ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2019

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13. «Опыты» М. Монтеня.

"Вот книга доброй надежды, читатель."


Эта фраза открывает "Опыты", огромное собрание разнообразных личных, иногда противоречивых, рассуждений. Это сумма жизненного опыта и сознания, накопленного автором. Многочисленные темы затрагиваются, изучаются в определенном порядке. Затем автор оставляет их и переходит к другим сюжетам, которые лучше вписываются в развитие произведения. Мысль переходит от одной темы к другой, они сцеплены друг с другом и иллюстрированы множеством примеров.

Монтень начинает в анализа Истории и историков, политики, необходимости законов (несмотря на их иррациональный характер), чтобы лучше освоиться в этой области. История позволяет ему изучать текущие события его времени, тогда как знакомство с законами позволяет лучше организовать жизнь. Монтень боится изменений: революции и реформы дестабилизируют установленный порядок. Будучи либералом, он отрицает любую форму жестокости и насилия. Он не согласен с колониализмом (он берет в качестве примера испанский и португальский империализм). Превознося мнимые "варварские" цивилизации, он восстает против их уничтожения и нивелирования их индивидуальности. Он горячо протестует против любой формы пытки и в частности против допроса с пристрастием, который он считает бесчеловечным.

Но это отклонение от "общественного блага" используется для более глубокого анализа самосознания человека, и Монтень исследует его на своем примере. В отличие от "cogito" (прим. перев. Часть знаменитой фразы "Cogito, ergo sum" - "Мыслю, следовательно, существую") Декарта, он начинает с тела, так как именно оно познает все через органы чувств. Однако, в 16 веке во Франции тело и его ощущения совсем не принимались в расчет. Монтень противопоставляет этому раздвоению тело/душа концепцию, где основное место занимает их симбиоз. Эта позиция свидетельствует о его современности. Он соединяет телесные удовольствия и удовольствия духовные, более долговременные. Беседа, искусство, присущее человеку, позволяет познать высшее удовольствие дружбы (он приводит пример своей дружбы с Боэцием).

Он также затрагивает деликатные темы сексуальности и желания, что являлось смелым для его эпохи. Но он боится опасностей страсти, и призывает современников остерегаться женщин.

Страдание и смерть - еще две темы, которых Монтень не избежал в своих "Опытах". Он говорит об "искусстве старения" и по примеру стоиков описывает, как день за днем приспособиться к болям посредством подготовки духа и чувств. Однако, он советует умеренность во всем: нужно держать под контролем как страсть, так и страдания, отстраняться и сохранять дистанцию от всякой чрезмерности. Таким образом можно будет сохранить внутреннее спокойствие, защитить целостность своего "я".

Для этого Монтень разрабатывает философию природы. Взяв за основу изречение своего античного предшественника "Жить в согласии с природой", автор оплакивает тот факт, что человек заменил природу порождениями своего духа, что и является источником зла. Нужно чтить все дары природы: здоровье, красоту, чувственность, духовность. Нужно ежедневно радоваться этим дарам, не злоупотребляя ими. Наблюдение за естественными законами превращается в искусство жить.


В Первой книге есть обращение к читателю, где Монтень заявляет, что не искал славы и не стремился принести пользу это прежде всего искренняя книга, а предназначена она родным и друзьям, чтобы они смогли оживить в памяти его облик и характер, когда придет пора разлуки - уже очень близкой. Книга I Глава 1. Различными способами можно достичь одного и того же. "Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек".

Монтень считает, что сердце властителя можно смягчить покорностью. Но мне известны примеры, когда прямо противоположные качества - отвага и твердость - приводили к такому же результату.

Глава 7. О том, что наши намерения являются судьями наших поступков. Монтень видел на своем веку немало таких людей, которые, хотя совесть и уличала их в том, что они утаивают чужое имущество, тем не менее легко мирились с этим, рассчитывая удовлетворить законных владельцев после своей кончины, путем завещания. Такой образ действий ни в коем случае нельзя оправдать: плохо и то, что они откладывают столь срочное дело, и то, что желают возместить причиненный ими убыток ценою столь малых усилий и столь мало поступаясь своей выгодой.

 Глава 19. О том, что нельзя судить, счастлив ли кто-нибудь, пока он не умер. Мишель Монтень упоминает о философе Солоне и призывает нас прислушаться к его совету, тем более, что есть все основания. Данный философ полагал, что милости или удары судьбы не значат счастья или несчастья, он смотрел глубже и хотел своими словами сказать, что не следует считать человека счастливым подразумевая под счастьем спокойствие и удовлетворенность благородного духа пока нам не доведется увидеть, как он умер.

Педагогика занимает ведущее место в "Опытах". Монтень противопоставляет энциклопедическому воспитанию Рабле умственное обучение, являющееся искусством жить: ребенок должен черпать свое образование "в великой книге мира", чтобы выковать свои убеждения и мораль. Они должны появиться из реальной жизни - путешествий, встреч... Эти педагогические мнения, описанные в "Опытах" отражают мнение автора о роли опыта: наблюдать мир и культивировать свое внутреннее "я", следовать за природой, чтобы выковать внутреннее равновесие, гармонию.


Смотрите также файлы