ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2019
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
19. Фельетон. История жанра.
Фельето́н (фр. — «лист»— сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Художественность фельетона заключается в том, что фельетон создает сатирический образ. Публицистичность фельетона проявляется в актуальности, злободневности поставленной проблемы в исторической ее конкретности.
Фельетонный факт – типичный – содержащий типичные для явлений данного класса черты в их гипертрофированном виде
Термин фельетон возник в начале XIX векa во Франции. Французское слово «фельетон» (feuille – feuilleton) применительно к прессе означало «листок, прилагаемый к газете». К жанру это слово сначала не имело никакого отношения.
Некоторые исследователи уверяют, что первый фельетон появился в нчаале 1800 г. во французской газете «Журналь де деба». В этот день газета вышла в удлиненном формате, c нижним «этажом», который и назывался «фельетоном». Между «подвалом», где размещался фельетон, и собственно газетой проходила линия отреза. Подписка допускалась и без фельетона — в таком случае фельетон отрезался. В первых фельетонах печатались объявления, театральный репертуар, сведения о новых модах и шарады, присылаемые читателями.
Истоки жанра фельетон уходят в 18 век. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
Фельетон как жанр газетной публицистики имеет в России многовековую традицию. В 1759 году фельетон опубликовал в журнале «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумароков «О думном дьячке, который взял с меня пятьдесят рублёв». Н. И. Новиков в журнале «Трутень» опубликовал не один фельетон.
В XIX веке фельетоном называли газетную рубрику, которая отделяла официальную часть газету от всего прочего, а также тексты, написанные живо, легко, без претензии на глубину, рассчитанные на широкую публику
Многие исследователи утверждают, что русский жанр фельетона родился на страницах «Телескопа» в 1831 году. Именно тогда были напечатаны литературно-критические фельетоны, подписанные затейливо шутливым именем Феофилакта Косичкина. Это А. С. Пушкин в форме веселой и язвительной иронии вел борьбу со своими литературными противниками - Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем.
В 60-70-е годы большой интерес к фельетону проявляли писатели-демократы.
В 60-е годы XIX века в печати утверждается новый вид фельетона — социальный.
В конце XIX века А. П. Чехов вел в «Осколках» фельетонное обозрение «Осколки московской жизни»
А.М. Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида вёл политические фельетоны в 1895-96 гг. на страницах «Самарской газеты» в традициях революционно-демократической журналистики
После 1917 года в Советской России сформировался принципиально иной подход к жанру фельетона. Жанр вошел в систему новой культуры революционного мироощущения. Стало модным увлечение фактографией, художественным документализмом.
Опора на достоверный факт и деталь – существенный принцип художественной публицистики 20-х годов ХХ века.
В этот период довольно точно определилось разделение фельетона на две модификации: публицистический и беллетризованный (фельетон-рассказ).
Фельетон-комментарий – первичная форма беллетризации газетной сатиры. В фельетоне-комментарии всю необходимую информацию содержит эпиграф. Комментируя определенное, уже свершившееся и известное читателю событие, фельетонист восполняет отсутствие неожиданности использованием художественных приемов. Так постепенно возникает большой фельетон, что происходит приблизительно к 1922-1923 годам. Появляется ассоциативная тема, что приводит к использованию ассоциативной композиции. Вместо статических картин, иллюстрирующих политические события, в фельетоне возникает сюжет, построенный по типу ассоциативной композиции. Частные мотивы сплетаются в единый образ, в художественно-публицистическую концепцию.
Е. Петров и И. Ильф - «безадресный» фельетон - фельетон, документальные границы которого размыты (не указано место действия, не названы персонажи, а иногда и ситуация, и герои, и место вымышлены) («Безмятежная тумба», «Техника на грани фантастики», «Веселящаяся единица», «Отдайте ему курсив» ).
М. Кольцов создал свой тип фельетона, который послужил образцом для многих фельетонистов. Исследователи «считают их особой гибридной формой литературы: очерком-фельетоном или очерковым фельетоном
Эстетический принцип фельетонного творчества Кольцова – документальность
(«Три дня в такси», «Семь дней в классе», «В ЗАГСе»)