ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.08.2019

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24. Фельетон в современной отечественной публицистике.

Под фельетоном мы будем понимать жанр художественно-публицистической литературы и журналистики, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое начало, и непременно – актуальность, злободневность. Фельетон призван оказать на читателя эмоционально-образное воздействие. Фельетон с самого начала был актуален и неофициален, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле. Главными критериями оценки являются его актуальность, узнаваемость героев и ситуаций. Для фельетониста характерна открытость выражения авторского отношения к предмету, построение с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий.
Предмет фельетона - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации. Фельетон - жанр оценочного характера. Главное в фельетоне не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация. Оценка фактической основы произведений может быть как субъективной, так и объективной.
Говоря о состоянии смеховой культуры в современной отечественной сатирической публицистике, можно выделить четыре парадокса, характеризующих это состояние.
Парадокс первый — обретение политической свободы, освобождение от идеологических догм и зашоренности не привело к расцвету комических жанров в отечественной публицистике рубежа веков.
Парадокс второй — отдельные формы комического современным обществом охотно потребляются (комедии на экране и на сцене, развлекательные шоу на эстраде, комическая реклама и проч.), но смеховая культура в целом несет очевидную тенденцию к своему снижению.
Парадокс третий — комическая стихия имеет благоприятные возможности для своего развития в постиндустриальном (информационном) обществе, ориентирующемся на личностные приоритеты в оценке происходящего, но этого не происходит.
Парадокс четвертый — эстетическую природу комического определяет ориентация на заострение, на преувеличение черт, свойств и признаков явления, на иносказание.

Сатирические жанры сейчас не в почете. А между тем, на протяжении более чем полувека они считались ведущими в советской отечественной журналистике. В чем причина такого упадка? Мнения по этому поводу неоднозначны. Ряд исследователей, в частности А. К. Бобков, видит корень проблемы не только и не столько в «эпохе смутного времени, обнажившей самые худшие стороны современной журналистики: стремление к наживе, зависимость от издателя и учредителя, забвение лучших традиций советской журналистики, зависимость от западных стереотипов журналистики, но и в потере мастерства» , понижении уровня квалификации современных фельетонистов.


Теоретик жанровой системы журналистики А. А. Тертычный упрекает капитал в диктатуре в сфере средств массовой информации, это приводит к «закрытию» нежелательных для критики тем.

Современный газетный фельетон XXI века – жанр, который пережил трансформацию. Это значит, что с течением времени фельетон приобрел определенные черты в формировании собственного образа, а также утратил некоторые из них по той же причине. По выражению Эхенбаума, «газета в переходный период представляет собой один сплошной фельетон».

В новое время фельетон пережил серьезную трансформацию. Изменения коснулись не только «фельетонных» фактов, но и образов, ирония не является направленной против искоренения какого-либо зла. В отношении личностных выводов в тексте современного фельетониста произошли заметные изменения: призывов к борьбе с пагубным явлением больше не наблюдается. Читатель знакомится исключительно с комментариями происходящего, которые в большинстве своем представляются лишенными авторских кардинальных предложений по тому или иному вопросу.

7. Современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор – не обезличенный ретранслятор передаваемой информации, он интерпретатор. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе. В условиях рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб – факт, второй – отношение автора к факту. Фельетон – жанр с ярко выраженным личностным отношением к изображаемому, поэтому одним из основных составляющих этого жанра можно назвать образ автора. Сегодня место, отягощенное функцией фельетона, попутешествовав по газетно-журнальным страницам, возвращается в виде колонки обозревателя, колонки редактора.