Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и сущность юридического позитивизма
1.1.Становление и развитие юридического позитивизма
1.2.Сущность и виды юридического позитивизма
2.Анализ взглядов в сфере юридического позитивизма. Юридический позитивизм в современной России
2.1. Анализ взглядов Бентама и Остина в сфере юридического позитивизма
2.2.Анализ взглядов Спенсера и Ницше в области юридического позитивизма
Введение
Позитивизм представляет собой единственную концепциу правопонимания, полностью реализующую свой научный потенциал в отраслевых правовых науках.
Можно отметить, что юридический позитивизм имеет длинную историю становления, на протяжении которой он изучался разными исследователями, каждый из которых вносил в него что-то свое и рассматривал его в определенном аспекте.
Современный юридический позитивизм как тип правопонимания зачастую не является предметом изучения отечественных теоретиков права. Свое ведущее положение юридический позитивизм сохраняет в основном за счет отраслевого правового научного знания.
Современный юридический позитивизм представляет собой явление юридическое, которое развивается в рамках юридической науки и приобрело в значительной мере самостоятельный характер по отношению к философскому позитивизму. Философский позитивизм как метод используется юридическим позитивизмом, равно как и другими подходами к праву, но главным фактором, детерминирующим современный юридический позитивизм, является производность позитивизма от государства, публичной власти.
Юридический позитивизм является одним из важнейших поднаправлений позитивистской теории права. Следует отметить, что в верном осмыслении роли юридического позитивизма в развитии юриспруденции важная роль принадлежит уяснению его методологических и мировоззренческих ориентации. Проблема заключается в том, что указанный момент не имеет однозначной интерпретации в литературе и до настоящего времени является дискуссионным вопросом для многих ученых.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – исследование юридического позитивизма как теории права.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть становление и развитие юридического позитивизма;
2.Изучить сущность и виды юридического позитивизма;
3. Проанализировать взгляды Бентама и Остина в сфере юридического позитивизма;
4.Представить анализ взглядов Спенсера и Ницше в области юридического позитивизма;
5. Выявить особенности юридического позитивизма в современной России.
Непосредственно юридический позитивизм как тип правопонимания в период его становления и на современном этапе рассматривали такие авторы, как М.И. Байтин, Е.А. Воротилин, А.Х. Гольмстен, Д.Д. Гримм, В.Д. Зорькин, О.Э. Лейст, С.В. Пахман, Л.В. Петрова, С.А. Пяткина, Т.Н. Радько, Г.Ф. Шершеневич. Проблемы юридического позитивизма разрабатывались такими зарубежными авторами, как Ш. Амос, И. Бентам, К. Бергбом, Г. Кельзен, Дж. Остин, а также продолжают оставаться предметом интереса современных зарубежных исследователей, таких как, Ж.-Л. Бержель, Б. Бикс, Э. Боденхеймер, Дж. Гарднер, Дж. Глан, К. Гринуолт, Р. Дворкин, Р. Кар, Ш. Коил, Ж. Колеман, Т. Кэмпбелл, Н. Маккормик, А. Мармор, Дж. Раз, Г. Харт, К. Химм, С. Шапиро, С. Шуман.
Теоретическую основу исследования составляют работы авторов, исследовавших проблематику правопонимания и, в частности, юридический позитивизм, таких, как Абдуллин А.Р., Антонов М.В., Бабурин С.Н., Бредихин А.Л., Варламова Н.В., Воротилин Е.А., Горбань В.С., Захарова М.В., Казарян Т.М., Колдаева Н.П., Колосов И.В., Короткий С.В., Крушельницкий М.А., Кудрявцев В.Н., Мартышин О.В., Масленников Д.В., Напалкова И.Г., Осипов М.Ю., Петражицкий Л.И., Пищулин А.В., Поляков А.В., Спенсер Г., Тарасов Н.Н., Уханов А.Д., Фулер Л.Л., Харт Г.Л. и др.
В курсовой работе используются общенаучные методы, в частности, диалектический, общелогические методы, такие как анализ, синтез и аналогия, а также теоретические методы: абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе изучены понятие и сущность юридического позитивизма. Во второй главе проанализированы взгляды в сфере юридического позитивизма, а также юридический позитивизм в современной России.
1.Понятие и сущность юридического позитивизма
1.1.Становление и развитие юридического позитивизма
Под позитивистским направлением в буржуазной юриспруденции понимается широкий комплекс теорий, доктрин и концепций, ориентирующихся на различные варианты философского позитивизма[1].
На основе философии позитивизма и позитивистской концепции познания в рамках позитивистской теории права второй половины XIX- начала XX вв. сложилось два поднаправления:
1. юридический позитивизм (формально-догматический) как один из теоретических способов обоснования формально-догматического подхода к нраву, одна из разновидностей формально-догматической теории права;
2. социологический позитивизм (в т.ч. психологическая теория права, которая непосредственно ориентировалась на один из вариантов философского позитивизма) - непосредственный предшественник буржуазной социологии права XX в.[2]
Юридический позитивизм, продолжая традиции юридического мировоззрения буржуазии, стремился рассматривать право как самодовлеющую форму в отрыве от содержания.
Юридический позитивизм явился одним из теоретических выражений формально-догматического подхода к праву[3].
Применяя философию позитивизма, юридический позитивизм свел наблюдаемые явления («позитивное» право) к текстам источников права, преимущественно закона и ограничил юридическую науку догмой права: описанием, обобщением, систематизацией и классификацией нормативных предписаний законодателя и выработкой на основе этого соответствующих юридических понятий и конструкций[4].
Из проблематики юридической науки исключили как сущностные и аксиологические аспекты права (общая черта всей позитивистской юриспруденции), так и социальная обусловленность права, его возникновение и функционирование в общем потоке социальных взаимосвязей и отношений.
Социологический позитивизм не ограничился догмой права, считал ее вспомогательной, чисто технической частью теории права, стремился понять право в связи с его содержанием, т.е., прежде всего, выработать социологическое понятие права, а также поставить и решить проблему возникновения и функционирования права во взаимосвязи с другими многообразными социальными факторами, отношениями и т.п.[5] Но право было истолковано уже не формально-догматически, как абстрактная система нормативных предписаний суверенной государственной власти, а как один из взаимосвязанных социальных фактов, как широкая социальная структура, социальный порядок в контексте других фактов-явлений[6].
Юридический позитивизм взял у философского позитивизма теорию познания и отбросил его социологические идеи. Социологический позитивизм ориентировался на позитивистскую социологию в ее вульгарно-биологической, социал-дарвинистской, натуралистической и психологической разновидностях. В рамках данного направления развивалось также историко-сравнительное правоведение.
Следует отметить, что указанные поднаправления обладают специфическими чертами. Эти поднаправления даже противоположны и до некоторой степени, в определенных ракурсах могут рассматриваться как антиподы[7].
Можно сказать о существовании определенной общности юридического и социологического позитивизма, послужившего источником их кризиса на рубеже XIX-XX вв. Указанные черты заключаются в теоретико-методологической основе рассматриваемых учений, в способе разработки понятийного аппарата юриспруденции, в путях решения философско-методологических проблем правоведения, в философском подходе к праву:
- в феноменалистической трактовке права, вульгарном эмпиризме, агностицизме, тенденции к субъективно-идеалистическому рассмотрению права - путь от гносеологического феноменализма «первого» позитивизма к онтологическому феноменализму «второго» позитивизма;
- в игнорировании сущностных и аксиологических аспектов права, в отрицании естественного права, в разрыве и противопоставлении должного и сущего, нормативного и фактического, в антиисторизме и сциентизме;
- в противопоставлении идеологии науке, в «деидеологизации» юридической науки, в способе оправдания «статус-кво» и т.д.[8]
Все это дает основание утверждать, что юридический и социологический позитивизм составляют противоречивое единство, выступающее одним из двух полюсов буржуазной философии права[9]. Юридический позитивизм не тождествен формально-догматическим приемам обработки нормативного материала, которая существовала задолго до юридического позитивизма. Юридический позитивизм представляет собой конкретно-историческую теорию права, решающую вопросы о понятии права, о природе юридических норм, о взаимосвязи норм и правоотношений и т.п. Юридический позитивизм неизбежно «выходит» на определенную философию и теорию познания, а именно на философию позитивизма XIX в.[10]
В юридическом позитивизме как теории права важнейшие правовые понятия выработаны с позиций философского позитивизма, в преломлении через формально-догматическое мышление и юридическое мировоззрение.
Попытка применить непозитивистскую философию для обоснования формально-догматического метода не могла не дать других, отличных от позитивизма трактовок юридических понятий и категорий, другой теории права. Например, в рамках трансцендентально-психологической школы неокантианства, отрицающей юридический позитивизм и пытающейся решить аксиологические проблемы права, формально-догматическая трактовка права удерживалась лишь как один из многих аспектов плюралистического понятия права и всей теории права[11].
Юридический позитивизм, бесспорно, связан с понятием «позитивности», «установленности» права и вытекающим отсюда отрицанием естественного права. Но констатация подобной связи как таковой еще недостаточна для характеристики той теории права, каковой является юридический позитивизм[12].
Сама теоретическая трактовка «позитивности», равно как и формально-догматического подхода, уходит корнями в определенную философию, выражена как ориентирующаяся па определенную философию и конкретизирующая ее система теоретических категорий и понятий, иначе это будет не теория, а лишь конкретно-исторический взгляд.
Когда возникает вопрос о способе обоснования «позитивности» права, о самом понятии права, то, прежде всего, обнаруживается выход на ту или иную философию.
О «позитивности» права в смысле отрицания естественного права говорят представители не только юридического позитивизма. Но деидеологизация юридической науки, отрицание самостоятельного предмета философии и общей теории права, формалистическое понятие права и т.п., - все это не может быть обосновано лишь ссылкой на позитивное право[13].
Например, сама эта «позитивность» истолковывается в определенных теоретических рамках и оказывается не просто конкретно-историческим политико-правовым взглядом или технико-прикладным, идеологически нейтральным способом обработки правового материала, а именно политико-юридической теорией, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе определенным способом обоснования конкретных политико-правовых взглядов и учреждений[14].
Анализ непосредственной связи юридического позитивизма с позитивистской философией является необходимым условием исследования понятийного аппарата, основных черт, познавательных и идеологических функций данной теории права. Это возможно сделать лишь тогда, когда юридический позитивизм понимается как формально-догматическая теорию права, основанная на философии позитивизма[15].
Кульминационным пунктом юридического позитивизма можно назвать формально-догматическое понятие права. С позиций феноменализма, формализма и догматизма представители данного направления считали, что понятие права должно быть сугубо формальным, вне связи с его содержанием, сущностью, функциями и целями.
Юридический позитивизм понимает под правом нормы, нормативные приказы, правила поведения, которые выражают требования, обращенные государством к подчиненным.
Право трактуется юридическим позитивизмом как совокупность общеобязательных норм (понимаемых в формально-догматическом плане), или правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства и адресованных членам данного сообщества[16]. Причем в юридическом позитивизме норма права – представляет собой не сложное многоаспектное социальное явление, а лишь нормативное суждение законодателя, закон-приказ государственной власти, понимаемый формалистически и догматически.
Юридический позитивизм рассматривает норму лишь в плане противопоставления ее индивиду, ограничивается некоторыми внешними проявлениями данного процесса. Поэтому в данной теории юридическая норма рассматривается как нечто чисто идеальное, находящееся исключительно в сфере субъективного сознания, как сформулированное государственной властью нормативное суждение, приказ, предписание, требование.