Файл: Характеристика деятельности Федерального казначейства.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Федеральное казначейство РФ: характеристика и деятельность в сфере государственных финансов
1.1 Федеральное Казначейство как орган финансового контроля
1.2 Характеристика деятельности Федерального казначейства
2.Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами
2.1.Роль Федерального казначейства РФ в бюджетном процессе
2.2. Роль Федерального казначейства РФ в управлении финансами государства
- исполнение бюджета;
- осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, которые находятся в ведении Правительства;
- распоряжение средствами, находящихся на соответствующих счетах в банках[42].
Таким образом, можно сказать, что казначейская система исполнения
бюджетов - одно из важнейших направлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета определен развитием рыночных процессов в российской экономике,
сопровождавшихся образованием коммерческих банков.
Центральный банк, сконцентрировав усилия на денежно-кредитного обращения, существенно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах отошли от контроля над использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.
В целях улучшения системы бюджетных платежей Казначейству необходимо улучшить процедуры доведения бюджетных сведений от главных распорядителей вплоть до получателей бюджетных средств, улучшать операционную работу в органах Казначейства России, уменьшить сроки проведения клиентских операций. Кроме того, необходимо решить проблемы развития системы управления средствами на едином счете федерального бюджета, минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, оптимизации механизмов уплаты платежей физических лиц в пользу публично-правовых образований.
2.2. Роль Федерального казначейства РФ в управлении финансами государства
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в ЦБ РФ и его учреждениях[43]. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определённых на конкурсной основе. Подобные банки называются уполномоченными (Сбербанк РФ)[44]. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счёта.
Успешное развитие страны во многом зависит от оперативности доступа к достоверной информации о состоянии государственных финансовых ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Правительство должно иметь актуальную отчетность об объемах поступивших доходов, объеме и целевом характере осуществления расходов. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступают органы Федерального казначейства. Консолидированная и обработанная Казначейством информация позволяет Правительству РФ эффективно оценивать работу органов государственного управления и получать четкое представление об экономических последствиях проводимой бюджетной политики. Таким образом, именно от деятельности казначейских органов зависит своевременное и полное получение информации, необходимой Правительству РФ для принятия соответствующих управленческих решений.
Процесс организации исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов. Выбор наиболее целесообразной модели организации системы исполнения бюджета государства зависит от ряда факторов[45]. На ее формирование влияют принципы бюджетирования и управления, технические системы и потребности в контроле. Одновременно это означает, что система исполнения не является статичной. Она должна все время развиваться и приспосабливаться к реформам государственного управления в целом[46].
Исполнение бюджета - это процесс, в ходе которого осуществляется реализация утвержденного бюджета. Когда бюджет утверждается законодателем, он представляет собой просто набор документов, наполненных цифрами. Указанные документы, разумеется, являются законами, но в отсутствие эффективной системы исполнения бюджета они вряд ли представляют собой нечто большее, чем выражение пожеланий правительства. Хорошее исполнение бюджета обеспечивает гладкую и эффективную реализацию хорошо проработанного бюджета, в то время как плохое исполнение бюджета может подорвать или даже разрушить хороший бюджет.
Существует симбиотическая связь между формированием бюджета и исполнением бюджета. Если формирование бюджета основано на нереалистичных цифрах или игнорирует макроэкономические реалии, то такой бюджет провалится независимо от того, насколько хорошими могут оказаться прочие элементы процесса[47].
Однако даже реалистичный бюджет в значительной мере опирается на систему исполнения бюджета, чтобы обеспечить такую реализацию, какую правительство имело в виду при составлении бюджета. Это означает, что система должна включать в себя механизмы, которые позволили бы ей справляться с непредвиденными обстоятельствами в течение текущего бюджетного года[48]. Более того, система должна обеспечить наличие достаточных средств в любой момент времени, когда в них возникает необходимость, обеспечить, чтобы платежи осуществлялись правильным получателям и в срок, и чтобы затраты на функционирование системы исполнения бюджета сводились к минимуму.
Для того чтобы государственный сектор функционировал надлежащим образом, формирование и исполнение бюджета должны быть эффективными и целесообразными. Бюджет должен быть представлен в виде бюджетных назначений для министерств, распределенных в рамках бюджетного года так, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности отраслевого министерства[49]. Подобное распределение средств должно быть профинансировано для обеспечения гладкого осуществления операций правительства.
В России существует прямая зависимость между бюджетной устойчивостью и внешней конъюнктурой на сырьевых рынках. Один из вариантов решения этой проблемы заключается в повышении качества кассового обслуживания и мониторинга исполнения бюджетов бюджетной системы, в особенности федерального бюджета. В этой связи роль федерального казначейства возрастает, ведь именно этот федеральный орган исполнительной власти отвечает за решение этих задач.
Несмотря на то, что казначейская система существует в России на
протяжении долгих лет, проблемы, возникающие в ходе исполнения государственного бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными. Для эффективной реализации своих функций Казначейству необходимо формирование целостности исполнения бюджета и проработка теоретических и методологических вопросов самого механизма[50].
Федеральное Казначейство является участником государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Целью данной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка[51].
Управление финансами осуществляется Казначейством России путем прогнозирования и кассового планирования средств на едином казначейском счёте, а также эффективного и грамотного управления остатками средств на едином счёте федерального бюджета.
Федеральное казначейство обеспечивает своевременное исполнение
бюджетных обязательств в условиях минимизации остатка средств на едином
казначейском счёте за счёт эффективного управления его ликвидностью.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами Российской Федерации также заключается и в моделировании и прогнозировании движения денежных кассовых потоков средств бюджета, что позволяет осуществлять расчеты остатков средств федерального бюджета[52].
