ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2019
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
13. «Опыты» М. Монтеня.
"Вот книга доброй надежды, читатель."
Эта фраза открывает "Опыты", огромное собрание разнообразных личных, иногда противоречивых, рассуждений. Это сумма жизненного опыта и сознания, накопленного автором. Многочисленные темы затрагиваются, изучаются в определенном порядке. Затем автор оставляет их и переходит к другим сюжетам, которые лучше вписываются в развитие произведения. Мысль переходит от одной темы к другой, они сцеплены друг с другом и иллюстрированы множеством примеров.
Монтень начинает в анализа Истории и историков, политики, необходимости законов (несмотря на их иррациональный характер), чтобы лучше освоиться в этой области. История позволяет ему изучать текущие события его времени, тогда как знакомство с законами позволяет лучше организовать жизнь. Монтень боится изменений: революции и реформы дестабилизируют установленный порядок. Будучи либералом, он отрицает любую форму жестокости и насилия. Он не согласен с колониализмом (он берет в качестве примера испанский и португальский империализм). Превознося мнимые "варварские" цивилизации, он восстает против их уничтожения и нивелирования их индивидуальности. Он горячо протестует против любой формы пытки и в частности против допроса с пристрастием, который он считает бесчеловечным.
Но это отклонение от "общественного блага" используется для более глубокого анализа самосознания человека, и Монтень исследует его на своем примере. В отличие от "cogito" (прим. перев. Часть знаменитой фразы "Cogito, ergo sum" - "Мыслю, следовательно, существую") Декарта, он начинает с тела, так как именно оно познает все через органы чувств. Однако, в 16 веке во Франции тело и его ощущения совсем не принимались в расчет. Монтень противопоставляет этому раздвоению тело/душа концепцию, где основное место занимает их симбиоз. Эта позиция свидетельствует о его современности. Он соединяет телесные удовольствия и удовольствия духовные, более долговременные. Беседа, искусство, присущее человеку, позволяет познать высшее удовольствие дружбы (он приводит пример своей дружбы с Боэцием).
Он также затрагивает деликатные темы сексуальности и желания, что являлось смелым для его эпохи. Но он боится опасностей страсти, и призывает современников остерегаться женщин.
Страдание и смерть - еще две темы, которых Монтень не избежал в своих "Опытах". Он говорит об "искусстве старения" и по примеру стоиков описывает, как день за днем приспособиться к болям посредством подготовки духа и чувств. Однако, он советует умеренность во всем: нужно держать под контролем как страсть, так и страдания, отстраняться и сохранять дистанцию от всякой чрезмерности. Таким образом можно будет сохранить внутреннее спокойствие, защитить целостность своего "я".
Для этого Монтень разрабатывает философию природы. Взяв за основу изречение своего античного предшественника "Жить в согласии с природой", автор оплакивает тот факт, что человек заменил природу порождениями своего духа, что и является источником зла. Нужно чтить все дары природы: здоровье, красоту, чувственность, духовность. Нужно ежедневно радоваться этим дарам, не злоупотребляя ими. Наблюдение за естественными законами превращается в искусство жить.
В Первой книге есть обращение к читателю, где Монтень заявляет, что не искал славы и не стремился принести пользу это прежде всего искренняя книга, а предназначена она родным и друзьям, чтобы они смогли оживить в памяти его облик и характер, когда придет пора разлуки - уже очень близкой. Книга I Глава 1. Различными способами можно достичь одного и того же. "Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек".
Монтень считает, что сердце властителя можно смягчить покорностью. Но мне известны примеры, когда прямо противоположные качества - отвага и твердость - приводили к такому же результату.
Глава 7. О том, что наши намерения являются судьями наших поступков. Монтень видел на своем веку немало таких людей, которые, хотя совесть и уличала их в том, что они утаивают чужое имущество, тем не менее легко мирились с этим, рассчитывая удовлетворить законных владельцев после своей кончины, путем завещания. Такой образ действий ни в коем случае нельзя оправдать: плохо и то, что они откладывают столь срочное дело, и то, что желают возместить причиненный ими убыток ценою столь малых усилий и столь мало поступаясь своей выгодой.
Глава 19. О том, что нельзя судить, счастлив ли кто-нибудь, пока он не умер. Мишель Монтень упоминает о философе Солоне и призывает нас прислушаться к его совету, тем более, что есть все основания. Данный философ полагал, что милости или удары судьбы не значат счастья или несчастья, он смотрел глубже и хотел своими словами сказать, что не следует считать человека счастливым подразумевая под счастьем спокойствие и удовлетворенность благородного духа пока нам не доведется увидеть, как он умер.
Педагогика занимает ведущее место в "Опытах". Монтень противопоставляет энциклопедическому воспитанию Рабле умственное обучение, являющееся искусством жить: ребенок должен черпать свое образование "в великой книге мира", чтобы выковать свои убеждения и мораль. Они должны появиться из реальной жизни - путешествий, встреч... Эти педагогические мнения, описанные в "Опытах" отражают мнение автора о роли опыта: наблюдать мир и культивировать свое внутреннее "я", следовать за природой, чтобы выковать внутреннее равновесие, гармонию.