Файл: Федеральное Казначейство как орган финансового контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 2045

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная бюджетная политика и ведущая составляющая единой системы государственного финансового контроля реализуется основным инструментом – Казначейством Российской Федерации. При этом учитывается значимость задач, которые решаются Казначейством при обеспечении
экономической безопасности Российской Федерации.

Федеральное казначейство России занимает важное место в государственном управлении финансами. Следует отметить, что, являясь важным участником бюджетного процесса, Федеральное казначейство обеспечивает исполнение федерального бюджета и осуществляет контрольную деятельность в отношении федеральных средств, поэтому эффективное осуществлением им своих функции имеет особую значимость.

Федеральное казначейство обеспечивает кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех субъектов России, государственных внебюджетных фондов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, из федерального бюджета направляет денежные средства на предоставление бюджетных кредитов субъектам и муниципальным образованиям РФ, вводит казначейское сопровождение средств бюджета. Работает Единая информационная система в сфере закупок, предназначенная для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров и направленная на повышение прозрачности в сфере закупок.

В настоящее время Казначейство России представляет собой высокотехнологичную платежную, контрольную и информационную систему в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами очень велика, что обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель работы – исследование роли Федерального казначейства РФ в управлении движением государственных финансов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть Федеральное Казначейство как орган финансового контроля;

2.Охарактеризовать деятельность Федерального казначейства;

3.Исследовать роль Федерального казначейства РФ в бюджетном процессе;

4. Выявить роль Федерального казначейства РФ в управлении финансами государства.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе курсовой работы исследованы характеристика и деятельность Федерального казначейства Российской Федерации в сфере государственных финансов.


Во второй главе курсовой работы охарактеризована роль Федерального казначейства Российской Федерации в управлении государственными финансами.

В курсовой работе использованы исследования таких авторов, как Алехин Б.И., Бабич А.М., Буркалева Е.А., Вихлянцева Н.В., Гагарина В.С., Кустова К.С., Милова Л.Н., Мустафаева Р.А., Назиров Ф.Д., Палюх А.И., Петракова А.А., Сазонов С.П., Севек Р.М., Сергиенко Н.С., Шефрукова С.Т., Шмелева А.В. и др.

1.Федеральное казначейство РФ: характеристика и деятельность в сфере государственных финансов

1.1 Федеральное Казначейство как орган финансового контроля

Согласно Положению «О Федеральном казначействе», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 Федеральное казначейство (казначейство России) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»[1].

Казначейство России находится в ведении Министерства финансов РФ[2].

Задачами Федерального Казначейства являются:

- обеспечение прозрачности и открытости информации о своей деятельности;

- обеспечение соответствия процедур представления информации в сфере управления государственными и муниципальными финансами стандартам лучшей международной практики в сфере открытости государственных финансов;

- повышение уровня информационной открытости в части бюджетных данных[3].

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком (ЦБ РФ), общественными объединениями и иными организациями[4].


Казначейство России представляет собой динамично развивающуюся, надежную и передовую казначейскую систему.

Миссия Федерального казначейства: служить государству Российскому, способствуя укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы РФ, а также обеспечивая сохранность финансовых средств публично-правовых образований[5].

Федеральное казначейство занимает важное место в системе государственного управления. Оно является составной частью системы управления государственными финансами и сочетает в себе множество функций, представляя единую платежную, контрольную, информационную, а также учетную систему в финансовой сфере деятельности публично-правовых образований[6].

Федеральное казначейство выполняет следующие функции: методологическое и методическое обеспечение; осуществление отдельных функций финансовых органов; обеспечение исполнения федерального бюджета; кассовое обслуживание; учет и распределение поступлений; ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности; ведение и обслуживание государственных информационных систем; обеспечение деятельности Федерального казначейства; осуществление иных функций в установленной сфере деятельности; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; внешний контроль качества работы аудиторских организаций[7].

Структура органов Федерального казначейства представлена на рисунке 1[8].

Центральный аппарат

Федерального казначейства

Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации

(84)

Управления

Отделы

Отделы

Территориальные органы

Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства

Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства

Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства

Отделы

Отделы

Отделы

Рисунок 1. Структура органов Федерального казначейства[9]

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственное федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. УФК по субъектам РФ осуществляют свою деятельность непосредственно и через отделы, созданные для осуществления функций УФК по субъекту РФ на соответствующей территории[10].


