Файл: Специфика проблемных уроков в начальной школе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с заданиями, обеспечивающими сравнение, выбор и поиск наиболее рационального решения, правомерны задания, направленные на упорядочивание мыслительных действий, приучение учащихся к выполнению их в строгой последовательности, соблюдение которой обеспечивает получение правильных результатов, те. пользование алгоритмами или самостоятельное их составление. [14]

Формирование алгоритмического мышления учащихся происходит не только на уроках химии, физики, иностранного языка, но и на уроках русского языка. Например, при обсуждении орфограмм в 5 классе совместно с детьми составляется алгоритм её объяснения: 1) указывается часть речи; 2) объясняется, как пишется слово (в какой части слова); 3) объясняется, почему так пишется (например, дома - это существительное, в корне - дом - пишется безударная гласная о, проверяемая ударением, проверочное слово - дом). Устное объяснение сопровождается графическим обозначением. Данный алгоритм объяснения орфограммы с образцом обозначения (объяснения) орфограмм в различных морфемах записывается в справочник ученика. Совместно с детьми составляется алгоритмы (способы действия): по определению спряжения глаголов, при выборе написания - тъся, - тся в глаголах, при определении и - е в падежных окончаниях существительных и др. [1.C.65]

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика). [14]

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а в системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделировании умственных процессов.


Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей. Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний - как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения. [21.C.6]

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения (см. Приложение).

Как реализовать принцип проблемности на уроках литературы? И.Я. Лернер писал: «... проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения...Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал».

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности. [14]

На заключительных уроках по повести А.С. Пушкина ребята получают задания по учебнику: «Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа «Капитанская дочка»? Данное проблемное задание соответствует интеллектуальным возможностям учащихся, вызывает интерес, а значит, потребность решить ситуацию. Для разрешения проблемной ситуации необходимо развернуть диалог, побуждающий учеников к осознанию противоречия. [1.C.7]

Учащимся можно предложить проблемные домашние задания. Давайте представим, что государыня не поверила Марье Ивановне и что Петра Гринёва ждет суд. Кто будет свидетельствовать из героев против него, кто встанет на его защиту? В чем будут его обвинять, что будет являться смягчающими обстоятельствами?


Сложное проблемное задание для старшеклассников: учащимся даются стихотворные строки, они должны определить, какая строфа взята из стихотворения А. Блока? Что стало подсказкой? По каким «опознавательным»

признакам можно узнать стихи Н. Гумилева, А. Ахматовой, И. Бунина, С. Есенина?

Проблемное задание на первом уроке знакомства с биографией и творчеством писателя, например, русской литературы XIX века: перед вами высказывания о писателе (на доске записаны или размножены на листочках), попробуйте определить, какие характерные черты художественного метода писателя, особенности личности и творчества они отражают?

Перед изучением сказочной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» создаётся проблемная ситуация:

- Ребята, после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкин получил в подарок портрет ... с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Как вы думаете, кто бы это мог быть сделать? И продолжаю: «Одним из первых читателей поэмы стал Василий Андреевич Жуковский, считавшийся в то время лучшим поэтом. Поэма настолько восхитила его, что он прислал А. Пушкину в подарок портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». [14]

Итак, проблемное обучение - это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. [21.C.8]

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Выводы:

Краткое рассмотрение сущности и особенностей проблемного обучения показывает, что оно при правильной его организации действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т. д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения).


Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств, правильности выбираемого решения, аргументации); способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Проблемное обучение - одно из средств более полкой реализации дидактического принципа активности и сознательности обучения. Важно подчеркнуть, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать пути решения, является одним из средств формирования диалектического мышления.

Глава 2. Практические аспекты применения проблемного обучения в начальной школе

2.1 Реализация проблемного обучения младших школьников на уроке

На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование метода проблемного обучения при изучении любого предмета в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Для подтверждения или опровержения этого вывода лучше всего использовать метод наблюдения. Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.

Задачами наблюдения будет:

- описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;

- описание познавательной деятельности учащихся на основе показателей активности учащихся в учебной деятельности;


- установление причинно – следственных связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (выбор метода).

Таблица 2.1. – Пример сводной таблицы

Условия: выбор метода

Метод проблемного обучения

Объяснительно – иллюстративный метод

Тема урока

Поднимают руку

Внимательно слушают

Тщательно выполняют задание

Задают вопросы

Самостоятельно выполняют работу

Всего

Каждое проявление фиксируется как 1 балл.

Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу. На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения.

2.2 Результаты наблюдения за активностью познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 3 классе

Исследование проводилось в 3 классе, на уроке по математике. Проанализировав содержание учебного материала по математике в 3 классе, мы разработали серию уроков с использованием объяснительно – иллюстративного и проблемного методов изложения материала. Провели многократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках. Результаты мы заносили в протокол.
По полученным результатам видно, что активность познавательной деятельности выше на уроках, где использовался метод проблемного обучение. Значит, использование метода проблемного обучения при изучении математике в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.