Кроме того, при помощи мониторинга остатков средств, возможно, рассчитать избыток денежных средств по отношению к финансовым обязательствам.
Процессы кассового планирования протекают при постоянном мониторинге оперативной информации о текущем исполнении федерального бюджета Российской Федерации. А это, в свою очередь, отражается в плане исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год[53].
Федеральное Казначейство также управляет остатками средств на едином счете федерального бюджета. Управление достигается путем обеспечения необходимого минимального уровня финансов на едином счете федерального бюджета и получения дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств[54].
Федеральное Казначейство может проводить дополнительные операции по управлению временно свободными остатками денежных средств на следующие мероприятия и операции:
1. Размещение средств бюджета на банковских депозитах в иностранной
и отечественной валюте;
2. Покупка ценных бумаг по договорам РЕПО;
3. Предоставление кредитов на пополнение остатков средств на счетах
местных бюджетов.
Средства федерального бюджета размещаются на банковских депозитах
на срок до 35 дней. Необходимо отметить, что работа Федерального казначейства по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах
способствует поддержанию уровня ликвидности банковской системы России[55].
Несмотря на то, что случаев невозврата размещенных средств на банковские депозиты не было, Федеральное казначейство осуществляет хеджирование возможных рисков и расширяет финансовый инструментарий. В связи с этим, Федеральное казначейство совместно с Банком России и НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» в декабре 2016 г. провело апробацию нового финансового инструмента покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО, основным методом которого является проведение ежедневных операций покупки (продажи) ценных бумаг в режиме «overnight»[56].
Еще одно направление по управлению временно свободными остатками средств федерального бюджета связано с предоставлением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах региональных и местных бюджетов. Реализация данного механизма позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет краткосрочных (5-30 дней) бюджетных кредитов не допускать возникновение кассовых разрывов, а также учитывая льготную процентную ставку (0,1%), сократить уровень долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты в части замещения коммерческих кредитов на бюджетные кредиты[57].
При этом нерешенными остаются проблемы планирования денежного обращения в стране и повышенных рисков при размещении временно свободных средств. Данные проблемы объясняются сложными условиями, в которых
находится экономика России.
Изменение курса национальной валюты привело к резкой инфляции, что делает более затруднительным планирование денежного обращения. А сложная геополитическая обстановка и экономические санкции повышают риски при размещении временно свободных средств на внешних рынках и при размещении их на банковских депозитах в иностранной валюте[58].
Данные проблемы могут быть решены только лишь при грамотном и эффективном управлении средствами бюджетов бюджетной системы РФ, особенно на федеральном уровне. Этим занимаются множество финансовых органов, однако роль федерального казначейства при решении вышеперечисленных проблем особенно велика.
Таким образом, на каждом из этапов проводимой бюджетной реформы в
Федеральное Казначейство играет важную роль. Казначейство России обеспечивает исполнение Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, федеральных законов: по важнейшим вопросам реализации стратегии бюджетной политики государства, долгосрочных государственных программ, повышения эффективности управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований, обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов.
Следует отметить, что в 2020 г. приоритетным для Федерального казначейства являются:
1.Усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств: обеспечение сохранности средств, выделенных из бюджета; обеспечение целевого использования средств, выделенных из бюджета; повышение эффективности использования средств, выделенных из бюджета и направление их в реальный сектор экономики; сокращение объема дебиторской задолженности; повышение ликвидности единого казначейского счета.
2.Выполнение новых задач и функций в условиях оптимизации бюджетных расходов: модернизация функциональных процессов и ИТ-организации Федерального казначейства; возможность выполнения новых задач за счет перераспределения функционала и изменения организационно-штатной структуры; расширение линейки сервисов и услуг для клиентов всех уровней публично правовых образований; сокращение количества функций, выполняемых клиентами, за счет внедрения ГИИС «Электронный бюджет»[59].
Основные показатели деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере в 2018-2019 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере в 2018-2019 гг.
№ |
Показатель |
2019 г. |
2018 г. |
---|---|---|---|
1 |
Количество проверок, ревизий, обследований, в т.ч.: |
5636 |
7041 |
1.1 |
плановых контрольных мероприятий |
4857 |
4749 |
1.2 |
внеплановых контрольных мероприятий |
735 |
2292 |
2 |
Количество проведенных выездных проверок и (или) ревизий |
5448 |
5505 |
3 |
Количество проведенных камеральных проверок (единиц) |
144 |
998 |
4 |
Количество проведенных обследований (единиц) |
44 |
538 |
5 |
Количество контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения (единиц) |
4131 |
4601 |
6 |
Объем проверенных средств (млрд руб.) |
6714,9 |
7324,8 |
7 |
Выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму (млрд руб.) |
2041,2 |
2387,9 |
8 |
Направленно представлений и предписаний по результатам контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере (единиц): |
3598 |
4181 |
8.1 |
представлений |
2840 |
3158 |
8.2 |
предписаний |
758 |
1023 |
9 |
Сумма средств, возмещенных в федеральный бюджет (по средствам федерального бюджета и средствам, полученным из федерального бюджета) по уведомлениям, предписаниям и представлениям в досудебном порядке, а также в добровольном порядке по результатам проведенных контрольных мероприятий (млрд руб.) |
7,8 |
13,7 |
10 |
Количество направленных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения по результатам внутреннего государственного финансового контроля (единиц) |
77 |
552 |
11 |
Передано информации и материалов ревизий и проверок органам прокуратуры и иным правоохранительным органам (единиц) |
3733 |
3805 |
12 |
Возбуждено уголовных дел правоохранительными органами |
33 |
31 |
13 |
Составлено протоколов об административных правонарушениях, из них: |
4055 |
4071 |
13.1 |
вынесено постановлений о назначении административного штрафа |
2515 |
2268 |