Можно отметить, следующие цели деятельности Казначейства: обеспечение кассового обслуживания субъектов сектора государственного управления; обеспечение казначейского сопровождения средств; обеспечение содействия эффективному управлению финансовыми ресурсами государства; формирование единого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований; формирование единого информационного пространства в сфере осуществления бюджетных платежей; осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций; совершенствование механизма исполнения судебных актов и решений налоговых органов; обеспечение надежности функционирования Казначейства России и устойчивости казначейской системы[11].

Основные направления деятельности Федерального казначейства представлены в таблице 1. Указанные направления можно разделить на четыре группы[12].

Таблица 1

Основные направления деятельности Федерального казначейства

Традиционные
функции

Информационно-технологические
функции

Участник
финансового рынка

Орган контроля
(надзора)

1)учет и распределение доходов;

2)управление расходами;
3) учет и отчетность;
4)обеспечение наличными денежными средствами

5) предварительный
финансовый контроль;
6)обеспечение ликвидности счета бюджета РФ

1)выдача сертификатов ключей ЭЦП;
2) оператор информационных систем: ГИИС «Электронный бюджет», ГИС ГМП, ЕИС в сфере закупок, Единый портал бюджетной системы, ГАС «Управление» и др.

1) покупка (продажа)
ценных бумаг по договорам РЕПО;
2) покупка (продажа)
валюты;
3) размещение средств бюджета РФ на депозиты в банке;
4) предоставление
бюджетных кредитов региональным и местным бюджетам

1)внешний контроль качества работы аудиторских организаций;
2)контроль устранения нарушений;
3)анализ осуществления внутреннего финансового аудита и контроля;
4) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере

В 2021 г. Министерство финансов намерено трансформировать Федеральное казначейство в полноценную платежную систему. В 2020 г. все счета Казначейства России в ЦБ РФ будут переведены в само Казначейство, после чего оно сможет переводить деньги до бюджетополучателей в онлайн режиме[13].


1.2 Характеристика деятельности Федерального казначейства

Федеральным казначейством осуществлялись мероприятия, направленные на исполнение федерального бюджета, информация о реализации которых, включая соответствующие финансовые показатели, с установленной периодичностью направлялась в Минфин России: обеспечен отзыв на лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств дополнительных лимитов бюджетных обязательств в связи с отсутствием информации о решениях Президента или Правительства, устанавливающих иной срок завершения расчетов по неисполненным бюджетным обязательствам 2018 г., в сумме 4433,1 млн рублей; обеспечен возврат неиспользованных остатков субсидий бюджетными и автономными учреждениями: целевых субсидий на сумму 423,7 млн рублей и целевых субсидий в части инвестиций на сумму 3721,5 млн рублей; – обеспечен отзыв на лицевые счета ГРБС лимитов бюджетных обязательств в связи с отсутствием заключенных соглашений между ГРБС, осуществляющим предоставление субсидий, и высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на сумму 5439,1 млн рублей; обеспечен отзыв на лицевые счета ГРБС незаконтрактованных лимитов бюджетных обязательств на сумму 4133,5 млн рублей[14].

По состоянию на 1 января 2020 г. в органах Федерального казначейства обслуживается 462013 лицевых счетов участников бюджетного процесса (УБП), из них по уровням бюджетов: 45892 лицевых счета - федерального уровня; 54352 - субъектов РФ; 159943 - муниципальных образований; 3435 - государственных внебюджетных фондов; 336 - территориальных государственных внебюджетных фондов; 198055 лицевых счетов, предназначенных для отражения операций со средствами организаций, а также бюджетных (автономных) учреждений[15].

В территориальных органах Федерального казначейства открыто 38562 лицевых счета участникам бюджетного процесса субъектов РФ (рисунок 2).

Рисунок 2. Количество лицевых счетов, открытых УБП субъектов РФ на 1 июля 2019 г.[16]

Общее количество лицевых счетов увеличилось по сравнению с данными по состоянию на 1 января 2019 г. на 4291 (на 12,52%), при этом количество лицевых счетов, открытых без заключения Соглашения, увеличилось на 4 (на 0,01%). Кроме того, по состоянию на 1 июля 2019 г. в органах Федерального казначейства (кроме Межрегионального операционного управления Федерального казначейства) открыто 2174 (на 3,5% меньше по сравнению с 1 января 2019 г.) лицевых счета по переданным полномочиям получателя средств федерального бюджета для осуществления операций по перечислению от имени получателя средств федерального бюджета бюджету субъекта РФ межбюджетных трансфертов[17].