Файл: Проблемы управления человеческими ресурсами в организации.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента человеческих
1.1 Сущность системы менеджмента человеческих ресурсов
1.2 Проблемы управления человеческими ресурсами в организации
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия
2.3 Анализ системы управления человеческими ресурсами
Введение
Менеджмент человеческих ресурсов – ключевой момент в системе управления организацией. Но в тоже время одна из самых сложных и быстроизменяющихся подсистем, вследствие того, что объектом управления являются люди.
Для того чтобы не снижалась на рынке эффективная работа бизнеса организации, требуется не только высокая заработная плата и хорошие условия труда, но и возможность удовлетворить потребности кадров в саморазвитии, реализации, повышении квалификации.
Развитие и повышение бизнес-культуры также необходимо. Важно привлекать сотрудников в процесс корпоративных изменений, мотивировать его на реализацию идей, обеспечивать прозрачность результатов, показывающих вклад каждого сотрудника в успешное развитие компании. Этими факторами обусловлена актуальность данной работы.
Объект исследования – деятельность организации ООО «Багет Н».
Предмет исследования – менеджмент человеческих ресурсов организации.
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента человеческих ресурсов организации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов организации;
- провести анализ системы менеджмента человеческих ресурсов организации;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами организации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом и менеджмента, в частности можно выделить следующих из них: Данькова Е.В., Капустин В.Б., Егоршин А.П., Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Коэн А.Р., Исаенко А.Н., Лисовский А., Дафт Р.Л. и другие.
Значительное количество публикаций по вопросам управления человеческими ресурсами появилось на базе высших учебных заведений, в частности можно выделить следующих авторов: Когдин А.А., Сорочайкин И.А., Крулькевич М.И., Сынкова К.В., Лукьянова А.А. и другие.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента человеческих
ресурсов
1.1 Сущность системы менеджмента человеческих ресурсов
организации
Менеджмент человеческих ресурсов можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.
Можно выделит следующие его основные характеристики:
- удовлетворяет потребность в стратегическом подходе к управлению человеческими ресурсами, что позволяет привести в соответствие между собой предприятие и его стратегию;
- применение всестороннего и логически последовательного подхода к обеспечению взаимной поддержки теоретических методик и практики трудовой занятости;
- работники рассматриваются как актив или человеческий капитал благодаря тому, что обеспечивается возможность обучения и развития;
- человеческие ресурсы рассматриваются в качестве источника конкурентного преимущества;
- подход к отношению с работниками является унитарным, т.е. считается, что работники разделят интересы работодателя, даже если они не будут совпадать с их собственными;
- осуществление и выработка системы управления человеческими ресурсами - это задача руководителей подразделений[1].
Основной целью менеджмента человеческих ресурсов является обеспечение достижения успеха организации с помощью людей.
Система управления человеческими ресурсами в последние годы развивается как обобщающая область исследований, объединяющих актуальные элементы кадрового менеджмента, организационного поведения и трудовых отношений. В ее основе лежат концепции и теории большого диапазона взглядов, представленных в комплексе родственных наук и дисциплин, включая экономику, право, психологию, социологию, социальную психологию.
Итак, менеджмент человеческих ресурсов определяется как способы принятия управленческих решений, основывающихся на использовании отношений между организацией и сотрудниками. Количество литературных источников по этой теме растет во всем мире, и большинством из них признано, что управление человеческими ресурсами по ряду базовых элементов отличается от ранее рассматриваемых кадровых проблем, а в организации - от деятельности служб по персоналу[2].
Прежде всего, эта область изучения рассматривается в тесной связи с новыми стратегиями, особенно стратегиями крупных общественных и частных организаций. И она включает весь управленческий персонал, в частности, генеральных и исполнительных директоров[3].
Важность развития системы управления человеческими ресурсами можно объяснить следующими показателями:
- непосредственное влияние на капитализацию (стоимость) компании из-за роста доли нематериальных активов (бренд, интеллектуальный потенциал сотрудников, кадровая политика) в общей сумме активов организации;
- управление человеческими ресурсами - это один из факторов, обеспечивающих лидерство в конкурентной борьбе, поскольку выдвигается в число важнейших конкурентных преимуществ организации, становится гарантией ее успеха и выживаемости в условиях усиления конкуренции;
- по оценкам некоторых специалистов, именно управление человеческими ресурсами позволяет компаниям переходить из числа хороших, успешно работающих, в число лидирующих в определенном сегменте рынка[4].
Итак, управление человеческими ресурсами выполняет следующие функции:
- набор и отбор персонала;
- адаптация;
- оценка персонала;
- обучение и развитие персонала;
- планирование карьеры;
- организация системы компенсаций и пособий;
- обеспечение безопасности;
- регулирование трудовых отношений;
- стратегическое планирование;
- анализ, проектирование рабочих процессов.
На управление человеческими ресурсами оказывают влияние такие важнейшие характеристики окружающей среды, как обеспеченность ресурсами, ее динамичность и сложность.
В России имеются свои особенности управления человеческими ресурсами.
Во-первых, практика принятия кадровых решений, которая характеризуется отсутствием формализованной процедуры принятия кадровых решений на альтернативной основе (нечеткая постановка целей и задач, размытые критерии принятия решений, отсутствие взвешенного анализа различных альтернатив). Исключительно велика роль руководителя в принятии кадровых решений. Во
многих случаях не проводится оценка эффективности принимаемых решений [5].
Во вторых, стратегическое планирование - миссия организации зачастую не осмыслена, отсутствует четкая стратегия и кадровая политика, нет увязки ее с целями и задачами организации в целом.
Еще одной особенностью является отношения к занятости, т.е. ориентация на долговременную занятость, заключение бессрочных трудовых договоров, низкая трудовая мобильность.
Так же политика в области набора и отбора кадров часто не формализована. В большинстве случаев решение принимается на основе личного расположения и интуиции непосредственного руководителя. В большинстве организаций четко не установлены формализованные принципы и политика заполнения освободившихся вакансий[6].
Еще одной отличительной чертой является то, что оценка и стимулирование работы персонала во многих случаях построены на результатах работы коллектива, так как на протяжении длительного времени преобладали уравнительные тенденции в оплате труда[7].
Таким образом, процесс управления человеческими ресурсами является ключевой составляющей алгоритма администрирования деятельности предприятия в целом наравне с управлением финансовыми ресурсами, конечной продукцией и рынками сбыта.
Место системы управления человеческими ресурсами организации в общей системе управления согласуется со стратегией ведения бизнеса и зависит от долгосрочных и краткосрочных целей собственников. Кроме того, на систему управления человеческими ресурсами влияет уровень развития экономики, социальные и политические течения в обществе.
1.2 Проблемы управления человеческими ресурсами в организации
Существует два вида управления человеческими ресурсами: стратегическое и оперативное.
То есть налаживание необходимой человеческой производимости, которая максимально полно соответствует претензиям, которые предъявляются к качеству работы на отдельно взятом рабочем месте, к формированию должных условий социального, экономического и производственного плана, при которых становится возможным максимальное использование рабочей силы.
В процессе использования рабочей силы происходит последующее развитие способностей человека. Руководство, набирающее персонал создает трудовой потенциал предприятия, определенную структуру коллектива. Каждый сотрудник обладает потенциалом и стремлением реализовать собственные возможности, интересы и нужды. С течением времени трудовой потенциал сотрудника и организации меняется. Этому способствует использование нано технологий, усовершенствованной техники, сокращение рабочих мест, повышение уровня условий труда и многие другие факторы[8].
Трудовой потенциал организации - комплекс условий, который обеспечивает воплощение в жизнь трудового потенциала трудящегося, и состоит из кадровых, профессиональных, квалификационных и организационных компонентов. Кадровая составляющая заключается в квалификационном и образовательном потенциале работников. Прогрессирование и улучшение данной составляющей протекает под воздействием повышения уровня рабочей силы в образовательном, профессиональном, культурном и техническом плане[9].
Профессиональное звено трудового потенциала работников складывается из изменений в характере труда, его содержании под воздействием НТП, способствующего образованию новых и исчезновению устаревших профессий. Данная составляющая представляет собой систему определенных требований к коллективу организации. Квалификационную составляющую можно определить как качественные изменения в трудовом потенциале, отражающие в большинстве своем изменения непосредственно в личности работника и в повышении его квалификации.
Организационная часть состоит из эффективного использования трудового потенциала каждого сотрудника и всего коллектива в целом. Основным путем организации человеческих ресурсов в организации считается отбор кадров. Его можно считать главной функцией управления, поскольку не иначе как работники являются гарантом эффективного использования ресурсов, которые находятся в распоряжении компании[10].
От степени эффективности работы по отбору персонала зависит очень многое, например то, насколько качественными будут человеческие ресурсы и какой именно вклад они сделают, чтобы достигнуть целей организации, а также квалитативность выпускаемой продукции и предлагаемых услуг.
Для осуществления подбора рабочего персонала, компании предстоит решить несколько задач. Таких, как:
- определение надобности в персонале, учитывая главенствующие цели предприятия;
- получение точной информации о предъявлении требований к работнику вакантной должностью;
- четко определить квалификационные требования, для надлежащего осуществления рабочей деятельности;
- выявление требуемых личностных и деловых качеств, которые необходимы для продуктивного выполнения требуемой работы, рассматриваемые как критерии при оценке потенциальных работников;
- обеспечение оптимальными условиями при адаптации работников, только заступивших на пост в коллективе предприятия:
- поиска способов привлечения необходимых и сокращения излишних работников, с целью избежать значительных социальных затрат[11].