Файл: Федеральное Казначейство как орган финансового контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 2055

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3. Количество лицевых счетов, открытых участникам бюджетного процесса местных бюджетов, на 1 июля 2019 г.[18]

Общее количество лицевых счетов, открытых участникам бюджетного процесса местных бюджетов увеличилось на 130 (на 0,01%), при этом:

- в соответствии с Соглашением - увеличилось на 278 (на 0,01%) за счет изменения вариантов кассового обслуживания исполнения местных бюджетов с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу на «смешанный» вариант кассового обслуживания исполнения местных бюджетов и вариант с открытием счетов в соответствии с Соглашением;

- без заключения Соглашения - по состоянию на 1 июля 2019 года уменьшилось по сравнению с 1 января 2019 года на 147 (на 10,7%)[19].

С 9 января 2020 г. обеспечен переход Пенсионного фонда на механизм кассового обслуживания исполнения бюджета с использованием технологии единого счета бюджета[20]. Федеральным казначейством проводится работа по формированию и ведению Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса[21]. Федеральное казначейство осуществляет ведение закрытого реестра банковских гарантий. За 2019 г. в закрытый реестр банковских гарантий включено 16325 банковских гарантий на общую сумму 117921024001,73 рубль[22].

Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов, иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы по нормативам, действующим в текущем финансовом году, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов[23]. При исполнении бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Федеральное казначейство осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 5 тыс. кодам бюджетной классификации[24].

За 2019 г. в бюджетную систему (с учетом межбюджетных трансфертов) поступило 50439,40 млрд рублей. Из них поступило в бюджеты бюджетной системы (рисунок 4): в федеральный бюджет 20169,57 млрд рублей (40,0% от общего объема поступлений в бюджетную систему); в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 13580,61 млрд рублей (26,92% от общего объема поступлений в бюджетную систему); в бюджеты субъектов РФ – 11966,43 млрд. рублей (23,72% от общего объема поступлений в бюджетную систему); в местные бюджеты – 4722,79 млрд рублей (9,36% от общего объема поступлений в бюджетную систему)[25].


Рисунок 3. Поступление доходов в бюджетную систему за 2019 г., млрд. рублей[26]

В 2019 г. осуществлялось «гражданское» казначейское сопровождение средств[27].

Федеральным казначейством осуществлялось казначейское сопровождение средств, предоставленных из федерального бюджета на: строительство космодрома «Восточный»; строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара»; проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив; финансово-хозяйственную деятельность акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами;; оказание финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2019 гг.; реализацию проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках концессионных соглашений; строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область). Кроме того, в рамках исполнения отдельных решений Правительства Федеральным казначейством в 2019 г. осуществлялось казначейское сопровождение отдельных средств, предоставленных из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в 8 регионах: Республики Дагестан, Карелия, Алтай, Кемеровская, Новгородская, Новосибирская, Ленинградская области, Еврейская автономная область[28].

Федеральное казначейство осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

В 2019 г. Федеральное казначейство продолжило работу по адаптации информационных систем к новым условиям функционирования единого казначейского счета в рамках реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей. Подготовлены бизнес-процессы в части прогнозирования движения средств на едином казначейском счете и уточнены бизнес-процессы по кассовому планированию средств федерального бюджета в части реализации компонентов модуля кассового планирования ГИИС «Электронный бюджет», оператором которых является Федеральное казначейство[29].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время на территории Российской Федерации применяется казначейская система исполнения бюджета, которая осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне субъектов, образовывая для этих целей Управления Федерального казначейства субъекта федерации.


В сфере образования, распределения и использования бюджета государства одной из наиболее важных функций является обеспечение управления и контроля за поступлением и расходованием финансовых ресурсов на уровне государства, а также создания критериев для применения их в качестве одного из основных факторов развития государства, например на финансирования программ здравоохранения, поддержку социально-незащищенных групп населения, малого бизнеса, осуществления различного рода государственных программ. В данном случае Федеральное казначейство выступает основным инструментом, с помощью которого обеспечивается экономическая безопасность государства в процессе исполнения бюджета.

Нормальное функционирование экономической составляющей государства зависит от рациональной организации сбора доходов и распределения расходов. В связи с этим Федеральное казначейство играет значительную роль в процессе исполнения бюджета по расходам и доходам.

2.Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами

2.1.Роль Федерального казначейства РФ в бюджетном процессе

Формирование казначейской системы происходит на протяжении продолжительного периода времени. Данный процесс сопутствуется трудностями. Он касается заинтересованности многих муниципальных структур и обладает как сторонниками, так и противниками.

Для определения роли Федерального казначейства в бюджетном процессе необходимо рассмотреть экономическую сущность Федерального казначейства в бюджетном процессе[30].

Федеральное казначейство – это централизованная система органов,
обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль над
исполнением бюджета. Федеральная казначейская система способствует осуществлению поддержки финансовой мощи страны, формирование абсолютно всех областей жизни деятельности.

Казначейское исполнение бюджета – это предоставление специальным исполнительным органом государственной власти либо органам регионального самоуправления мобилизации и расходования денег бюджета, в котором этот орган наделяют редкими возможностями согласно регистрации поступлений, регулированию объемов, сроков принятия бюджетных обязанностей и исполнению платежей с единого счета бюджета[31].


Процесс казначейского исполнения бюджета совершается в ключевых стадиях:

- распределение доходов среди бюджетов различных уровней;

- оформление бюджетных поступлений;

- доведение бюджетных ассигнований вплоть до распределителей и получателей бюджета и т.д.[32]

Схема исполнения бюджета представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема исполнения федерального бюджета[33]

Главными принципами казначейского исполнения бюджетов считаются:

- принцип единства кассы, все без исключения ресурсы бюджета, вне
зависимости от проводимых с ними действий, присутствуют на общем счете, и субсидирование осуществляется с единого счета бюджета, за исключением
действий согласно выполнению федерального бюджета, исполняемых вне
пределов Российской Федерации в согласовании с законодательством
Российской Федерации[34].

Главным принципом исполнения бюджета в России считается принцип
единства кассы[35]. Выполнение этого принципа очень важно в целях предоставления целостности бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления дохода в бюджет по времени и территориям. В Российской Федерации бюджеты абсолютно всех уровне бюджетной системы осуществляется на основании принципа единства кассы.

- принцип подведомственности[36], каждая процедура в казначейской системе исполнения бюджета, доходов и источников финансирования дефицита бюджета обязана, соотносится с министерством, администрирующим надлежащие разновидности поступлений, а в части бюджетных обязательств и платежей с основным распорядителем бюджетных средств непосредственно с применением иерархии подведомственной сети.

- принцип траспарентности («прозрачности») финансовых потоков и т.д.

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность
органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Надзор за исполнением бюджета важен, и предоставляет основную задачу в социально-экономическом и общественно-политическом значении.

Совершенствования в экономической концепции Российской Федерации влияют на изменения и исправления в бюджетной системе и в организации финансового контроля.


Проанализировав вопрос о месте и важности казначейской системы
исполнения бюджета в бюджетном процессе Российской Федерации, выделим значимые аспекты:

- обеспечение органами казначейства финансовой заинтересованности
государства;

- обеспечение связи между движением денежных ресурсов и функцией,
которая эквивалентна надлежащим кассовым затратам денежных средств;

- строгое согласование денежных затрат с условием времени[37].

Казначейство в наше время стало неотъемлемой частью экономического
механизма государства, его деятельность неразрывно связана с усилиями
Правительства, направленными на упорядочение бюджетного процесса. Роль
Федерального казначейства во взаимодействии участников бюджетного
процесса неизменно растет[38].

Федеральное казначейство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции:

- по обеспечению исполнения федерального бюджета;

- по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы;

- по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

- по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций[39].

Федеральное казначейство в своей структуре имеет:

- территориальные управления по количеству субъектов Российской Федерации;

- отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах;

- подведомственную организацию - Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

Представительств за пределами территории Российской Федерации Федеральное казначейство не имеет[40].

Роль и место Федерального казначейства в структуре исполнительной власти нашей страны и во взаимодействии участников бюджетного процесса значительна и необходима, так как ее деятельностью достигается регулирование платежной, учетной, контрольной и информационной систем в области финансовой деятельности публично-правовых образований[41].

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе значительна, так как на него возложено: