Файл: Государственная социальная помощь (Система социальной помощи населения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с пенсиями по старости и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной помощи 2018 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов:

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной помощи. В 2018 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация социальных служб, Пенсионный фонд и др.

Проблемам организации системы социальной помощи населения, преобразованиям и реформированию социальной сферы в стране посвящены работы Бурджалова Ф.Э., Когута А.Е., Коренченко Р.А., Лабейкина АА., Лебедева О.Т., Нестеренко А., Олимских Н.Н., Пузыни К.Ф., Ройка В.Д., Фоминой В.П. и других авторов.


Объектом исследования выступает деятельность органов государственной власти.

Предметом исследования работы является социальная защита населения.

Цель данной работы провести анализ деятельности органов государственной власти по социальной защите населения.

Достижение поставленной цели предусматривается путем решения следующих задач:

  1. Раскрыть понятие, принципы и функции социальной помощи населения.

2. Проанализировать деятельности органов государственной власти по социальной защите населения.

3. Выявить недостатки и предложить основные пути совершенствования системы деятельности органов государственной власти по социальной защите населения.

Глава 1. Система социальной помощи населения в России 

1.1. Структура, цели и задачи институтов социальной помощи

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Поэтому в статье 7 закреплены основные направления политики Российской Федерации, которые заключаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части 2 той же статьи перечислены обязанности Российской Федерации как социального государства:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, инвалидов, пожилых людей, семьи и детства;
  • развитие систем социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной помощи.

Согласно определению, данному в Социальной энциклопедии, «социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей». Таким образом, именно человек является целью, предметом и субъектом социальной политики государства, то есть ее центральной фигурой.

«Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни» [9].


Современный этап развития социальной помощи населения характеризуется довольно быстрым совершенствованием методологии и методики социальной помощи граждан Российской Федерации.

«Методология социальной помощи – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие».

«Методика социальной помощи – это совокупность средств применения общих теоретических и методологических принципов к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого объекта или ситуации» [2, с. 56].

На современном этапе развития система социальной помощи населения включает в себя:

«Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

Выделяют четыре функции социального обеспечения:

Экономическая – оказание материальной поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поддержка развития каких-либо отраслей народного хозяйства или общественного производства в целом и т.д.

Демографическая – стимулирование роста числа населения страны, роста продолжительности жизни и т.д.

Политическая – сближение социального уровня разных слоев населения; обеспечение достойной жизни каждому гражданину; стабилизация общественных отношений в сфере социальной помощи населения.

Социально-реабилитационная – удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан, которое выражается в создании определенных условий, способствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех людей.

По мнению К.Н. Гусловой, социальная защита выполняет еще одну функцию – защитную. «Прежде всего, именно эту задачу ставят перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения» [3].

«Социальное страхование – это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов».


Существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное социальное страхование представляет собой разновидность государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются с помощью целевых внебюджетных (общественных или государственных) фондов по принципу неполного самофинансирования. При нехватке средств в данных фондах государство оказывает им финансовую помощь за счет государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование бывает двух видов: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование.

На обязательное общее страхование имеют право все люди, работающие по контракту или трудовому договору, а обязательное профессиональное только на тех людей, чья трудовая деятельность которых связана с повышенным травматизмом, неблагоприятными либо особо опасными труда [10].

Добровольное медицинское страхование не имеет бюджетной поддержки государства и основано на доброй воле работодателя или самого человека.

Социальная помощь (поддержка). Является одним из важных элементов социальной помощи населения. Государственная социальная помощь может быть выражена:

  • в денежных выплатах (компенсации, денежные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • в предоставлении натуральной помощи (обувь, одежда, лекарства, продукты питания и т.д.) [6].

Одной из наиболее важных составляющих социальной помощи населения считается институт органов социальной работы, основной целью деятельности которого является проведение такой политики государства, которая направлена на установление прочной связи между различными уровнями организационной системы. Также органы социальной работы занимаются формированием социальных отношений в обществе, обеспечением людей потенциальными жизненными благами и т.д.

Органы социальной работы функционируют на четырех уровнях:

Федеральный или республиканский уровень. На данном уровне органы социальной работы выполняют следующие функции:

  1. Социальная помощь семье и детям.
  2. Разработка социальных нормативов.
  3. Медико-социальная экспертиза.
  4. Социальное обслуживание.
  5. Организация обеспечения пособиями.
  6. Организация пенсионного обеспечения и другие.

Региональный или местный уровень. Функции социальной работы на этом уровне включают в себя:

  1. Решение экономических проблем.
  2. Создание разнообразных фондов социальной помощи.
  3. Плановая и финансово-экономическая деятельность и т.д.
  4. Уровень трудового коллектива. На данном уровне выполняются следующие функции:
  5. Социальная.
  6. Воспитательная.
  7. Политическая и т.д.

Уровень благотворительных негосударственных общественных организаций выполняет следующие функции:

  1. Правовая помощь социально нуждающимся людям.
  2. Социальная реабилитация инвалидов.
  3. Социально-медицинская помощь престарелым гражданам и другие [9].
  4. Социальная защита населения в Российской Федерации ведется по четырем основным направлениям:

Социальная защита детей, детства и отрочества. Она направлена на создание условий для лучшего развития и воспитания детей, на сохранение их физического, психического и психологического здоровья, на гармоничное духовное развитие и т.д. Данное направление базируется на Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятом 24 июля 1998 года. В данном Федеральном законе даются определения ребенка, социальной адаптации и реабилитации детей и т.д. Также в нем закреплены основные цели и принципы государственной политики в интересах детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» устанавливает «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка» [7].

Социальная защита детей и подростков имеет множество направлений, которые затрагивают все сферы их жизни, но главенствует в данных направлениях все же работа с детьми и подростками, которые имеют какую-либо степень социальной дезадаптации, девиантное поведение, больны наркоманией и т.д.

Социальная защита трудоспособного населения. Данное направление социальной помощи предусматривает создание таких условий, чтобы трудящийся был уверен в завтрашнем дне и в том, что государство окажет необходимую поддержку в случае его болезни, потери работы и т.д.

В правовом аспекте социальная защита трудоспособного населения базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и других законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Социальная защита нетрудоспособных граждан. Это направление занимается защитой прав и интересов, инвалидов, граждан пожилого возраста. Оно нацелено на гуманизацию всех сфер жизни данной части населения, на их активное участие в социальной жизни общества, на предоставление им возможностей пользоваться всеми благами и т.д.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов основана на деятельности по удовлетворению их потребностей. То есть заключается в предоставлении такого вида услуг, как: