ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2019
Просмотров: 680
Скачиваний: 1
III.
Третья группа - акты государственной
администрации - самая многочисленная
как по количеству актов, так и по их
источникам:
1. Административные акты
федеральных органов и организаций:
а)
постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации;
б)
постановления, приказы, инструкции
министерств и других центральных
федеральных органов специальной
компетенции;
в) приказы, постановления,
инструкции, распоряжения и другие акты
территориальных федеральных органов
исполнительной власти; приказы, инструкции
администраций государственных федеральных
учреждений, предприятий, вооруженных
формирований;
г) акты руководителей
аппаратов Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации
и др.;
д) акты Банка России.
2.
Административные акты субъектов
Федерации:
а) указы, постановления
и другие акты глав исполнительной власти
субъектов Федерации (президентов,
губернаторов, мэров, глав администраций);
б)
постановления и распоряжения правительств
субъектов Федерации;
в) приказы,
постановления центральных органов
специальной компетенции субъектов
Федерации;
г) приказы, постановления
местных органов государственной власти
субъектов Федерации (например, префектов
в Москве);
д) приказы, инструкции
администраций, государственных
предприятий, учреждений субъектов
Федерации.
IV. Любые правовые нормы,
регулирующие вопросы административного
принуждения, являются административными.
И если такие нормы принимаются решениями
муниципальных органов, эти акты становятся
источниками отраслевых норм. Так, местные
органы исполнительной власти на основе
ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают
порядок хранения и порядок оплаты
хранения транспортных средств. Акты
муниципальных органов содержат также
нормы административного права,
регулирующие лицензирование, регистрацию,
общественный порядок и другие вопросы.
V.
В правовой жизни России постепенно
увеличивается роль публичных договоров,
содержащих нормы административного
права. В пятую группу источников
административного права входят четыре
вида договоров.
1. Международные
договоры.
В ч. 4 ст. 15 Конституции
России сказано: «Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора».
Конечно, правительство, министерство
не вправе заключать с органами зарубежных
государств договоры, которые противоречат
законам России.
2. Федеративные
договоры. Уже заключено более 50 договоров
Российской Федерации с ее субъектами
Демин А. В. Нормативный договор как
источник административного права.
3.
Административные договоры. Нормы
административного права имеются в
договорах федеральных органов
исполнительной власти с органами
исполнительной власти субъектов
Федерации, только между федеральными
органами, только между органами субъектов
Федерации, между государственными
органами и муниципальными и т. д.
4.
Нормативными общефедеральными являются
соглашения между общефедеральными
объединениями профсоюзов, работодателей и
Правительством России, а также аналогичные
трехсторонние соглашения, заключаемые
на уровне субъектов Федерации между
профсоюзами, предпринимателями и
администрациями субъектов Федерации.
VI.
Акты правосудия все чаще становятся
источниками административного
права.
Известно, что нормативными
являются не только те акты, которые
содержат новую норму права, но и те,
которые отменяют, изменяют старую.
Акты
правосудия могут двумя способами влиять
на систему норм. Во-первых, признавая
незаконными или неконституционными
действующие нормы, и тем самым прямо
или косвенно отменяя, изменяя их.
Во-вторых, в тех случаях, когда законом
установлено, что решения определенных
судов являются обязательными для судов
той же или низшей инстанции.
В
России акты правосудия не считаются
правовыми прецедентами. И существующие
суды осуществляют нормотворчество
путем признания действующих норм
несоответствующими нормам, имеющим
более высокую юридическую силу. Существуют
два вида актов правосудия как источников
права.
Во-первых, акты судов общей
компетенции (в том числе и военных)
и арбитражных судов, которые могут
признать не соответствующими закону
или решениям вышестоящих органов
подзаконные акты вплоть до постановлений
Правительства России.
Второй вид
актов правосудия, которые признаны
источниками административного права,
- постановления Конституционного Суда
Российской Федерации и конституционных
(уставных) судов субъектов Федерации.
Конституционному Суду РФ предоставлены
полномочия по разрешению дел о соответствии
Конституции России федеральных законов,
указов Президента, актов Правительства
РФ и ряда других актов, названных в ст.
125 Конституции. Акты, их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу. Конституционный Суд
РФ принял ряд постановлений, которыми
признал несоответствующими Конституции
РФ, федеральным законам многие
административно-правовые нормы,
содержащие ограничения, связанные с
регистрационным учетом (пропиской)
граждан, регулирующие применение мер
административного принуждения
(задержания, конфискации), закрепляющих
полномочия органов государственной
власти.
VII. Административные
обыкновения в наше время в России,
во-первых, существуют как правила
деятельности в отдельных государственных
организациях, это локальные нормы.
Во-вторых, они ни письменным, ни устным
актом власти не закреплены, являются
сложившимися в конкретных организациях
обычаями (неформальными нормами)
деятельности (распределения дел между
служащими, существующими процедурами
визирования документов и т. д.). В-третьих,
они субъективны, в том смысле, что
используются, если их признает руководитель
организации или пока их не закрепят в
актах субъектов власти.
1.6. Виды административного права
По
целевому назначению:
• регулятивные
– содержащие правила созидательной,
нормальной деятельности;
•
охранительные – призванные обеспечить
защиту, охрану урегулированных
юридическими нормами отношений.
И
соответственно административное право
можно рассматривать как комплекс,
состоящий из норм, регламентирующих
созидательную деятельность исполнительной
власти и ее охранительную деятельность.
По
содержанию (порядку реализации прав и
обязанностей участников
административно-правовых отношений) –
материальные и процессуальные:
•
Материальные административно-правовые
нормы юридически закрепляют комплекс
обязанностей, прав, а также ответственность
участников регулируемых общественных
отношений, т. е. фактически их
административно-правовой статус.
Например, ФЗ-79 «О государственной
гражданской службе РФ» определяет
государственную службу в качестве
профессиональной деятельности по
обеспечению исполнения полномочий
государственных органов. Эта норма
статична, т. к. лишь фиксирует возможность
приобрести охарактеризованный в ней в
общей форме статус государственного
служащего.
• Процессуальные
административно-правовые нормы по
своему назначению определяют
(регламентируют) процедуру или порядок
реализации обязанностей и прав,
устанавливаемых нормами материального
административного права в рамках
регулируемых управленческих отношений.
В частности, они определяют порядок
поступления на государственную службу
и ее прохождения.
По методу
воздействия на субъекты отношения:
•
обязывающие, т.е. содержащие юридическое
предписание действовать в предусмотренных
нормой условиях должным образом.
Например, для совершения определенных
видов работ необходимо получить лицензию
(официальное разрешение); при приеме на
государственную службу соответствующие
должностные лица обязаны издать приказ;
возникающее коммерческое объединение
обязано пройти государственную
регистрацию в органах юстиции и т.п.;
•
запрещающие, т.е. предусматривающие
запрет на совершение тех или иных
действий в условиях, определяемых данной
нормой. Например, общим является
запрещение действий (бездействия),
подпадающих под признаки административных
правонарушений (КоАП РФ); запрещается
рассмотрение жалобы должностным лицом,
чьи действия являются предметом жалобы
гражданина и т.п.;
• уполномочивающие
(дозволительные), т.е. предусматривающие
возможность адресата действовать в
рамках требований данной нормы по своему
усмотрению. Налицо разрешение, дающее
возможность выбора того или иного
варианта действий (бездействия), но в
рамках определенного правового режима,
создаваемого данной нормой. Например,
гражданину предоставлена возможность
самостоятельно решать вопросы, связанные
с практической реализацией его
субъективных прав и свобод в сфере
государственного управления (например,
право на обжалование неправомерных
действий должностных лиц). Если речь
идет, например, о должностных лицах, то
применительно к ним дозволительные
нормы означают самостоятельный выбор
определенного варианта поведения, но
не произвольного, а одного из предлагаемых
данной нормой. Так, должностные лица,
осуществляющие контрольно-надзорные
полномочия, могут применять к нарушителю
соответствующих правил поведения одну
из предусмотренных административно-правовой
нормой меру административного принуждения.
Например, должностные лица Государственного
комитета РФ по охране окружающей среды
(Госкомэкологии России) при осуществлении
государственного контроля за соблюдением
природоохранительного законодательства
вправе давать обязательные предписания
по устранению обнаруженных нарушений
законодательства; ограничивать или
приостанавливать хозяйственную или
иную деятельность, осуществляемую с
нарушением требований законодательства;
давать предписания о прекращении
финансирования этой деятельности;
рассматривать дела об административных
правонарушениях в области охраны
окружающей среды; аннулировать лицензии;
запрещать ввод в эксплуатацию объектов,
строительство которых выполнено с
нарушением экологических норм и т.п.
Очевидно, что применяется не вся
совокупность названных средств
воздействия, а лишь те, которые, по мнению
полномочного должностного лица, являются
наиболее эффективными;
•
стимулирующие (поощрительные), т.е.
обеспечивающие должное поведение с
помощью соответствующих средств
материального или морального воздействия
на участников регулируемых управленческих
отношений (например, налоговые или иные
льготы, применение льготного кредитования
и т. д.);
• рекомендательные, т. е.
дающие возможность поисков наиболее
целесообразных вариантов решения
определенных задач (например, рекомендации
по наиболее эффективной организации
работы государственных налоговых
инспекций по применению санкций за
нарушения налогового законодательства).
По
предметам действия:
• по действию
в пространстве (территориальному
масштабу): общефедеральные, действующие
на территории субъекта РФ или региона,
межотраслевые, отраслевые, локальные
(внутриорганизационные). Действие
административно-правовых норм в
пространстве связано с положением
органа, издавшего акт;
• по кругу
лиц: общеобязательные для всех субъектов,
для специальных субъектов (отдельных
групп лиц).
По кругу физических
лиц действие административно-правовых
норм связано с распространением
устанавливаемых ими правил на всех
граждан либо на отдельные их группы
(военнослужащие, беженцы, работники
определенного министерства и т.д.) –
это так называемые специальные
субъекты.
По юридической
силе:
• законодательные акты;
•
подзаконные акты – могут содержаться
в указах Президента, постановлениях
Правительства, приказах и постановлениях
ведомственных органов, постановлениях
глав администраций.
Решения
Конституционного и других судов имеют
большую юридическую силу, чем подзаконные
акты и даже законы.
По сроку
действия:
• временные. Если срок
действия нормы заранее установлен,
значит, она временная, срочная. Срочная
норма, если её досрочно не отменят,
прекращает действие автоматически,
когда наступает заранее названная
дата;
• постоянные. Постоянные
нормы действуют неопределенное время,
срок их действия заранее не определяется,
они имеют силу до тех пор, пока не будут
отменены.
2. Административно-правовой аспект
2.1. Административно-правовые нормы: понятие, содержание и структура.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закрепленное в официальном документе и охраняемое государством; или: – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Административно-правовые нормы – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.
Административное право использует административно-правовые нормы в следующих целях:
-
обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти);
-
обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;
-
определения того или иного варианта должного, т. е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
-
непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;
-
установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.
Тем самым административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти – исполнение, проведение в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.
Особенности административно-правовых норм:
-
в отличие от норм других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и др.). Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т. е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.
-
во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранительных или иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства и т. п.)
-
достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).