ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.08.2019
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
24. Фельетон в современной отечественной публицистике.
Под
фельетоном мы будем понимать жанр
художественно-публицистической
литературы и журналистики, которому
присуще критическое, нередко комическое,
в том числе сатирическое начало, и
непременно – актуальность, злободневность.
Фельетон призван оказать на читателя
эмоционально-образное воздействие.
Фельетон с самого начала был актуален
и неофициален, а отсюда преобладание
оценки и интерпретации актуальной
информации (а не изложение ее), комическая
(сатирическая) направленность в ее
подаче, “второй план”, расширяющий
описываемое до размеров общественно
значимого явления, и непременно мастерское
владение фельетонистом всеми средствами
языка и речи, проявляющееся в особом
фельетонном стиле. Главными критериями
оценки являются его актуальность,
узнаваемость героев и ситуаций. Для
фельетониста характерна открытость
выражения авторского отношения к
предмету, построение с использованием
приемов заострения, гиперболизации,
обобщения и типизации исходных
событий.
Предмет
фельетона - факт или ряд фактов, содержащий
в гипертрофированном виде черты, типичные
для явления того класса, к которому он
относится. Факты - опорные точки
сатирической типизации. Фельетон - жанр
оценочного характера. Главное в фельетоне
не те факты или события, которые послужили
толчком для его создания, а их оценка,
интерпретация. Оценка фактической
основы произведений может быть как
субъективной, так и объективной.
Говоря
о состоянии смеховой культуры в
современной отечественной сатирической
публицистике, можно выделить четыре
парадокса, характеризующих это
состояние.
Парадокс
первый — обретение политической свободы,
освобождение от идеологических догм и
зашоренности не привело к расцвету
комических жанров в отечественной
публицистике рубежа веков.
Парадокс
второй — отдельные формы комического
современным обществом охотно потребляются
(комедии на экране и на сцене, развлекательные
шоу на эстраде, комическая реклама и
проч.), но смеховая культура в целом
несет очевидную тенденцию к своему
снижению.
Парадокс
третий — комическая стихия имеет
благоприятные возможности для своего
развития в постиндустриальном
(информационном) обществе, ориентирующемся
на личностные приоритеты в оценке
происходящего, но этого не происходит.
Парадокс
четвертый — эстетическую природу
комического определяет ориентация на
заострение, на преувеличение черт,
свойств и признаков явления, на
иносказание.
Сатирические жанры сейчас не в почете. А между тем, на протяжении более чем полувека они считались ведущими в советской отечественной журналистике. В чем причина такого упадка? Мнения по этому поводу неоднозначны. Ряд исследователей, в частности А. К. Бобков, видит корень проблемы не только и не столько в «эпохе смутного времени, обнажившей самые худшие стороны современной журналистики: стремление к наживе, зависимость от издателя и учредителя, забвение лучших традиций советской журналистики, зависимость от западных стереотипов журналистики, но и в потере мастерства» , понижении уровня квалификации современных фельетонистов.
Теоретик жанровой системы журналистики А. А. Тертычный упрекает капитал в диктатуре в сфере средств массовой информации, это приводит к «закрытию» нежелательных для критики тем.
Современный газетный фельетон XXI века – жанр, который пережил трансформацию. Это значит, что с течением времени фельетон приобрел определенные черты в формировании собственного образа, а также утратил некоторые из них по той же причине. По выражению Эхенбаума, «газета в переходный период представляет собой один сплошной фельетон».
В новое время фельетон пережил серьезную трансформацию. Изменения коснулись не только «фельетонных» фактов, но и образов, ирония не является направленной против искоренения какого-либо зла. В отношении личностных выводов в тексте современного фельетониста произошли заметные изменения: призывов к борьбе с пагубным явлением больше не наблюдается. Читатель знакомится исключительно с комментариями происходящего, которые в большинстве своем представляются лишенными авторских кардинальных предложений по тому или иному вопросу.
7. Современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор – не обезличенный ретранслятор передаваемой информации, он интерпретатор. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе. В условиях рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб – факт, второй – отношение автора к факту. Фельетон – жанр с ярко выраженным личностным отношением к изображаемому, поэтому одним из основных составляющих этого жанра можно назвать образ автора. Сегодня место, отягощенное функцией фельетона, попутешествовав по газетно-журнальным страницам, возвращается в виде колонки обозревателя, колонки редактора.