Файл: Управление финансами (Пути его совершенствования в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия Минфина ограничены двумя функциями: Внесение в правительство РФ проектов Федеральных законов, нормативных актов за подписью президента РФ и других документов, по которым правительство должно принять решение. Принятие определенных нормативно-правовых актов: это отчет Минфина об использовании бюджетных и внебюджетных средств РФ, форма и порядок заполнения налоговых деклараций, и другие узкоспециализированные документы. Сотрудники этого ведомства прорабатывают бюджетную политику и проводят финансовый аудит. Кроме того, в полномочиях Минфина: определять случаи, когда обязательно обеспечивать уплату таможенных взносов страховыми договорами; устанавливать максимальную сумму банковской гарантии и для каждого банка; определять процедуры и правила для включения организаций в реестр страховщиков.

Руководящими документами для Министерства финансов являются: Конституция РФ; нормативные акты, подписанные Президентом РФ; закон о Минфине; внутренние инструкции.

План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2019 - 2024 годы (далее - План деятельности) подготовлен согласно Правилам разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 1449.

План деятельности включает план-график мероприятий Министерства финансов Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования, нашедших свое отражение в действующих государственных программах Российской Федерации, по которым Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство) является ответственным исполнителем или соисполнителем.

Актуализация Плана деятельности осуществляется по мере принятия Правительством Российской Федерации новых и корректировки действующих документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

2.3 Федеральное казначейство РФ

Федеральное казначейство – централизованная система органов, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы.


Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:

обеспечивает учет всех доходов бюджета;

подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;

осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.[9]

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.

Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.

Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

2.4. Государственный таможенный комитет России


Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) – это центральный орган федеральной исполнительной власти РФ. Государственный Таможенный Комитет РФ разрабатывает и реализует таможенную политику Российской Федерации: контролирует таможни, защищает в рамках своей компетенции интересы и права государства, учреждений, предприятий и отдельных граждан. Государственный Таможенный Комитет вместе с другими таможенными органами РФ осуществляют руководство таможенным делом и составляют единую автоматизированную информационную систему. Государственный Таможенный Комитет создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, контролирует их работу. Государственный. Таможенный Комитет действует в соответствии с Конституцией, законами РФ, Таможенным кодексом РФ и распоряжениями Президента РФ. Государственный Таможенный Комитет обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ, соблюдение законов РФ и принимает меры по защите прав и интересов граждан, учреждений РФ при осуществлении таможенного дела; борется с нарушениями таможенных правил и налогового законодательств. Государственный Таможенный Комитет совершенствует таможенное дело в РФ, обеспечивает развитие внешнеэкономического сотрудничества РФ по таможенным вопросам. В 2004 г. Государственный Таможенный Комитет передал свои функции вновь созданной Федеральной Таможенной Службе РФ.[10]

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) – это центральный орган федеральной исполнительной власти РФ.

Государственный Таможенный Комитет РФ разрабатывает и реализует таможенную политику Российской Федерации: контролирует таможни, защищает в рамках своей компетенции интересы и права государства, учреждений, предприятий и отдельных граждан.

Государственный Таможенный Комитет вместе с другими таможенными органами РФ осуществляют руководство таможенным делом и составляют единую автоматизированную информационную систему.

Государственный Таможенный Комитет создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, контролирует их работу.

Государственный. Таможенный Комитет действует в соответствии с Конституцией, законами РФ, Таможенным кодексом РФ и распоряжениями Президента РФ.

Государственный Таможенный Комитет обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ, соблюдение законов РФ и принимает меры по защите прав и интересов граждан, учреждений РФ при осуществлении таможенного дела; борется с нарушениями таможенных правил и налогового законодательств.


Государственный Таможенный Комитет совершенствует таможенное дело в РФ, обеспечивает развитие внешнеэкономического сотрудничества РФ по таможенным вопросам.

Выводы по второй главе

Органы управления государственными финансами во всех странах лишь отчасти определяют развитие рыночной экономики, однако же эта часть всегда достаточно весома. В нее входит:

• Определение приоритетных направлений деятельности в государстве. Возможность регулировки данной сферы обеспечивает стимулирующая функция финансов, благодаря которой при принятии тех или иных решений на государственном уровне отчасти можно формировать локальный рынок.

• Установка и дальнейший контроль правил работы на внутреннем рынке, включая законодательную базу, приоритетные сферы, налоговый пресс.

• Обеспечение бюджетных сфер работы государства: образования, медицины и прочего.

• Устойчивость курса именно национальной валюты.

• Обеспечение и контроль работы предприятий в стратегически важные отрасли.

• Формирование и управление государственным бюджетом.

• Устойчивость банковской системы внутренней за счет контроля национального банка.

• Пресечение экономических преступлений на всех уровнях.

• Анализ развития экономики, предоставление гражданам развернутых данных мониторинга различных экономических отраслей.

Есть сферы, в которых влияние государственных органов несколько ниже, среди них:

• Курсы на основные валюты мира. Здесь важную роль будет играть скорее внешнеполитические факторы для государства и лишь в отдельных случаях оно может взять контроль над валютным рынком вручную. Обычно это случается в кризисные периоды.

• Развитие частных банков и кредитных организаций (при нормальном состоянии рыночной экономики).

• Деятельность международных корпораций и фондов, в особенности, зарегистрированных на территории других государств.

• Работа предприятий, функционирующих вне стратегически важных сфер.

Глава 3. Автоматизация управления финансами

Финансовая устойчивость является гарантией выживаемости и основой стабильного положения предприятия. Финансово устойчивое предприятие платежеспособно, имеет больше преимуществ перед другими предприятиями для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков, в подборе квалифицированных кадров. Высокая устойчивость предприятия делает его более независимым от неожиданных изменений рыночной конъюнктуры и уменьшает риск оказаться на краю банкротства. Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет составить представление о его реальном финансовом состоянии и определить финансовые риски, сопутствующие его деятельности.[11]


Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в финансовой сфере.[12]

Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами (в управлении финансами).

АСУ финансов - это совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.

Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все предприятия страны.

Концепция АСФР (автоматизированной системы финансовых расчетов) - это комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико - математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.

Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов :

1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия позволяет перейти на без документальный электронный бухгалтерский и финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов, пересылка по факсу, модему).

2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осуществить создание полностью законченной системы АСФР Федерального казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля.

3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое моделирование (e.g. линейное программирование), значит, качество финансовых планов поднимется на порядок выше.

Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления, не выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.[13]

Последствия автоматизации:

1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается.

2. Изменения в области качества работы финансистов.

3. Решения в области финансов будут более обоснованными.